Освобождение от уголовной ответственности за совершение самовольного оставления части или места службы и дезертирства
Освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление можно лишь по основаниям, установленным законом. В УК РФ эти основания содержатся в главе 11. Все они являются общими и действуют лишь при совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Согласно п. 2 ст. 75 УК РФ, лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ[56]. Примечания к статьям 337 и 338 УК РФ как раз и являются специальными случаями освобождения от уголовной ответственности.
Примечание к ст. 337 УК РФ разъясняет, что военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Итак, закон требует выполнения одновременно двух условий:
1. деяние совершено впервые;
2. деяние явилось следствием тяжелых жизненных обстоятельств.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», впервые совершившим преступление следует считать, в частности, лицо:
а) совершившее одно или несколько преступлений (вне зависимости от квалификации их по одной статье, части статьи или нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации), ни за одно из которых оно ранее не было осуждено;
б) предыдущий приговор, в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу;
в) предыдущий приговор, в отношении которого на момент совершения нового преступления вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место одно из обстоятельств, аннулирующих правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности (например, освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговора, снятие или погашение судимости);
г) предыдущий приговор, в отношении которого вступил в законную силу, но на момент судебного разбирательства устранена преступность деяния, за которое лицо было осуждено;
д) которое ранее было освобождено от уголовной ответственности[57].
Если вопрос о признании лица, совершившем преступление впервые, решен, то вопрос о том, какие обстоятельства следует признавать тяжелыми, до сих пор на практике вызывает определенные трудности.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 3 апреля 2008 г. № 3 указал, что под стечением тяжелых обстоятельств следует понимать, объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление[58].
К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь)[59].
Такое разъяснение не дает однозначного ответа на вопрос о том, какие обстоятельства признавать тяжелыми. Решение данной проблемы будет рассмотрено нами в четвертом параграфе моей дипломной работы.
Если при самовольном оставлении воинской части или места службы освобождение от уголовной ответственности возможно при совершении, как основного, так и квалифицированных составов, то при совершении квалифицированных составов дезертирства, институт освобождения от уголовной ответственности не действует вовсе. Возможно, такой подход законодателя связан с природой дезертирства, которое является тяжким, позорящим честь армии преступлением.
Субъект преступлений
«Ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 и 339 УК РФ, могут нести военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов»[60], соответственно субъект преступлений, предусмотренных указанными статьями, - специальный.
Согласно ст. 1,2 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий имеет статус, который предопределяет его ответственность.[61] Это положение является базовым, системным в части определения ответственности военнослужащего лица, совершившего преступление. Для признания лица субъектом преступлений против порядка прохождения военной службы, необходимо установить его принадлежность к категории военнослужащих, а также статус, которым он обладает в зависимости от способа прохождения военной службы - по призыву или по контракту.
К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, следует относить:
1. сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Контракт с курсантом военно-учебного заведения заключается по достижении им 18 лет, но не ранее окончания им первого курса обучения.
2. лиц мужского пола (бывших курсантов), отчисленных по различным основаниям из военных образовательных учреждений профессионального образования, а также отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
3. военнослужащих, которые заключили контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, однако, как не выполнившие условия контракта или не выдержавшие испытания, были вновь направлены для прохождения военной службы по призыву.[62]
В теории военно-уголовного права возник вопрос правомерности признания субъектами преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 УК РФ, курсантов военных образовательных учреждений, не достигших 18-летнего возраста. Сторонники этой точки зрения считают, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие 18-летнего возраста, на военную службу, исходя и положения п. «а» ч. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не призываются и по своему возрасту не относятся к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.[63]
Некоторые, описанную точку зрения считают несостоятельной, поскольку она противоречит положениям основных законов «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также положениям воинских уставов.
Согласно положениям указанного законодательства, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации существует только два вида прохождения военной службы – по призыву и по контракту. Других видов прохождения военной службы законодательством РФ не предусмотрено. Соответственно, права, обязанности, возлагаемые военнослужащих, а также основания и порядок привлечения их к ответственности регламентируются положениями указанных законов и воинских уставов только применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту. Кроме того, законом прямо установлено, что граждане в возрасте от 16 до 22 лет, добровольно поступившие в военно-учебное заведение, с момента зачисления их в это заведение и до заключения контракта становятся военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, а с момента заключения с ними контракта – военнослужащими, проходящими военную службу по контракту[64]. Согласно п. 1 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В соответствии с ч. 1 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на поступление в военные профессиональные образовательные организации высшего образования имеют граждане в возрасте от 16 лет[65], соответственно, именно с этого возраста лицо, поступившее в указанные образовательные организации, будет являться военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а значит возраста уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 337 и 338, он достиг. В дополнение к изложенному, хочется напомнить мнение Верховного Суда, который в своем ПП ВС РФ № 3 указывает, что «к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, следует относить сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы» .
В настоящее время практика идет в разрез с мнением Верховного Суда. Принято, что неправомерно признавать субъектами преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 УК РФ, курсантов военных образовательных учреждений, не достигших 18-летнего возраста, т.к. курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие 18-летнего возраста, на военную службу не призываются и по своему возрасту не относятся к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Считаем данную практику абсолютно правильной.
Как уже отмечалось, субъектом преступлений, предусмотренных статьями 337 и 338 УК РФ, являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту. В теории уголовного права дискуссионным является вопрос об обоснованности привлечения к уголовной ответственности по ст. 337 и 338 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так как, по мнению ряда исследователей, их действия, направленные на самовольное оставление части или места службы и дезертирство, не достигают такой степени общественной опасности, которая необходима для криминализации содеянного. Для военнослужащего контрактной службы военная служба это - специфическая работа, на которую он добровольно нанимается, в отличие от военнослужащего срочной службы, для которого прохождение военной службы - его конституционная обязанность, как гражданина Российской Федерации. Справедливо возникает вопрос: можно ли за неисполнение служебных обязанностей, которые лицо приняло на себя добровольно, привлекать последнего к уголовной ответственности? Этот вопрос косвенно стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в своем определении указал, что«военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. В статье 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. К таким условиям относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Данный Федеральный закон устанавливает также, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из названных законоположений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея при этом в виду возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения. Следовательно, установление уголовной ответственности и ее применение в отношении военнослужащего, добровольно проходящего военную службу по контракту и совершившего воинское преступление, не затрагивает его конституционное право на труд и не может расцениваться как дискриминационное».[66] Иначе говоря, лицо, добровольно принявшее на себя все обязанности и тяготы военной службы, в полной мере должно нести ответственность за свои деяния, совершенные в отношении порядка прохождения этой службы.
Тогда, признавая конституционным и вполне обоснованным установление уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы военнослужащих, проходящих службу по контракту, возникают вполне закономерные вопросы: почему для привлечения, к ответственности в отношении контрактника установлена повышенная, по сравнению с призывниками, длительность отсутствия, и нет ли здесь нарушения принципа равенства граждан перед законом. Еще при подготовке Воинского устава о наказаниях 1868 г. высказывалось мнение о том, что нельзя устанавливать различие между офицером и солдатом в сроках самовольного отсутствия, нельзя офицеров наказывать слабее солдат за однородные преступления, ибо они имеют больше прав законно увеличить время своего отсутствия. Более того, если бы они наказывались слабее солдат, то тем самым поощрялись бы распущенность и неаккуратность.[67]
Полагаем, в настоящее время различный подход к наказанию военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, обусловлен спецификой службы по призыву и по контракту, что находит подтверждение в особенностях регламента служебного времени.
Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие контракт о прохождении военной службы[68].
Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации – Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба федеральным законодательством[69].
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
1. граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
2. иностранные граждане, законно находящиеся на территории
Российской Федерации, в возрасте от 18 до 30 лет.
Закон не умаляет право женщин на прохождение военной службы, предусматривая для них лишь один способ ее прохождения – по контракту, а наоборот, делает это именно правом, а не обязанностью, как для мужчин в возрасте от 18 до 27 лет[70].
Таким образом, субъектом преступлений, предусмотренных статьями 337 и 338, могут быть не только лица мужского пола, но и женского.
Поступление на военную службу предусматривает ряд определенных требований к кандидатам, одним из которых является признание лица годным по состоянию здоровья к военной службе военно-врачебной комиссией. Дискуссионной является ситуация, когда военнослужащий, при поступлении на военную службу по призыву или по контракту по заключению военно-врачебной комиссией признан годным к военной службе, однако, не справившись с тяготами и лишениями военной службы, совершает самовольное оставление части или места службы или дезертирство и за время отсутствия на военной службе, в связи с перенесенной болезнью или с образом жизни по состоянию здоровья становится не годным к военной службе. Сторонники одной точки зрения считают, что военнослужащий все равно должен нести ответственность за преступления, предусмотренные статьями 337 и 338 УК РФ, аргументируя тем, что во время отсутствия на военной службе, лицо все еще находится в статусе военнослужащего, то есть имеет определенные права и обязанности, обусловленные спецификой военной службы. Самовольно оставляя воинскую часть или место службы, военнослужащий своего статуса не теряет, а значит на протяжении времени отсутствия его обязанности, предусмотренные его статусом, не прекращаются.
Сторонники другой точки зрения уверены, что такое лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы, поскольку состав преступлений, предусмотренных статьями 337 и 338 – формальный, значит и окончен он с момента совершения деяния, то есть с момента самовольного оставления части или места службы. Привлекать лицо, которое на момент задержания уже не является годным к военной службе, не может нести обязанности, предусмотренные спецификой военной службы – значит федеральное законодательство, в соответствии с которым, такое лицо не может быть признано военнослужащим, а значит и субъектом военных преступлений.
На практике этот вопрос решается однозначно: если по заключению военно-врачебной комиссии военнослужащий признан не годным к прохождению военной службы, то он не может быть признан субъектом преступлений, устанавливающих ответственность военнослужащих. Такое правоприменение полностью совпадает с принципом действия уголовного закона во времени, в соответствии с которым уголовный закон, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Часть 2 статьи 337 УК РФ устанавливает ответственность за самовольное оставления воинской части или места службы для военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части. Субъект преступления специальный - военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части.
Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть. Содержание в ней подчинено цели исправления осужденного в духе точного исполнения законов, военной присяги, воинских уставов, приказов начальников, честного отношения к службе, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части уголовного кодекса РФ за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах.
Кроме вышеперечисленных категорий военнослужащих, к субъектам преступлений против прохождения военной службы статья 331 УК РФ относит граждан, пребывающих в запасе во время прохождения ими военных сборов. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:
1. уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
2. успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
3. не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
4. не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
5. не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
6. не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
7. уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
8. прошедших альтернативную гражданскую службу;
9. женского пола, имеющих военно-учетную специальность[71].
Главным условием привлечения к ответственности граждан, пребывающих в запасе, является прохождение ими военных сборов.
При решении вопроса о субъекте преступлений против порядка прохождения военной службы следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» начальным моментом службы является:
* для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;
* для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
* для граждан, не проходивших военной службы или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - дата зачисления в указанные образовательные организации[72].
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Именно с начальным и конечным моментом военной службы закон в РФ связывает обладание лицом статуса военнослужащего, предопределяющего его ответственность.
Не рассмотренным остался вопрос об ответственности лиц, неправомерно находящихся на военной службе. Являются ли они субъектами преступлений, предусмотренным статьями 337 и 338?
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации по делу М. от 29 апреля 1993 г. отмечается, что в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина определяют содержание и смысл деятельности всех органов государственной власти, в том числе и судебной. В случае незаконного призыва гражданина нарушается его право на исполнение обязанностей по военной службе по основаниям, установленным действующим законодательством. Гражданин, на которого незаконно возложены обязанности по военной службе вследствие незаконного призыва, не является субъектом преступления против порядка пребывания на военной службе. Само пребывание данного гражданина на военной службе является незаконным, в силу чего оно не должно охраняться мерами уголовно-правового характера.[73] Иное толкование изложенной проблемы противоречило бы ст. 18 Конституции Российской Федерации[74]. На мой взгляд, такой подход к проблеме привлечения к ответственности лиц, неправомерно пребывающих на военной службе, является наиболее правильным. Ведь, закон, устанавливая определенный перечень оснований, ограничивающих необходимость определенных категорий лиц проходить военную службу, тем самым освобождает их от исполнения обязанностей военной службы. Привлекать к уголовной ответственности лиц, которые в нарушение этого перечня оснований, неправомерно находятся на военной службе, - значит признавать основания освобождения или отсрочки призыва на военную службу несостоятельными.
Такого противоречия в законе, по нашему глубокому убеждению, быть не должно.