Место России в современной системе международных отношений
Система международных отношений характеризуется совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом «социалистического лагеря», а затем и самого его создателя - СССР.
В истории крах системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что изменение системы международных отношений (или мирового порядка), сложившейся после 1945 г., произошло в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.
В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия (правопреемница СССР) претерпела глубокую трансформацию как ее участница. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, дезориентацией в определении главного противника на международной арене; перегруппировкой сил, коалиций и союзов; заменой ряда прежних идеологических стереотипов; сменой политических режимов; возникновением новых государств и т.д.
Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне все проиграли и, одновременно, все выиграли от ее окончания. Тем не менее, после распада соцлагеря, ОВД и СССР, возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене. Россия не в состоянии была оказать противодействие расширению НАТО за счет бывших государств - членов ОВД (Чехии, Венгрии и Польши), а в дальнейшем и за счет бывших республик СССР (стран Балтии). Все это - попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.
Главной задачей внешней политики современной России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством основные положения Концепции внешней политики Российской Федерации. Особенностями данной концепции являются отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
В современной системе международных отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.
Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.
В центре внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Евросоюз.
Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.
В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Такая политика возможна на основе угрозы использования военного, прежде всего, ядерного потенциала, воплощения амбиций политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических).
Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и, по сути дела, повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
В реальной политической деятельности РФ переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
Приоритетные направления внешней политики России:
- интеграция в европейское и мировое сообщество;
- разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР и бывшими странами соцлагеря;
- разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
- активное противостояние продвижению НАТО на Восток;
- активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки;
- развитие партнерских отношений с США;
- противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
- участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.