По 1 баллу за правильный выбор позиции

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Критерии оценивания

1. Выберите все правильные ответы, занесите их в таблицу.

Выберите из перечня категорий населения тех, кто является иждивенцами и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

1. Частично занятые на производстве.

2. Домохозяйки.

3. Студенты.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Несовершеннолетние дети.

6. Пенсионеры.

7. Предприниматели.

Найдите в приведенном перечне молодежные субкультуры и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1. Школьники.

2. Панки.

3. Готы.

4. Студенты.

5. Эмо.

6. Скинхеды.

7. Пионеры.

1.3. Какая пара приведенных ниже понятий отражает факторные ресурсы производства:

1. вклад в банке и вагоны с зерном, стоящие на путях

2. заработная плата рабочего и нефтепровод

3. компьютерная программа и деньги, взятые в кредит

4. рецепт производства кока-колы и ящики с сахарным песком

5. системный администратор и процент, выплаченный по вкладу в банк

Господство, основанное на привычке повиноваться, в политологии называется

1. харизматическое

2. легальное

3. традиционное

4. рациональное

5. устойчивое

Мотивами человеческой деятельности могут являться

1. потребности

2. действия

3. поступки

4. интересы

5. убеждения

В Федеральное Собрание РФ входят

1. Государственный Совет и Государственная Дума

2. Администрация Президента и Государственная Дума

3. Совет Федерации и Государственная Дума

4. Правительство и Совет Федерации

5. правильного ответа нет

Что характеризует мораль в отличие от других социальных норм

1. направленность на регулирование общественных отношений

2. регулирование отношений с позиций «прекрасное» и «безобразное»

3. регулирование отношений с позиций «добра» и «зла»

4. обращение ко всем людям

5. исторический характер проявления

1.8. К глобальным проблемам современности не относят

1. проблема дефицита бюджета во Франции

2. проблема «Север-Юг»

3. проблема глобального потепления

4. проблема «пробок» в Москве

5. проблема роста террористической угрозы


1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8.
3,5,6 2,3,5 1,4,5 1,4

Балл за ответ выставляется в случае определения учащимися всех правильных позиций.

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

1.1. опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов (эмпирические методы познания)

1.2. ночные работы, подъем тяжестей, работа в казино и ночных клубах, работа в основное учебное время (юридические ограничения применения труда несовершеннолетних)

1.3. командная, рыночная, традиционная, смешанная (тип экономических систем)

Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.

Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.

2.1.Информационное, традиционное, индустриальное, капиталистическое (капиталистическое, т.к. не выделяется в типологии Д. Белла, является иллюстрацией формационного подхода К. Маркса, в отличие от цивилизационного подхода Д. Белла)).

2.2.консервативные, либеральные, массовые, радикальные (массовые, т.к. относятся к классификации партий по кадровому составу в отличие от остальных, связанных с идеологическим основанием классификации).

2.3. народность, толпа, нация, племя (толпа, т.к. является квазигруппой, а не этнической общностью).

Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:

4.1.Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ входят в систему органов государственной власти.

4.2.Теоретические знания человек получает из опыта.

4.3.Современные демократические избирательные системы опираются на принцип всеобщности.

4.4. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?

4.5.Доход от продажи земельного участка называется рентой.

4.6.Судья не может быть привлечен к юридической ответственности.

4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.5.
нет нет да нет нет нет

За правильно определенную позицию выставляется 2 балла.

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Мораль как форма духовной жизни возникла уже в (……) . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (……), там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (……) , ее нормы, как правило, (……) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (……) . Как и право, она имеет значение (……); в отличие от права – не (……). . .В морали на первый план выходит (……), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

  1. первобытность 2. инстинкт 3. создается государством 4. общественное мнение 5. отношения между людьми   6. стихийно 7. императив 8. эпоха Средневековья 9. закреплены в законах 10. законодательный акт   11. не записаны 12. внутренний мотив 13. Древний Египет 14. государственное принуждение 15. государство

1, 5, 6, 11, 4, 7, 3, 12

По 1 баллу за правильный выбор позиции.

Наши рекомендации