Понятие и роль судебной практики в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений
Роль судебной практики в регулировании ТО.
· Судебная практика находит свое выражение в следующих судебных актах
· Постановлениях и определениях КС РФ
· Постановление пленума ВС РФ
· Решения ВС по отдельным делам
· Решения нижестоящих судов, в т.ч. районных (городских) судов по конкретным трудовым спорам.
Конституционный Суд РФ
Разрешает дела о соответствии КРФ федеральных законов, НА Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Правительства РФ, конституций субъектов и др.
Акты или их отдельные положения, признанные конституционными, утрачивают силу (ст.125 КРФ).
Верховный Суд РФ
Является высшим судебным органом по делам подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Разъяснения даются в постановлениях пленума ВС. Эти разъяснения являются обязательными для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон по которому дано разъяснение.
Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в ред. Постановления от 28 декабря 2006 г. № 63 «о применении судами РФ трудового кодекса РФ».
Разъяснения пленума ВС даются для правильного разъяснения закона.
Юридическая природа этих судебных актов:
1. являются источниками права
a. многие положения постановлений пленума ВС содержат оригинальное указание на то, как следует решать тот или иной вопрос, не урегулированный в нормативном порядке, тем самым происходит восполнение пробелов в законе
b. судам предоставлено право проверять НПА и признавать их недействительными
c. судам предоставлено право непосредственного применения КРФ
d. соответственно тремя ветвям власти, судебная тоже должна принимать нормы общеобязательного характера
2. для того, чтобы признать судебные акты источником права необходимо внести изменения в КРФ и в ст.5 ТК.
8. Понятие, виды субъектов трудового права и их общая характеристика.
Субъекты ТП – это юридические и физические лица, которые на основе норм ТП являются или могут быть участниками правоотношений в сфере труда, а именно трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, являются обладателями субъективных прав и обязанностей. Каждый субъект ТП имеет свой правовой статус. Он определяется как ТК РФ так и другими НПА, содержащими нормы ТП.
Содержание правового статуса субъектов ТП включаются следующие элементы:
1) трудовая правосубъектность – это особое свойство, признаваемое трудовым законодательством за субъектами ТП, означающая что при наличии определенных условий они способны быть субъектами правоотношений в сфере труда. Правосубъектность включает:
a. трудовая правоспособность – обеспеченная государством и установленная ТЗ равная возможность вступать в ТО и непосредственно связанные с ними отношения.
b. Трудовая дееспособность – установленная ТЗ способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности
c. Деликтоспособность – способность субъекта ТП отвечать за совершенные им трудовые правонарушения.
2) Основные (статутные) трудовые права и обязанности, установленные законодательством.
3) Юридические гарантии, обеспечивающие реализацию основных трудовых прав и исполнение основных трудовых обязанностей.
4) Ответственность за нарушения, т.е. не исполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Различают 2 вида правовых статусов:
1. общий – устанавливается для каждого вида субъектов ТП в целом (граждане, физические лица, ЮЛ, органы по рассмотрению трудовых споров и др.).
2. специальный – представляет собой проявление общего правового статуса внутри видовым особенностям субъекта.
В состав субъектов ТП включаются:
1) граждане – работники
2) работодатели (физические и ЮЛ)
3) представители работников – профсоюзы, иные представители.
4) представители работодателей- руководители, другие уполномоченные лица, объединения работодателей
5) органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров
6) органы государственного надзора и контроля за соблюдением ТЗ.
7) Органы содействия обеспечения занятостью
8) Уполномоченные поп правам человека в РФ и субъектах РФ
9) Органы государственной власти и органы местного самоуправления
10) Органы социального партнерства в сфере труда
11) Иные субъекты отношений в сфере ТП.
Следует различать понятие субъект ТП и субъект ТПО.
9. Работники – субъекты трудового права.
Работник – это физическое лицо, вступившее в ТО с работодателя (ч.2 ст.20 ТК). Правосубъекность граждан и работников: Право и дееспособность гражданских работников существует в неразрывном единстве т.к. возникают одновременно и трудовая дееспособность может осуществляться только путем личных действий правоспособного лица, т.е. трудовые обязанности нельзя осуществлять через представителя.
Можно выделить 2 критерия трудовой правосубъектности граждан:
1. Возрастной критерий (ч.3 ст.20 ТК и с.63 ТК). Российские национальные требования относительно возраста допуска к работе по ТД основаны на международно-правовых стандартах, конвенции МОТ №238 1973 г. «о минимальном возрасте для приема на работу» предусматривает минимальный возраст приема на работу не ниже возраста получения обязательного школьного образования, но не менее 15 лет. По общему правилу в соответствии ч.1 ст.63 ТК заключение ТД допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В соответствии с ч.2 ст.63 ТК ТД могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью: в случаях получения общего образования; продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования, по иной чем очная форме обучения; оставления в соответствии с ФЗ общеобразовательного учреждения. Ст. 19 закона РФ от 10 июля «об образовании» обучающийся 15 лет может оставить общеобразовательное учреждения до получения образования с согласия родителей или иных представителей, комиссией по делам несовершеннолетних, органами МС, осуществляющего управление в сфере образования. По решению органов управления образовательного учреждения допускается исключение обучающегося, достигшего возраста 15 лет за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Такое решение принимается с учетом мнения его родителей, законных представителей и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с ч.3 ст.63 ТК ТД может быть заключен с учащимся, достигшим 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения с согласия одного из родителя или попечителя и органа опеки и попечительства. В соответствии с ч.4 ст.63 ТК допускается заключение ТД с лицами не достигшими возраста 14 лет в организациях кинематографии, театра, театральных и концертных организациях, цирка для участия в создании и исполнении экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей или опекуна и разрешения органа опеки и попечительства. ТД от имени работника в этом случае подписывается его родителем или опекуном.
2. волевой критерий (состояние психической готовности к труду) – признание человека, который в следствии психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими в установленном законом порядке недееспособным (ст.29 ГК) влечет за собой потерю им трудовой правосубъектности. Институт признания гражданина недееспособным в ТП отсутствует.
Законодательство устанавливает равную трудовую правосубъектность граждан (ст.37 КРФ ч.1, 2 ст.3 ТК). Ограничение трудовой правосубъектности граждан допускается только в случаях, предусмотренных законов. Основаниями для ограничения правусубъектности является:
1) приговор суда о лишении гражданина права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК).
2) Решение суда о дисквалификации (ст. 3.11 КоАП)
3) К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие заболевания в соответствии с перечнем, утвержденным минздавсоцразвития РФ (ст.331 ТК).
4) Государственным гражданским служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью
5) Работникам органов прокуратуры запрещается совместительство. ФЗ от 19.01.1992 «о прокуратуре РФ», кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности
6) Ст. 30 ГК устанавливает ограничение в получении заработка и распоряжении им для лиц, которые в следствии злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.
ТЗ устанавливает дополнительные требования при приеме на определенные работы, которые не являются ограничением трудовой право и дееспособности, а определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч.3 ст.3 ТК):
1) достижение определенного возраста (государственные гражданские служащие -18 лет, судьи и др.)
2) наличие документа о соответствующем образовании или специальной подготовки
3) наличие медицинского заключения о возможности использования на определенных видах работ (ст.69, 328 ТК).
4) Отсутствие запрета для приема на определенные работы несовершеннолетних и женщин (ст. 265, 253 ТК).
5) Владение государственным языком, гражданство РФ.
6) Наличие определенного трудового стажа.
Трудовые обязанности закреплены в ст.21 ТК. За неисполнение или не надлежащее исполнение трудовых обязанностей работник несет дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с ТК, а также гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в случаях предусмотренных ФЗ.
10. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодательству РФ.
Основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан от 25 июля 2002 г. «о правовом положении иностранных граждан в РФ».
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных названным ФЗ.
На территории РФ правила, установленные ТЗ распространяются на ТО с участием иностранных граждан (ч.5 ст.11 ТК). Работодатель имеет право по общему правилу привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Работодатель вправе привлекать иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующим получение визы, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением об этом федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение иностранному гражданину на работу выдается ФМС и ее территориальными органами при наличии заключения органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.
Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ утверждены постановлением правительства РФ от 15 ноября 2006 г. За выдачу разрешений взимается государственная пошлина (ст.333.28 налогового кодекса РФ).
Этот порядок не распространяется на иностранных граждан:
1. постоянно или временно проживающих в РФ
2. являющихся сотрудниками дипломатических представительств
3. работниками консульских учреждений
4. сотрудниками международных организаций
5. являющихся журналистами, аккредитованными в РФ
6. обучающихся в ГОУ ВПО и выполняющих работы в течении каникул или в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала и др.
Иностранный гражданин не имеет права:
1. находится на муниципальной службе, за исключением случаев когда
a. является гражданином иностранного государства – участника международного договора РФ в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (ст.13 ФЗ от 2 марта 2007 г. «о муниципальной службе в РФ»).
2. отношение иностранных граждан к государственной службе определяется ФЗ 27 мая 2003 г «о системе государственной службы РФ». Предусмотрено поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.
3. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ в соответствии с ограничениями, предусмотренными ст. 56 кодекса торгового мореплавания РФ.
4. быть членом экипажа военного корабля РФ
5. быть командиром воздушного судна гражданской авиации
6. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
7. заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен ФЗ-ми.
Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам.
Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами.
Законодательством установлена ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ и незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан (ст.18.10, 18.15, 18.16, 18.17 КоАП).
11. Работодатели (юридические и физические лица) – субъекты трудового права.
Работодатель – это физическое лицо либо ЮЛ (организация), вступившие в ТО с работником (ч.4 ст.20 ТК). ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ст. 48 ГК).
В качестве работодателей могут выступать как коммерческие так и не коммерческие организации (ст.50 ГК).
Трудовая правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (п.3 ст.49 ГК). Юридическое лицом считается созданным со дня внесения записи в единый государственный реестр ЮЛ (п.2 ст.52 ГК).
Два критерия трудовой правоспособности ЮЛ:
1. организационный – способность организации осуществлять подбор и расстановку, право приема и увольнения работников, а также способность организовывать их труд, создавать необходимые условия для работы.
2. имущественный – способность организации рассчитываться с работниками, т.е. право иметь денежные средства для выплаты ЗП и обладать самостоятельностью в расходовании денежных средств. Правоспособность прекращается с момента внесения записи о его исключении из единого государственного реестра ЮЛ .
ЮЛ в праве создавать представительства и филиалы, как свои обособленные подразделения, они не являются субъектами ТП, не могут быть работодателями. Их руководители вправе осуществлять действия от имени ЮЛ на основании доверенности в т.ч. заключать ТД с гражданами (ст.52 ТК).
Правовое положений организаций работодателя определяется ГК РФ, ТК РФ, специальными НПА по организационно-правовым формам организаций.
Трудовую правосубъектность ЮЛ реализуют их органы или уполномоченные ими лица (ч.6 ст.20 ТК).
Порядок назначения или избрания органов ЮЛ определяется законом и учредительными документами (п.1. ст.53 ГК).
Функции единоличного исполнительного органа, руководство организации осуществляет руководитель (ст.273 ТК).
Работодателями – физическими лицами признаются:
1. физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельность без образования ЮЛ с момента государственной регистрации в качестве ИП (п.1 ст.23 ГК). К этой категории работодателей приравнены частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с ФЗ подлежит государственной регистрации и лицензированию.
2. физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Они именуются физические лица, не являющиеся ИП.
Правовые обязанности работодателя в ТО осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем (ч.5,6 ст.20 ТК).
Заключать ТД в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие этого возраста со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме (эмансипация (ст.27 ГК). В качестве работодателя могут выступать физические лица, не достигшие возраста 18 лет в случаях перечисленных в ч.8,9,10 ст.20 ТК.
Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц установлены главой 48 ТК. В случаях предусмотренных ФЗ в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать ТД (ч.4 ст.20 ТК).
С.31,39 ФЗ от 11 июля 2001 г. «о политических партиях» местные и первичные отделения политических партий могут, не имея статуса ЮЛ заключать с работниками аппарата политической партии срочные ТД.
Основные права и обязанности работодателя закреплены в ст.22 ТК.
12. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны, представительство сторон социально-партнерских отношений.
. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.
СП в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, их представителями, работодателями, их представителями, органами государственной власти, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей в лице уполномоченных представителей (ст.25 ТК).
Основные принципы СП закреплены в ст.24 ТК.
Уровни СП:
1. на федеральном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в целом по РФ.
2. на межрегиональном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в 2х и более субъектах РФ.
3. на региональном уровне – в субъекте РФ.
4. отраслевом уровне – устанавливаются основы регулирования в сфере труда в отрасли
5. на территориальном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
6. на локальном уровне – уровне конкретного работодателя, организации. Устанавливаются обязательства в сфере труда.
Совокупность всех уровней СП представляет собой систему СП (ст.26 ТК). Представителями работников в СП являются профсоюзы или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК (ч.1 ст.29 ТК).
Интересы работников на локальном уровне СП представляют первичная профсоюзная организация, ее выборный орган (профком) или иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29, ст.30,31 ТК).
Интересы работников на всех уровнях, кроме локального представляют территориальные организации профсоюзов, соответствующие объединения профсоюзов.
Интересы работодателя на локальном уровне СП представляют руководитель организации, работодатель и ИП лично или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст.33 ТК). На всех иных уровнях СП интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей (ч.2 ст.33).
Объединения работодателей – некоммерческие организации. Особенности правового положения объединения работодателей установлены ФЗ от 27 ноября 2002г. «об объединениях рабоотдателей».
13. Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Формы СП – это способы осуществления СП, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования ТО. СП осуществляется в следующих формах (ст.27 ТК):
1. коллективных переговорах о подготовке проектов и заключению коллективных договоров и соглашений (гл.6 ТК).
2. взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования ТО, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования ТЗ.
3. участия работников, их представителей в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организации (гл. 8 ст.53 ТК).
4. участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст.386, 402 ТК).
Органы СП.
Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.
Органами СП общей компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).
Комиссии по регулированию СТО образуются по решению сторон на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования СТО, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением (ч.1 ст.35 ТК).
На федеральном уровне СП образованно и постоянно действует Российская трехсторонняя комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Основными целями комиссии являются:
· Регулирование СТО
· Согласование социально-экономических интересов сторон
Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
Участие комиссии по регулированию СТО в формировании и реализации государственной политики в сфере труда закреплено в ст.35.1 ТК.
К специализированным СП относятся:
· Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения в РФ»).
· Комитеты и комиссии по охране труда (ст.218 ТК).
· Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).
· Примирительные комиссии (ст.402 ТК).
14. Коллективный договор: понятие, значение, стороны и содержание.
Коллективный договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации или у ИП (т.е. у работодателя) и заключаемы работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).
КД может заключаться в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).
Значение КД:
1. это важнейший локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.
2. это правовой акт СП, позволяющий согласовать социально-экономические интересы работников и работодателей.
3. это форма привлечения работников к управлению производством.
4. это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.
Содержание и структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:
1. нормативные положения - действуют в течения всего срока действия КД, адресованы персонально не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.
a. информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.
b. локальные нормы – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.
В КД могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями.
2. организационные условия или положения – это условия о сроке действия КД, о порядке внесения в него изменения и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).
3. обязательственные условия КД – конкретные обязательства сторон. Эти условия действуют в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в КД дан в ч.2 ст.41 ТК.
КД не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень гарантий работников, т.е. ухудшающих условия работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).
15. Порядок заключения коллективного договора, срок и сфера его действия, регистрация коллективного договора.
Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).
Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:
1. проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
2. вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
3. создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
4. коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
5. разработка проекта КД. При не достижении согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
6. урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
7. обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
8. утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
9. подписание КД сторонами
10. регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда
16. Соглашения по социально-трудовым вопросам: понятие, виды, содержание, сфера действия. Генеральное соглашение по социально-трудовым вопросам.
Соглашения по социально-трудовым вопросам.
Соглашения – это правовой акт, регулирующий СТО и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальном уровнях СП. (ст.45-51 ТК).
17. Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). Государственные органы содействия занятости РФ и субъектов РФ.
Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).
Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.
Расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы является одним из основных приоритетов программы антикризисных мер правительства РФ на 2009г.
Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).
Занятыми считаются следующие категории граждан:
1. работающие по ТД
2. зарегистрированные в качестве ИП
3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера
5. являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
7. проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
8. проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
9. временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
10. являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:
· безработные граждане
· подходящая и неподходящая работа
· общественные работы
· пособие по безработице
В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:
1. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.
2. органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения
3. государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.
Основные функции ГСЗН:
1. оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда
2. разработка и реализация программ содействия занятости населения
3. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
4. организация мероприятий активной политики занятости населения
5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
6. осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.
Услуги, связанные с содействием занятости населения предоставляются гражданам бесплатно.
18. Безработные граждане: понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным.
Понятие безработных граждан дано в ст.3 закона «о занятости».
Безработными признаются:
· трудоспособные граждане
· которые не имеют работы и заработка
· зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы
· ищут работу
· готовы приступить к работе
Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Подходящей не может считаться работа если:
· связана с переменой места жительства без согласия гражданина
· условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда
· предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.
Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением правительства РФ от 22 апреля 1997г. Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
1. первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.