Подведомственность трудовых споров

Подведомственность трудовых споров - это определение по свойствам и содержанию спора первоначального органа, рассматривающего трудовой спор.

Правильное определение подведомственности способствует скорейшему восстановлению нарушенных трудовых прав работников. Решение, вынесенное неправомочным органом, не имеет юридической силы и поэтому не подлежит исполнению в принудительном порядке. Подведомственность индивидуальных трудовых споров зависит от характера спора, от субъектов спора и от вида правоотношений, из которых возникает спор. Выделяют следующие группы трудовых споров в зависимости от их подведомственности:

1. споры, рассматриваемые в комиссии по трудовым спорам, после рассмотрения в которой спор может быть перенесен на рассмотрение суда, если одна из сторон не согласна с решение КТС. Комиссия по трудовым спорам рассматривает исковые споры, вытекающие из трудовых правоотношений (например, споры о наложении дисциплинарных взысканий, об удержании из заработной платы и др.).

2. споры, рассматриваемы судом. Согласно нового Трудового кодекса РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профсоюза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС, либо когда работник обращается в суд минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Таким образом, КТС в настоящее время не является обязательным первичным органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры. Работник по любому спору может, минуя КТС, сразу обратиться в суд. Между тем, по прежнему существуют индивидуальные трудовые споры, которые непосредственно рассматриваются в судах. К ним относятся:

o споры о восстановлении на работе;

o об изменении даты и формулировки и причины увольнения;

o об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

o о переводе на другую работу;

o о возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю;

o споры об обжаловании решения КТС по заявлению работника, работодателя, профсоюза или прокурора;

o споры об отказе в приеме на работу граждан, с которыми работодатель обязан заключить трудовой договор (например, споры лиц, приглашенных в порядке перевода из другой организации и др.);

o споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;

o споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

3. споры, рассматриваемые в органах Федеральной инспекции труда. Так, в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ данные органы ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

4. споры отдельных категорий работников, рассматриваемые в особом порядке. Так, согласно Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” споры государственных служащих по вопросам увольнения, перевода на другую работу и др. могут быть рассмотрены вышестоящим органом или судом.

5. коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

Раздел II. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Тема №3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Индивидуальный трудовой спор, в отличие от коллективного, рассматривается специальными органами (КТС и судом), наделенными полномочиями по принятию решений, обязательных для исполнения сторонами спора. Обращение в Комиссию по трудовым спорам (далее – КТС) и для работодателя, и для работника может стать важным инструментом по разрешению нередко возникающих индивидуальных трудовых споров.

Компетенция КТС

При наличии разногласий, возникших между работником и работодателем, и не урегулированных с помощью переговоров, стороны вправе обратиться в КТС или суд. ТК РФ не рассматривает КТС в качестве первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Следовательно, работник вправе по собственному усмотрению выбрать орган для разрешения индивидуального трудового спора. Для работников наиболее простым способом разрешения разногласий, возникающих между ними и работодателем, безусловно, является обращение в КТС.

КТС рассматривает все индивидуальные трудовые споры, если для их рассмотрения действующим трудовым законодательством не установлен иной порядок (ст. 385 ТК РФ). В частности, к компетенции КТС относятся споры:

- об оплате труда;

- о рабочем времени и времени отдыха;

- о признании недействительными условий трудового договора;

- об изменении существенных условий труда;

- о законности применения дисциплинарных взысканий;

- о праве на основной и дополнительный отпуск;

- об установлении рабочего времени и времени отдыха;

- о выплате различных надбавок к заработной плате;

- другие вопросы.

Обратите внимание, что споры, отнесенные непосредственно к компетенции суда (ст. 391 ТК РФ) не могут быть предметом рассмотрения КТС.

Одно из условий рассмотрения спора в КТС — предварительное разрешение разногласий между работником и работодателем. Так, в соответствии со статьей 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Вместе с тем, это положение ТК РФ носит большей частью декларативный характер, так как ТК РФ не требует доказательств попыток разрешения разногласий и достаточно устного сообщения работника об этом.

Однако даже если выяснится, что предварительных переговоров не было вообще, заявление работника должно быть принято и рассмотрено, поскольку ТК РФ не предусматривает возможность отказа в приеме заявления.

При выяснении того, что попытки предварительного разрешения разногласия отсутствуют, КТС должна принять меры, направленные на их урегулирование (например, организовать встречу работника и работодателя (их представителей) для обсуждения и разрешения разногласий).

Порядок образования КТС

В соответствии со ст. 384 ТК РФ КТС может быть образовано по инициативе:

• работников (представительного органа работников),

• и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

Следовательно, инициатором образования КТС может быть любая сторона трудовых отношений. Как правило, в большинстве случаев КТС создается по инициативе профсоюзного органа или представителей коллектива работников. Численность работающих значения не имеет.

ТК РФ предусматривает, что КТС должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Максимальная, как и минимальная численность членов КТС не определена, поэтому число представителей обеих сторон (а значит и общая численность членов КТС) определяется сторонами по взаимному соглашению. При этом работодатель и представительный орган работников направляют своих представителей в КТС в течение 10 дней после получения письменного предложения о создании комиссии.

Руководитель организации назначает представителей от работодателя. Ими могут быть руководители структурных подразделений (их заместители), административные работники, юристы, работники кадровых служб. Поскольку представители работодателя в КТС будут выполнять функции, не входящие в круг их непосредственных обязанностей, то необходимо получить их согласие на участие в работе КТС и ознакомить с приказом о включении в состав КТС.

Что касается представителей работников, они: а) избираются общим собранием (конференцией) работников; б) делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (ст. 384 ТК РФ).

Членами КТС могут быть любые работники, независимо от занимаемой должности, членства в профсоюзе и характера выполняемой ими работы.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. При этом КТС структурных подразделений образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации, но вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры только в пределах полномочий соответствующих подразделений (ст. 384 ТК РФ). Это важно: предметом рассмотрения КТС структурного подразделения не могут быть вопросы, относящиеся к компетенции руководителя организации. Принимая во внимание, что ТК РФ не конкретизирует структурные подразделения, КТС могут создаваться в цехе, отделе и т.д., т.е. в любом структурном подразделении организации.

КТС имеет свою печать и из своего состава избирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Организационно-техническое обеспечение КТС должно осуществляться работодателем (ст. 384 ТК РФ).

Наши рекомендации