Нетипичные ветви власти
В современном государственном управлении участвуют такие органы государственной власти, которые не могут быть отнесены к классической триаде ветвей органов государственной власти. Это такие государственные органы как прокуратура; следственные подразделения, занимающие самостоятельное место в системе правоохранительных органов, обеспечивающих правосудие по уголовным делам; контрольно-счетные органы (органы внешнего финансового контроля); избирательные органы; омбудсман и т.п. Такие органы государственной власти образуют нетипичные ветви государственной власти, т.к. представляют собой специализированную и однородную систему в механизме государства, осуществляющую свои функции в особых специфических формах через установленные в законе процедуры с целью повышения эффективности государственного управления.
Нетипичные органы государственной власти в Российской Федерации:
1) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
2) Следственный комитет Российской Федерации - является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства;
3) Счетная палата Российской Федерации - является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему;
4) Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации - являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля и образуются соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) избирательные комиссии (комиссии референдумов, комиссии по отзыву выборных должностных лиц) - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов (референдумов, голосований по отзыву);
6) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – должность, учреждаемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
7) Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (должность, которая в соответствии с конституцией (уставом) и (или) законом может учреждаться в соответствующем субъекте Российской Федерации).
Правоохранительные органы в механизме государства
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную систему органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, либо когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановит нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, окружающую природную среду и т. д.
При этом, исходя из нормы, закрепленной в п. «л» ст. 72 Конституции РФ необходимо отграничивать понятие государственных правоохранительных органов как от судебных органов, так и от адвокатуры и нотариата.
Общие признаки государственных правоохранительных органов в Российской Федерации:
1) они входят в структуру соответствующих федеральных органов исполнительной власти (например, ОВД и внутренние войска входят в МВД РФ, таможенные органы в Федеральную таможенную службу и т. д.) (за исключением Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации);
2) эти органы в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на борьбу с преступностью и другими правонарушениями. Эта деятельность осуществляется посредством различных предусмотренных законом форм: в виде оперативно-розыскной деятельности (ОРД), предварительного расследования уголовных дел, исполнения судебных решений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны основ конституционного строя и общественной безопасности. Каждый из названных органов осуществляет хотя бы один из указанных видов правоохранительной деятельности, либо несколько видов, либо большинство из них. Так, федеральные органы правительственной связи и информации осуществляют только ОРД, органы Пограничной службы и таможенные органы являются органами, осуществляющими ОРД и органами дознания. Большинство указанных видов правоохранительной деятельности осуществляют ОВД и органы ФСБ;
3) эти органы являются военизированными и вооруженными. Их военизированность заключается в том, что в них предусмотрены особые виды государственной службы (специальная или военная). Для сотрудников этих органов устанавливаются особый порядок прохождения службы, специальные или воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений, основанный на единоначалии и строгой субординации. Служебные отношения сотрудников с соответствующими органами регулируются не трудовым, а специальным административным законодательством. Вооруженность данных органов предполагает применение ими в процессе своей деятельности оружия и специальных средств.
Система государственных правоохранительных органов в Российской Федерации:
1) Прокуратура Российской Федерации;
2) Следственный комитет Российской Федерации;
3) Министерство внутренних дел Российской Федерации (включая полицию и внутренние войска);
4) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (например, в части деятельности Федеральной противопожарной службы);
5) Федеральная служба исполнения наказаний;
6) Федеральная служба судебных приставов;
7) Служба внешней разведки Российской Федерации;
8) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (включая пограничные войска);
9) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
10) Федеральная служба охраны Российской Федерации;
11) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
12) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
13) Федеральная миграционная служба;
14) Федеральная таможенная служба.