Государство кереев и найманов: этнополитическая история
Государства найманов. В 12 в. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла крупное центрально-азиатское гос. объединение. Термин «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. После образования гос-ва каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку хана. Гос-во найманов занимало земли к западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост. К-не.
Государство кереитов. Этнический состав кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере – меркиты, на востоке татары, В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство нестоианского толка. Кереиты. Кереиты подерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглами, уйгурами и т.д. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, имели свою территорию, в них функционировал аппарат управления, Документы скреплялись печатью. К концу 12 в. произошло политическое возвышение Темучина, к-ый разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.
Найманы и Кереиты впервые появились на истор. арене около середины XIII в. Найманы тогда были известны под названием «сегиз огуз», т.е. Союз 8 племён, и находились под властью Уйгурского каг., а кереиты– под властью киданей.В 1125 г. гос. киданей распалось, и кереиты получили независимость. Возглавили их правители с титулом «буюрук хан», 1й из которых – Маргуз Буюрук хан – был одновремено и ханом монголов. Найманы основали собственое гос. в 1143г., правителем их стал ИнанчБильгеБуку хан. К югу от кереитов и найманов на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты.Гос. найманов. После образования гос. каракиданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем ИнанчБильгеБуку хана. Гос. Найманов занимало земли к западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост. КZ. C самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Цент. Азии. После смерти в конце XII – начале XIII вв. Инанч хана, найманское ханство распалось на 2 части, которые возглавили 2 сына Инанча: Таян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201г. 2 владения потерпели поражение от кереитскомонгольского союза. В 1204г. монголы разгромили Таян хана, а в 1206– Буюрук хана. Гос. кереитов. В 50х г. XII века обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. В 1171г. ханство возглавил Торгул хан. В начале 80х г. Торгул начинает поддерживать монгольского хана Темучина, пытаясь через него укрепить своё влияние среди монголов. В 1183г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Торгулу был пожалован китайский титул «Ван», т.е. «царь», что было официальным признанием сувереных прав Торгула в Цент. Азии. В 90х г. власть хана ослабла. В1196 г. он бежал в Тангут, но уже в 1198 г. вернулся и вновь стал правителем керитскомонгольской федерации. Конец XII – нач. XIII ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов. В 1203г. между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Большая
14. Материальная культура на территории Казахстана V-XIII в. (хозяйство, ремесло, торговля). Городская архитектура.
Развитие городской культуры. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в 10-12вв., в этот период самыми крупными городами были Испиджаб и Отрар. Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале 7в. в южном Казахстане г. Испиджаб. Только здесь были Тимы – караван-сараи с местом для торговли тканями, самый крупный по численности населения город средневековья. Этот город в 6в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в 10-12вв, только на территории Жетысу найдено более 100 средневековых городов. Центрами оседлой культуры раннего средневековья на юге Казахстана являлись г. Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу – г. Талхир (Талгар), Алмалы, Койлык. Крупным городом Чуйской долины был г. Суяб, о нем писали «в нем смешанно живут торговцы разных стран, а половину из них составляют купцы». Тараз – «город купцов», «место торговли мусульман с тюрками». Отрар самый крупный город 12 в. по территории. Отрар существовал до 17в. Резиденцией тюркских каганов был город Навакент или Новгород. Местом стечения купцов называли в 10в. г. Кедер. Материальная культура городских и степных жителей. Традиционная планировка средневековых городов – округлая. Города были обнесены глинобитными стенами, жилища состояли из одного или нескольких помещений. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Эта часть города называлась шахристан. Обычно на территории шахристана строилась крепость – цитадель, где правитель и знать могли укрыться в случае опасности. Во второй части, в предместье, окружавшем, город жили мелкие торговцы и ремесленники (рабад). Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы и бедняки (земледельческая округа). Центральная часть средневеково города, обнесенная стенами называлась Хисар. Наличие множества кладбищ вокруг городов, зимовок, Кентов, крепостей, говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течении многих веков. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада наблюдается в 10-12вв.Торговля и денежное обращение. Торговля велась по трем направлениям: 1) международная торговля; 2) торговля внутри самих городов; 3) торговые связи горожан и степного населения. Северная ветвь ВШП пролегала через юг Казахстана и Жетысу. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах тюркский каган Истеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Для торговли 9-12вв. был характерен рост товарно-денежных отношений. Одним из центров производства серебра было Семиречье. На монетах ставили тамги. В 8-10вв. в обращении были тюргешские монеты. У Караханидов в обращении были все виды дирхем (серебряные монеты). В качестве международной валюты были в ходу византийские золотые солиды. Золотой солид Юстиниана 1 найден в Таразе. На монетном дворе Отрара чеканились все виды денежных номиналов: медные фельсы, серебряные дирхемы, золотые солиды. В середине 13в. начал работать монетный двор в Отраре. Важную роль тюркских городов в 6-12вв. в системе международной торговли подтверждают найденные археологами монеты разных стран. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали заинтересованность во взаимной торговле. Архитектура. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем. В ходе раскопок г. Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются 11-12вв. Бани в 11 в. отапливались с помощью жаропроводящих каналов. Бани в Таразе обеспечивались водой по каналам с гор. Свидетельством высокого уровня архитектуры 10-12вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (10-11вв.) и Айша-биби (11-12 вв.), расположенные близ г.Тараза. Северо-туркестанской архитектурной школе 10-12 вв. характерны связи с традициями степного искусства. К памятникам караханидского зодчества относится мавзолей Карахана. Мавзолей Алаш-хана (10-11вв.), позднее достроен в 14-15вв. расположен в Центральном Казахстане. В 12в. на Сырдарье возводится мавзолей Сырлытам.
15. Духовная культура тюрков (ҮІ-ХІІ в.): древнетюркская письменность, язык, взаимодействие религий.
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки.
В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко- язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Тенгрианство. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу. Тюрки различали видимое небо «Кок» и Небо - бога «Тенгри». Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена. Следующим по значению, было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Древние тюрки особо почитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение.
Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидские историки и географы. Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз
объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб.
Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.
Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко- язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.
Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло- земледельческих районах получила распространение новая религия – ислам. В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V- XII вв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой цивилизации.