Возвышение и кризис Османской империи
Тюркские (турецкие) племена, из которых во времена Арабского халифата формировалась гвардия, постепенно поставившая под свой контроль халифов, в период монгольских завоеваний откочевали в Малую Азию. При Османе I (правил в 1282—1326), по его имени стала называться создаваемая ими империя, турки подчинили себе большую часть византийских владений в Малой Азии, заставив Константинополь платить дань. При преемниках Османа турецкие войска хлынули на Балканский полуостров, завоевали болгар, разгромили сербских феодалов на Косовом поле в 1389 г., опустошили Венгрию. Опорой власти турок выступали не только военная сила, но и местная знать, принявшая исламскую веру. Начатый против османов крестовый поход завершился неудачей.
Когда войска Тимура вторглись в Малую Азию и в 1402 г. разгромили армию турок, их завоевания на время приостановились. Однако к середине XV века Османская империя восстановила свои силы. В 1453 г. она покорила Константинополь. Большая часть его населения была вырезана, а 60 тыс. человек уведены в рабство. Бывшая столица Византии стала называться Стамбулом.
Крымское ханство признало себя вассалом Турции и получило от нее поддержку при набегах на земли России и Польско-Литовского государства. Османы завершили завоевание Балканского полуострова, заняв территорию Албании. В 1480 г. их войска высадились в Южной Италии и угрожали Венеции. Власть Османской империи признали исламские государства Северной Африки, Аравийского полуострова.
В XVI веке Турция умело использовала конфликты между европейскими державами. Она сблизилась с Францией, соперничающей с Габсбургами за господство в Европе. В 1529 г. турки осадили Вену, в 1541 г. им удалось захватить столицу Венгрии — Будапешт. Габсбурги были вынуждены выплачивать Османской империи ежегодную дань.
Лишь к концу XVI века Южная и Центральная Европа отчасти избавились от турецкой угрозы. В 1571 г. коалиция Испании, Венеции, государств Италии, созданная по инициативе папы римского, добилась победы над Турцией. В морской битве при Лепанто турецкий флот был разбит наголову. Австрийские Габсбурги после пятнадцатилетней войны с Турцией (1591—1606) приостановили ее натиск на свои владения. Последний раз в истории Османской империи ее войска осадили Вену в 1683 г.
Наступление XVIII века ознаменовалось упадком Османской империи. Она сложилась как военно-феодальная деспотия. Султан был носителем абсолютной власти — и светской, и духовной. Его опорой, инструментом завоевания и ограбления новых земель, получения дани выступала военная сила. Право сбора налогов с части государственных и вновь завоеванных земель передавалось военному сословию, которое составляло основу кавалерии османской армии. При введенной военно-ленной системе земельные угодья нельзя было объединять или дробить. Они передавались по наследству только с разрешения султанского правительства при условии пригодности наследника к военной службе.
Основу пехоты составляли янычары — профессиональные воины. Их подбирали из физически крепких мальчиков, в том числе и из христианских земель. Янычары воспитывались в духе исламского фанатизма. Им запрещалось жениться, заниматься ремеслом и торговлей. (В XVIII веке эти запреты перестали соблюдаться.)
В обществе не было жестких сословных граней. Вчерашний раб по желанию султана мог стать пашой, управляющим целой провинцией или визирем, министром при дворе султана. Точно так же визирь мог в любой момент лишиться не только поста, но и жизни.
Османская империя создавалась в процессе завоеваний и укреплялась за их счет. Когда завоевательная политика зашла в тупик, военно-ленная система землевладения начала изживать себя. Держатели крупных и мелких ленов постепенно становились помещиками-землевладельцами. Многие земли султаны раздали своим приближенным в собственность. Служба перестала быть обязательным условием обладания землей. Все расходы по содержанию армии легли на государственную казну.
Стремления феодалов, властей к повышению доходов от эксплуатации земли вели к увеличению повинностей и налогов. Их бремя падало на крестьянство. Алчность знати росла с распространением моды на европейские предметы роскоши. Около сотни видов различных налогов (особенно тяжелым было положение немусульман, они должны были платить дополнительный налог — джизью или харадж) поглощали от трети до половины урожая. Высокие налоги препятствовали расширению производства, улучшению техники земледелия. Они также стали причиной нередких в Османской империи крестьянских бунтов.
В городах постепенно развивались ремесла, на европейских рынках были хорошо известны турецкие атлас, шали, розовое масло, изделия из серебра и слоновой кости, инкрустированное оружие. Однако сохраняющаяся цеховая система, отсутствие гарантий защиты частной собственности, налоги и поборы, в частности система патентов на занятие ремеслом и торговлей, конкуренция европейских товаров мешали развитию производства.
Первая в Турции типография открылась лишь в 1727 г., почти на триста лет позже, чем в Европе. Турецкая артиллерия к концу XVIII века со времени походов на Вену практически не улучшилась.
Капитал в основном действовал в сфере обращения, огромные масштабы приобрело ростовщичество. Ссужая деньгами разорявшихся ремесленников и землевладельцев, ростовщики получали контроль над цехами, откупали право сбора налогов.
Широчайшие масштабы приобрела коррупция. Многие должности, в том числе судей (кадиев), открыто продавались. На высшие посты в государстве и армии выдвигались люди, сведущие главным образом в мздоимстве и казнокрадстве. Для решения любого вопроса просителям, в том числе и послам иностранных держав, необходимо было задобрить влиятельных лиц подарками и подношениями. Особым влиянием пользовались начальник над евнухами султанского гарема и мать султана. Султан, в свою очередь, вынужден был подкупать янычар, устраивая для них увеселения, выплачивая им при вступлении на престол специальное вознаграждение.
Обнищание крестьян и ремесленников, деградация государственного аппарата, увлечение стамбульской знати европейской роскошью разрушали Османскую империю изнутри. В городских низах, среди части янычар и мусульманского духовенства росло недовольство. Люди думали, что империя ослабла потому, что нарушаются установленные Кораном нормы жизни.
В 1730 г. в Стамбуле произошло восстание, султан Ахмед III (правил в 1703—1730) отрекся от престола. Однако его преемник ограничился тем, что приказал разрушить выстроенный в европейском стиле султанский дворец и сместил наиболее непопулярных сановников. По-прежнему крупные местные феодалы, а нередко и назначенные султаном паши игнорировали центральное правительство, создавали войска, вводили собственные налоги, таможенные пошлины.
Со временем многие курдские и арабские племена отказывались признавать власть султана. В 1769 г. их примеру последовал Египет.