Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

О.Б. Широких

Е.Е. Деев

Методическая работа в общеобразовательных организациях

Учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

Коломна

УДК Рекомендовано к изданию

ББК редакционно-издательским

Ш советом МГОСГИ

Рецензенты:

Л.В. Лапшина, начальник отдела по работе с образовательными учреждениями управления образования администрации Зарайского муниципального района

Г.В. Шишкова, Отличник народного просвещения, директор МБОУ «ЛИЦЕЙ №5» г. Зарайск

Широких О.Б., Деев Е.Е.
ШМетодическая работа в общеобразовательных организациях / О.Б. Широких, Е.Е. Деев – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2015. – 200 с.

Настоящее учебное пособие освещает основные аспекты управления, организации, структуры и содержания методической деятельности в общеобразовательных организациях.

Учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям педагогических вузов, педагогам НОО, аспирантам, соискателям, студентам, обучающимся по программам бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, преподавателям и студентам педагогических колледжей

УДК

ББК

© Широких О.Б., Деев Е.Е. 2015

© ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», 2015

Содержание

Введение
§ 1. Историко-педагогические аспекты становления и развития системы методической работы в России
§ 2. Основные понятия и регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации
§ 3. Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
§ 4. Осуществление государственного контроля в сфере образования
§ 5. Основные документы, определяющие деятельность учителя начальных классов
§ 6. Организация методической работы в общеобразовательной школе (ретроспективный анализ)
§ 7. Школьное методическое объединение как основная структура управления работой образовательной организации на современном этапе
§ 8. Районные методические объединения
§ 9. Теоретические аспекты современной методической службы образовательной организации
§ 10. Содержание работы современной методической службы образовательной организации
§ 11. Структура методической службы образовательной организации
  § 12. Методическая служба образовательной организации инновационного типа  
§ 13. Блочно-содержательная структура методической работы в образовательной организации
§ 14. Функции управления методической работой образовательной организации
§ 15. Реализация функций управления методической работой в образовательной организации
§ 16 Роль диагностики в создании условий для развития личности педагога
§ 17. Построение модели управления методической службой в образовательной организации
§ 18. Планирование методической работы учителя
§ 19. Система методической работы в школе первой четверти ХХI века
§ 20. Разнообразие форм организации методической работы в школе
§ 21. Аттестация педагогов общеобразовательных организаций
Вместо заключения (компетенция и компетентность)
Список литературы

Введение

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования образования, в том числе и начального, как важнейшего звена общего образования.

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.

Процесс обновления общего образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в образовательных организациях, вставших на путь внедрения инноваций.

Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, важно помнить о том, что такая личность формируется только личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, организация действенной и эффективной структуры инновационной методической работы в образовательной организации является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования, поэтому отбор и структурирование нового содержания образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед образовательной организацией проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. Разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательной организации специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы. Создание таких условий, в которых бы преподаватель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно, помогало бы развитию самосознания и постоянного профессионального роста педагога. Правильно организованная деятельность побуждает педагогов к совершенствованию форм, методов, средств, приемов стимулирования, поддержки и активизации личностного роста обучающихся, к поиску адекватных образовательных программ, методик, технологий и способствует созданию конкретному инновационному образовательному пространству преподавателя, профессиональному самосовершенствованию, повышению продуктивности саморазвития личности педагога, дает возможность перехода методической деятельности в научно- и инновационно-методическую. И в этом случае у педагога появляется возможность активно заниматься научно-методической, поисковой, исследовательской, инновационной работой, учиться искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструментарий, поскольку эти умения не рождаются сами по себе: педагога этому надо учить. Справиться с такой задачей может лишь эффективно работающая методическая служба, которая успешно реализует главную цель методической работы – «разбудить» педагога и помочь ему осознать необходимость совершенствования своей профессиональной деятельности, подготовить его к активному освоению ситуации социальных перемен.

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовки и становления педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В настоящем пособии системно приведён теоретический и практический материал, полностью отражающий проблемы управления, организации, структуры и содержания методической деятельности в образовательных организациях. В процессе изучения предложенного содержания студенты подробно познакомятся с историей, становлением и развитием методической работы в общеобразовательных организациях, с акцентом на уровень начального образования. Наряду с приобретением теоретических знаний, студенты получат несомненные практические навыки работы с конкретными материалами по организации методической службы в образовательной организации.

Содержание пособия соответствует требованиям действующего в настоящее время Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года №46.

В пособии по всем его темам имеются: полноценное содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям, задания для самостоятельной работы студентов,
а также адекватный список литературы.

Материал пособия составлен на основе базовых методических и теоретических положений, принятых в современной высшей школе.
в пособии характеризуются историко-педагогические аспекты становления и развития системы методической работы в России, нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность общеобразовательных организаций и учителя начальных классов, рассматривается с разных позиций методическая работа в общеобразовательной школе, организованная по предметному и функциональному принципу (методическая служба инновационного типа), описаны функции управления и планирование методической работы, представлена система методической работы в школе первой четверти ХХI века.

Помимо традиционных источников на бумажном носителе, в пособии использованы материалы интернет-ресурсов, ссылки на которые помещены после параграфов.

§1. Историко-педагогические аспекты становления
и развития системы методической работы в России

Изучение процесса становления и развития методической работы от ее зарождения и до наших дней представляет большой научный интерес, так как помогает использовать апробированные на практике принципы построения ее содержания, организации и формы и на этой основе проектировать ее дальнейшее развитие.

Историко-логический подход и теоретический анализ документальных, научных источников и литературы позволил охарактеризовать становление методической работы в России и на основе сравнительно-исторического анализа выявить общие закономерности и тенденции в ее развитии.

Уникальная система методической работы с педагогическими кадрами начала складываться в России более 180 лет тому назад. Сегодня она включает школьные методические кабинеты, районные (городские) методические центры (кабинеты), институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, педагогические академии последипломного образования и др.

Изучение истории зарождения, становления и развития организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и ее содержания убеждает, что они явились отражением реальной потребности в совершенствовании профессионального мастерства учителя. Вопросы, касающиеся проблемы становления методической работы, находим в трудах П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Многие позднее освещены в работах А.Н. Волковского, Г.И. Зинченко, М.Н. Колмаковой, Ф.Г. Паначина, З.И. Равкина, В.Т. Рогожкина, П.В. Худоминского, С.Т. Шацкого и других. Тенденции в развитии
и совершенствовании ее форм и содержания позволяют проследить работы Э.М. Никитина, вопросам непрерывного образования педагогических кадров посвящены работы Б.С. Гершунского, А.Н. Зевиной и других. Можно выделить несколько периодов становления и развития системы методической работы в России.

I период - зарождение форм и содержания методической работы, способствующей совершенствованию профессионального уровня учителя, в XIX - начале XX века.

II период - становление и развитие методической работы в связи
с изменениями в организации и содержании школьного образования
с 20-х до 90-х гг. XX века.

III период - модернизация системы методической службы в 90-е годы, начале XXI века.

Разрабатывая педагогику как науку в середине XIX века,
К.Д. Ушинский отмечает, что "самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей" В статье "О пользе педагогической литературы" (1857 г.)
К.Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя и формулирует основные требования к нему, в частности, большое значение он придавал специальной педагогической и методической подготовке, считая, что специальные педагогические знания нужны учителю для развития умственных способностей детей и привлечения их внимания.

Так методическая работа последовательно начинает сопровождать педагогическую практику. Делу совершенствования мастерства педагогических кадров в XIX веке служили съезды, конференции, совещания, семинары, на которых основными были вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся.

Одной из ранних форм, способствующих росту профессионального уровня учителей, становятся педагогические советы. Они создавались при каждой гимназии Уставом 1828 года. Н.И. Пирогов как попечитель учебного округа внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий: расширялось содержание обсуждаемых вопросов, были введены в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрялись методические изыскания учителей, рекомендовалось взаимное посещение уроков.

На Первом Всероссийском съезде работников образования (5-16 января 1914 года, н.с.) введено понятие наблюдательные уроки, которые стали своеобразной педагогической лабораторией, где учителя знакомились с опытом преподавания своих коллег и учились анализировать уроки. В связи с этим в практике появилась необходимость в так называемых "учителях-инструкторах", так определилась должность методиста.

В 1924 году при ГУБОНО (Губернский отдел народного образования) созданы специальные отделы - методические бюро, которые занимались организацией методической работы и оказывали методическую помощь учителям. В декабре 1927 г. коллегия Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) РСФСР (Российская советская федеративная социалистическая республика) утвердила Положение об организации методической работы на местах. Значительным фактом в развитии методической работы можно считать создание опорных школ, что было закреплено "Положением об опорной школе" (1929 г.). Опорные школы становились центрами методической работы близлежащих школ, они способствовали формированию и распространению педагогического опыта.

В 1930 г. для руководства методической работой при Наркомпросе РСФСР был сформирован учебно-методический сектор, наставниками учителей стали инспекторы-методисты.

В 1931 г. состоялся I съезд инспекторов-методистов, где была принята резолюция "Об организации и содержании методической работы в районе", в которой подчеркивалось, что особое значение приобретает проблема методического руководства на местах. В связи
с этим в сентябре 1938 года прошло Всероссийское совещание по методической работе, на котором обсуждались и позже были утверждены: "Положение о методической работе в школе", "Положение о районном педагогическом кабинете районного отдела народного образования", "Положение о кустовом методическом объединении учителей".

Так постепенно начинает выстраиваться целостная система методической работы с педагогическими кадрами, а к концу 30-х годов была практически создана единая государственная система методической работы с педагогическими кадрами.

В послевоенный период в стране было принято ряд чрезвычайных мер, направленных на комплектование школ квалифицированными кадрами, на организацию подготовки учителей. В Приказе Министерства Просвещения РСФСР от 6 декабря 1947 года № 813 говорится, что «существующая постановка методической работы не обеспечивает системного повышения методической квалификации учительства. Неукомплектованность кадрами многих районных педагогических кабинетов; безучастное отношение к методической работе со стороны ряда заведующих областных (краевых), городских, районных отделов народного образования и институтов усовершенствования учителей; шаблон в работе школьных и кустовых методических объединений и предметных комиссий, - все это вместе взятое привело к тому, что среди учителей понизился интерес к методической работе и нет должной заботы о повышении своей методической квалификации». Таким образом, встала задача изменить существующее положение
и повысить роль методической службы.

Важной формой, способствующей росту профессионального уровня учителя, становятся Педагогические чтения, которые впервые состоялись в 1946 году. Данная форма методической работы позволила учителю обобщить свой опыт, используя для его обоснования научную литературу. В результате этого в 50-е годы повсеместно организовывались школы передового педагогического опыта.

С 1959 г. педагогические кабинеты были переименованы, исходя из их функционала, в методические кабинеты.

В эти же годы появляются первые диссертационные исследования, посвященные вопросам методической работы: Анциз Г.А.,
Чернева С.П., Золотарь К.И., Сорокина Н.А., Рогожкина В.Т.

В 70-е годы структура методической работы совершенствуется.
В "Типовом положении о районном (городском) методическом кабинете" (1969 г.) были определены основные направления работы районных (городских) методических кабинетов, а также уделялось особое внимание подбору методистов, способных работать творчески, хорошо знающих специфику своего района (города), обладающих опытом организаторской деятельности.

Изменения в районировании союзных и автономных республик, краев и областей к восьмидесятым годам способствовало увеличению числа районных и городских методических кабинетов: в период 1968-1983 гг. было организовано 765 новых районных (городских) методических кабинетов. К началу 1984 года их насчитывалось 4765, но работа методических кабинетов не всегда была эффективна. В связи
с этим в 1983 году Министерство Просвещения РСФСР направляет инструктивно-методическое письмо "О мерах по дальнейшему улучшению методической работы", в результате чего в 1985 году сеть методических кабинетов была упорядочена: произведено некоторое сокращение количества кабинетов в связи с их укрупнением.

В соответствии с реформой образования (1984 г.) изменения в развитии общего образования в СССР потребовали и реформирования структуры и содержания работы методической службы всех уровней. Задача районных (городских) методических кабинетов в организационном плане состояла в том, чтобы направить усилия методических объединений на определение содержания работы в зависимости
от актуальности проблем, вытекающих из новых направлений науки и техники, содержания новых школьных программ и курсов; на изучение потребностей учителей, воспитателей, классных руководителей. В связи с этим Министерство Просвещения СССР 30 мая 1985 года № 99 утвердило "Типовое положение о методическом кабинете районного, городского, окружного отдела (управления) народного образования".

В 80-е годы происходят изменения в структуре и функциях районных (городских) методических кабинетов: на базе традиционных методических кабинетов создаются научно-методические, информационно-методические (диагностические) кабинеты (центры), но уровень их работы не в полной мере удовлетворяет потребности учительства. В связи с этим в 1994 году в Москве проводится серия семинаров-совещаний руководителей районных и городских методических служб по теме "Роль методической службы в реформировании и развитии образования в условиях социально-экономических реформ". Результатом данной работы стало Письмо Министерства образования РФ № 90 от 16.08.94 г. "О формах организации и направлениях деятельности методической службы в системе образования РФ".
В Письме отмечалось "основное назначение методической службы состоит в обеспечении федеральной и региональной программ развития образования; в удовлетворении образовательных потребностей педагогических работников; в создании условий для формирования
и реализации программ развития образовательных учреждений; в выявлении, оформлении, предъявлении и сопровождении освоения передового педагогического опыта"; "методическая служба на сегодняшний день может и должна выступить в роли главного координатора по взаимодействию как по вертикали, так и по горизонтали с образовательными учреждениями, психолого-медико-педагогическими консилиумами." Вследствие этого в 1998 году Министерством образования РФ было утверждено новое Примерное положение о муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), где говорится о возможности получения методическим центром (кабинетом) лицензии на образовательную деятельность. Таким образом, сфера методической деятельности расширяется, отмечается функциональное разнообразие в деятельности методиста и его отличие
от специалистов-управленцев. Методические центры (кабинеты) вели и ведут систематическую работу с учителями, воспитателями в межкурсовой период. К методической работе привлекаются опытные учителя, научные работники, в результате чего наблюдается усиление научной обоснованности методического труда. Методологическим основанием методической службы становится системный подход, теория непрерывного образования, ориентация на личность (педагога и школьника), гуманистический подход к построению содержания
и организации образовательного процесса.

Проблеме деятельности методической службы на муниципальном уровне в последнее десятилетие посвящено небольшое количество глубоких разработок. Это, прежде всего, исследования
Ю.А. Долженко, А.П. Стуканова, Н.А. Лукиной и др.

Как показывает практика, в конце XX - начале XXI века методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций,
в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и обеспечение ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей.

Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XIX - начала XXI века; основная цель методического кабинета, как организационного центра методической работы, - оказание практической помощи учителям
в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. Содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.

Интернет-сайт:

http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=11.htm

Вопросы и задания

1. Составьте тезисный план статьи К.Д. Ушинского "О пользе педагогической литературы", 1857 г.

2. Кто из ученых внес значительные улучшения в работу педагогических советов? Конкретизируйте ответ.

3. Охарактеризуйте этапы развития методической работы в России.

4. Когда появились первые научные работы (диссертации), посвященные данной теме? Назовите авторов и направления исследований.

5. Какова роль методических служб на современном этапе?

6. Сделайте вывод из прочитанного в параграфе.

Основные понятия и регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации

(Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»)

Любая образовательная организация в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

На сегодняшний день главным документом, которым руководствуется образовательная организация в своей деятельности, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Для целей Федерального закона применяются основные понятия, изложенные в статье 2 Закона.

В соответствии с Законом образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ст.23, п.2):

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Законом определяется обязательное наличие устава образовательной организации (ст.25.), на основании которого действует образовательная организация. В уставе образовательной организации содержится следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Законом устанавливается, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами (ст. 27).

В соответствии с Законом образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро и др.

Законом предусматривается, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научнойи других видов деятельности и свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст. 28, п.1 - 2).

По отношению к системе методической работы образовательной организации педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в соответствии со статьёй 47, п.3 Закона об образовании в РФ.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается (ст. 47, п.6): учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга,работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

По отношению к системе методической работы образовательной организации педагогические работники имеют обязательства в соответствии со статьёй 48 Закона об образовании в РФ.

В целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории проводится аттестация педагогических работников
в соответствии со ст.49 Закона об образовании в РФ.

Интернет-сайт:

http://obrmos.ru/dop/docs/Ob%20orazovanii%20RF.html

Вопросы и задания

1. Назовите главный документ, которым руководствуется образовательная организация в своей деятельности, что им устанавливается?

2. Какие основные понятия применяются в данном документе?
С какими из понятий вы уже встречались? Назовите источник.

3. Проведите сравнительный анализ одинаковых по смыслу понятий, полученных вами из разных источников.

4. Сделайте сообщение с использованием презентации о типах образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы.

5. Сделайте сообщение с использованием презентации об одном из типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы.

6. Какие структурные подразделения образовательных организаций определяются данным документом? Охарактеризуйте их.

7. Прокомментируйте цитату из документа: «…образовательная организация обладает автономией….».

8. Какими академическими правами и свободами по отношению к системе методической работы образовательной организации пользуются педагогические работники? Как вы их понимаете?

9. Что включается в рабочее время педагогических работников
в зависимости от занимаемой должности? Прокомментируйте ответ.

10. Перечислите обязанности педагогических работников по отношению к системе методической работы образовательной.

11. Что говорится в документе об аттестации педагогических работников образовательных организаций?

Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации (школы), является типовое положение об общеобразовательном учреждении, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196. Данное Положение на сегодняшний день утрачивает свою силу, в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время в соответствии с ч. 5 ст. 111 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, типовые положения формально продолжают действовать, но только в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности, порядкам организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кроме того, применяя соответствующие типовые положения, следует иметь в виду, что целый ряд вопросов регламентации образовательной деятельности Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» отнесен к компетенции образовательной организации (ст. 8 и другие). В частности, согласно п. 5 – 7 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, для программ, имеющих государственную аккредитацию).

Тем не менее, знакомство с данным типовым положением необходимо для правильной оценки кардинальных изменений в образовании с 2001 по 2015 год.

Типовое положение об общеобразовательной школе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, регулировало деятельность следующих общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

Наши рекомендации