Понятие формы государства и ее структура
Форма государства - как объективная реальность и как понятие, включает в себя в обязательном порядке три безусловных элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственно-политический режим. Эти три элемента в совокупности образуют качественно новое понятие, новый реальный феномен – форму государства. Они составляют единое целое в данном состоянии, а форма государства соответственно представляет органическое единство.
Форма государства — это порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.
Структура формы государства — его целостное внутреннее строение, представляющее собой устойчивое единство элементов — формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима, а также формы политического режима, их связи друг с другом и с формой государства в целом.
Формы правления современных государств
Монархия (гр. monacrhia) — форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от народа (не утверждается им).
Абсолютная монархия — монарх не ограничен конституцией; осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладельческих и феодальных обществ).
• Парламентская — характерна для современных монархий, построенных на принципе парламентаризма: Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония и др.
• Дуалистическая — характерна для переходного периода от феодализма к капитализму, служит формой примирения интересов феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересов буржуазии (их представляет парламент): кайзеровская Германия в 1871—1918 гг., Тунис, Таиланд, Ливия, Эфиопия и др.
В дуалистической монархии юридически и фактически власть имеет двойственный характер: она разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, издаваемым парламентом и правом роспуска парламента.
В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности ограничена, символична.
Монарх формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями. Он только подписывает законодательные акты, принятые парламентом. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним, а не монархом. Фактическим главой государства (премьер-министр) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте.
Республика (лат. res publica) форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным народом на определенный срок.
Парламентская республика— глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент — глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.
Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)
Президентская республика - глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.)
Президент избирается внепарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак)
Смешанная форма правления (полупрезидентская, полупарламентская)— глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над деятельностью правительства (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не столько президенту, сколько премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Румыния, Словения, Хорватия).