Статья 220 оплата работ, услуг
Таможенные органы и учреждения, находящиеся в ведении ФТС Росси, в своей деятельности нуждаются в услугах других учреждений и организаций. Ниже приводится содержание этих расходов по элементам затрат, учитываемым при планировании данного вида затрат.
Подстатья 221 Услуги связи
К расходам на услуги связи относятся:
пересылка почтовых отправлений, приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, пересылка пенсий и пособий;
услуги фельдъегерской и специальной связи;
услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров, абонентская и повременная плата за использование линий связи;
плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
плата за регистрацию факсов, модемов и других средств связи; плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи и другие услуги связи.
Подстатья 222. Транспортные услуги
К расходам на транспортные услуги относят:
плату за транспортирование грузов в адрес таможенных органов железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом;
плату за оказание услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания со специализированным предприятием, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся, в том числе, техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение необходимыми качественными горюче-смазочными материалами и оригинальными запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО), поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии;
обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оплату проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно сотрудникам и членам их семей, а также возмещение указанных расходов; оплату проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, а также возмещение указанных расходов;
оплата по договорам перевозки изъятого или задержанного имущества, служебных животных, возмещение расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, страховые премии по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.).
Подстатья 223. Коммунальные услуги
Включает расходы таможенных органов и учреждений ФТС России на оплату услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, оплату услуг канализации, водоотведения, оплата технологических нужд, например, очистка систем, производимая поставщиком коммунальных услуг.
Подстатья 225. Работы, услуги по содержанию имущества
Это затраты таможенных органов и учреждений ФТС России на содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка снега, мусора, вывоз твердых бытовых отходов, дезинфекция, дератизация); санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (химчистка) имущества (транспорта, помещений, окон и т.д.), натирка полов, прачечные услуги, текущий и капитальный ремонт и реставрация нефинансовых активов.
Под ремонтом понимается комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых, в целях устранения неисправностей объектов нефинансовых активов, а также охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т.п., установленных в зданиях (сооружениях); проведения некапитальной перепланировки помещений; реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов; проведения работ по реставрации зданий – памятников истории, в которых размещаются некоторые таможенные органы (за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования и приводящих к существенным улучшениям объектов). К работам по ремонту для поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей оборудования и помещений, таких, как срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь помещений, пропускная способность и т.п., на изначально предусмотренном уровне, относятся: замена (установка) окон, дверей (ворот); замена (ремонт) элементов отопительной системы, систем водоснабжения, канализации, освещения (в т.ч. радиаторов, смесителей, раковин, унитазов, светильников; замена (ремонт) покрытия пола, стен, потолка (в том числе их окраска, монтаж навесного потолка), другие отделочные работы.
В результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.
Надо учесть, что к услугам по содержанию имущества в классификации операций сектора государственного управления относят только расходы заказчика (таможенного органа) на оплату работ, услуг, связанных с ремонтом объектов, производимые по договору (государственному контракту) с исполнителем.
Расходы, осуществляемые заказчиком в целях ремонта объекта, но осуществляемые на другие нужды, например, расходы на приобретение строительных материалов в целях проведения ремонта необходимо планировать по другому направлению бюджетной классификации (по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). Выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости ремонта, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления, исходя из их экономического содержания.
Для обеспечения пожарной безопасности объектов таможенной инфраструктуры требуются затраты на противопожарные мероприятия, связанные с огнезащитной обработкой имущества, зарядка огнетушителей, установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные), измерение сопротивления изоляции электропроводки, испытание устройств защитного заземления, проведение испытаний пожарных кранов.
К другим расходам по содержанию имущества относятся:
затраты на оклейку окон, услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении учреждения, а также их ветеринарное обслуживание и обследование;
обеспечение функционирования и поддержка работоспособности корпоративных мультисервисных сетей передачи данных, программно-аппаратных комплексов систем обеспечения информационной безопасности, техническое обслуживание информационно-коммуникационных инфраструктур (в т.ч. обслуживание локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, с учетом их отдельных элементов и частей (короба, кабели, розетки и т.д.), находящихся в оперативном управлении, аренде, безвозмездном пользовании, заправка картриджей;
государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений, в т.ч. весового хозяйства, манометров, термометров медицинских, измерительных медицинских аппаратов, спидометров;
обследование технического состояния (включая диагностику автотранспортных средств, в том числе, при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности, проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях лечебных учреждений, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность.
Подстатья 226. Прочие работы, услуги
К прочим работам и услугам относятся:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по типовому проектированию, разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
разработка документации, необходимой для проведения ремонта объектов нефинансовых активов;
монтажные работы (установка охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем; установка на автомобили дополнительного оборудования (сигнализаций, стеклоподъемников и т.п.); монтаж оборудования.
Таможенные органы планируют расходы на оплату разнообразных услуг, к которым относятся:
услуги по страхованию (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должностных лиц таможенных органов); услуг в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, например, «Консультант плюс»;
обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий, услуги по защите электронного документооборота с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
периодическая проверка объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;
аттестация компьютеров с целью защиты информации от несанкционированного доступа; изготовление бланочной продукции;
диспансеризация сотрудников, проведение государственной экспертизы проектной документации;
услуги по ведомственной, вневедомственной, пожарной и другой охране, приобретаемые на основании договоров с физическими и юридическими лицами;
подписка на периодические и справочные издания, приобретение бланочной продукции; размещение объявлений в газету;
оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
оплата за проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) при служебных командировках;
оплата услуг по стоянке служебного транспорта;
оплата услуг по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. (в т.ч. взносы (организационные взносы) за участие в указанных мероприятиях);
плата за обучение на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.
Часть расходов таможенных органов обусловлены законодательно установленными социальными выплатами. К ним относятся:
пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по старости; по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии);
пособия в рамках государственного социального страхования (по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при усыновлении ребенка, путевки на оздоровление детей);
пособия по социальной помощи населению (выплата выходных пособий сотрудникам, имеющим специальные звания, и компенсации гражданскому служащему при их увольнении в случаях, установленных нормативными актами, ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое обвиняемому сотруднику, временно отстраненному от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, возмещение вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний, а также выплата сумм в возмещение вреда указанным гражданам и семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и аварии на ПО "Маяк");
возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей
Статья 290. Прочие расходы
Таможенные органы платят налоги, государственные пошлины и сборы, разного рода платежи в бюджеты всех уровней: налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, государственные пошлины и сборы в установленных законодательством случаях.
Они также выплачивают стипендии студентам, аспирантам, докторантам, возмещают вред, причиненный участникам внешнеэкономической деятельности незаконными действиями (бездействием) таможенных органов или их должностными лицами; приобретают подарки и сувениры; несут представительские расходы на прием и обслуживание делегаций; расходы на выплату суточных, а также денежных средств на питание спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) и прочие расходы, не планируемые и не финансируемые по другим статьям классификации расходов бюджетных учреждений.
9.1.2. Расходы таможенных органов на увеличение (замену) нефинансовых активов
В отличие от ранее рассмотренных затрат таможенных органов и учреждений ФТС России по группе «Расходы», которые в основном направлены на индивида (оплата труда и социальные выплаты), или оплату услуг (работ) других организаций, расходы по группе «Поступление нефинансовых активов» связаны с имуществом таможенных органов, его заменой, пополнением, модернизацией. Рассмотрим основное содержание затрат таможенных органов по группе «Поступление нефинансовых активов", используя оговоренное условие об аналитических кодах для структурирования затрат.
Статья 310. Увеличение стоимости основных средств
К этим расходам таможенные органы и учреждения ФТС России относят:
приобретение основных средств (оборудования, транспортных средств, специальных технических средств таможенного контроля, жилых и нежилых помещений, объектов в составе имущества казны, изготовление предметов мебели и других объектов, относимых к основным средствам);
расходы на реконструкцию, модернизацию (например, поставки основных средств, необходимых для проведения модернизациифункционирующих систем (таких, как охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи), дооборудование.
К реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Под модернизацией понимают совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящую к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными. Дооборудование – это дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно. Реконструкция, дооборудование и модернизация объектов нефинансовых активов приводят к увеличению их балансовой стоимости. К расходам по увеличению основных средств относятся инвестиции в строительство объектов расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов основных средств.
Статья 320. Увеличение стоимости нематериальных активов
Это расходы на приобретение (изготовление) объектов нематериальных активов в составе имущества казны, базы данных, представляющие по подбору или расположению материалов результат творческого труда; программные продукты, аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, кино- и телепроизведения.
Статья 340. Увеличение стоимости материальных запасов
По этому направлению таможенные органы и медицинские (образовательные ) казенные учреждения ФТС России планируют расходы на приобретение:
медикаментов и перевязочных средств (витаминов, медицинских аптечек, индивидуальных пакетов, пломб, материалов для зубопротезирования);
продуктов питания (в том числе, спецпитания для работающих во вредных условиях труда);
горюче-смазочных материалов, строительных материалов; мягкого инвентаря и прочих материалов, например: фасадных вывесок и табличек для рабочих и хозяйственных помещений;
запасных частей для машин, оборудования, транспорта, оргтехники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем;
средств связи;
кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки служебных животных, саженцев многолетних насаждений и других предметов, классифицируемых как материалы.
В некоторых случаях таможенные органы не несут расходов в связи со своей деятельностью. В соответствии с федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» они не приобретают за плату земельные участки, на которых размещаются объекты таможенных органов. Необходимые земельные участки для размещения объектов таможенных органов являются федеральной собственностью и предоставляются таможенным органам в постоянное (бессрочное) пользование. По инициативе лиц, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки, таможенные органы могут находиться в помещениях, принадлежащих этим лицам, по договорам безвозмездного пользования. Но материально-техническое оснащение указанных помещений осуществляется самими таможенными органами за счет средств федерального бюджета.
Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов предоставляется право:
безвозмездно использовать водное и воздушное пространство Российской Федерации, акватории морских и речных портов, а также посадочные площади аэропортов, независимо от их принадлежности;
использовать преимущественное право входа в порт и выхода из него, а также право безвозмездного получения навигационной, гидрометеорологической, гидрографической информации, безвозмездного обеспечения полетов и судовождения.
Расходы таможенных органов формируются под воздействием реально складывающихся условий функционирования. Как суммы, так и структура расходов таможенных органов неодинакова. Это обусловлено различиями в структуре управления, в численности и составе кадров по выслуге лет, уровне технического оснащения, уровне региональных цен на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные тарифы, топливо и другие товары.
Таким образом, таможенные органы и учреждения ФТС России принимают на себя денежные обязательства уплатить юридическим или физическим лицам денежные средства в соответствии с условиями договоров или положениями закона. Денежные обязательства органов государственной власти лимитируются, так как могут быть исполнены за счет финансовых ресурсов, которые в каждом временном периоде ограничены возможностями бюджета государства.
Федеральная таможенная служба вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности таможенной службы. В процессе работы таможенных органов под воздействием внешних причин (роста цен на товарно-материальные ценности, измененияе тарифов на услуги связи, коммунальные услуги) и других факторов (например, изменения штатной численности) появляется потребность провести корректировку суммы расходов. Корректировка может осуществляться как при разработке проекта плана, так и в процессе реализации уже утвержденного плана.
9.1.3. Методология планирования расходов таможенными органами
Для расчета потребности в денежных средствах и с целью контроля их использования Федеральная таможенная служба России и подведомственные ей учреждения составляют проект бюджетной сметы.Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание таможенных органов и учреждений ФТС России и осуществление мероприятий по их развитию. Порядок составления и утверждения бюджетной сметы таможенного органа, её форма определяются Федеральной таможенной службой (статья 221 Бюджетного кодекса РФ) в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Показатели сметы по расходам формируются в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) операций сектора государственного управления.
Утверждению предшествует процесс разработки проекта плана расходов. Основной методпланирования расходов таможенного органа – нормативный, предполагающий использование централизованно утвержденных норм расходования всех видов ресурсов. Например, расходы на приобретение форменного обмундирования рассчитываются по заявке отдела материально-технического обеспечения, составленной исходя из норм табеля положенности (в том числе норм запасов обмундирования на складах) и штатной численности должностных лиц. Взносы по установленным обязательным платежам и налогам начисляются по ставкам, установленным Налоговым Кодексом РФ. Применяется также опытно-статистический метод в тех в случаях, когда общие нормы не установлены, а расходы конкретного таможенного органа в значительной степени формируются под воздействием региональных цен (тарифов), зависят от дальности перевозки грузов, граждан, например, при планировании расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на командировки и служебные разъезды. Проект плана по расходам ведется по принципу «снизу – вверх», от таможенных постов и таможен к РТУ, от РТУ – к ФТС России. Таможенные посты, не являющиеся юридическими лицами, находящиеся в подчинении таможни, к установленному сроку предоставляют в таможню заявки по всем видам ресурсов, необходимых для нормального функционирования. Расчет суммы некоторых расходов требует предварительного составления плана проведения работ (текущий или капитальный ремонт), оказания услуг (повышение квалификации кадров, служебные командировки)
С целью анализа расходов, поиска резервов их экономии и лучшего обоснования потребности в денежных средствах все расходы таможенных органов группируются по основным направлениям затрат. Для этого, например, можно объединить в одну группу расходы по улучшению материально-технической базы таможни и обеспечению условий для ее функционирования; во вторую группу – оплату услуг сторонних организаций по содержанию служебных и производственных помещений; в третью группу – расчеты с сотрудниками по денежному содержанию. Отдельно можно рассмотреть расходы по служебным командировкам. К первой условно выделенной группе относятся статьи, за счет средств которых осуществляется приобретение запасных частей и комплектующих к специальной технике и транспортным средствам, технические средства таможенного контроля, приобретение хозяйственного и производственного инвентаря. Ведь именно от уровня технической оснащенности, информационного обеспечения во многом зависит эффективность работы таможенных органов. Затрудняет процесс производственной деятельности и недостаток бумаги, картриджей для печатной техники, других канцелярских и расходных материалов.
Расходы второй группы являются следствием экономических отношений с организациями сферы услуг, в которых таможенные органы должны выступать как платежеспособные субъекты. По расходам третьей группы можно судить об уровне благосостояния сотрудников и работников таможенной службы, сравнивать расходы в отраслевом и региональном разрезах.
Расчетная сумма расходов таможни передается региональному таможенному управлению. Региональное таможенное управление:
· осуществляет планирование расходов на содержание и развитие управления;
· рассматривает, корректирует расчеты по расходам, представленные таможнями;
· составляет сводный расчет расходов регионального таможенного управления и представляет его в ФТС России для утверждения лимитов расходных обязательств.
Федеральная таможенная служба России формирует и обосновывает заявку на необходимые службе объемы бюджетных ассигнований. В нее кроме совокупных расходов региональных таможенных управлений включаются расходы аппарата ФТС, таможенных лабораторий, медицинских и других учреждений, подведомственных ФТС России. На этапе обоснования обязательно параллельно проводятся расчеты поступлений в федеральный бюджет России финансовых средств от деятельности таможенных органов в планируемом периоде.
Таможенным органам устанавливается предельная сумма денежных средств (лимит бюджетных обязательств), которая может быть ими израсходована в течение планового периода (квартала, года).После доведения до службы установленных лимитов бюджетных обязательств бюджетная смета Федеральной таможенной службы утверждается её руководителем. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до ФТС России лимитам бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций таможенных органов и подведомственных учреждений. На основе утвержденной ФТС России бюджетной сметы руководитель регионального таможенного управления утверждает сметы расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие нижестоящих таможенных органов.
Если расходование денежных средств в секторе государственного управления производится по заключенным договорам в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой классификацией расходов бюджетов, а также с учетом утвержденной бюджетной сметы, то осуществление таких кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств таможенными органами.