Закономерности исторической науки. Задачи ее изучения
Как одна из общественных наук, история руководствуется законами общественных наук и собственными принципами и закономерностями.
Если общесоциологические законы раскрывают внутренние, существенные связи явлений общественной жизни в целом (за-кон соответствия производительных сил производственным от-ношениям), то исторические закономерности в большей степени носят вероятный характер. Условность исторических зако-
7 Блок МЛ. Опология истории, или Ремесло истории. М., 1973. С. 18.
История как наука
номерностей связана с деятельностью человека, вызывается соз-нанием и волей людей. Выделим некоторые закономерности.
1. Закономерность социально-политических перемен, зако-номерность революции. Известно, что революция и замена одного правительства другим — это понятия не одного по-рядка.Однако в одном они схожи — проявляются не сами по себе, а в результате определенных условий. При всем отрицательном отношении в современных условиях к ленинизму, именно В.И. Ленину принадлежит заслуга открытия закона революции. Наличие революционной ситуации свидетельствует лишь об объективных предпосылках революции, т. е. возможности революции. Если не будет силы, способной учесть объективные условия, то революция не произойдет. Следовательно, нужен и субъективный фактор (деятельность масс, общественных организаций, партий, личностей). В нашей истории есть подтверждение тому, что не всякая революционная ситуация приводит к революции: революционные ситуации 1859-1861 гг., 1879-1880 гг.
2. Закономерность человеческой необходимости и исторической случайности. Известно, что любая историческая закономерность неразрывно связана с субъективным фактором. «Рукотворность» исторической закономерности предопределя-ет и появление исторической случайности. В исторической литературе существует несколько подходов к данной проблеме:
— отрицание фактора случайности- все находится под «десницей Божьей»;
— утверждение, что вся жизнь человека начиная с его рождения, его деятельность-случайность (этой точки зрения придерживался и Вольтер);
— стремление большинства ученых примирить эти крайние подходы.
Необходимость и случайность - категории,отражающие два вида объективных связей окружающего мира.Они равноправны в историческом процессе и должны учитываться наукой.
Введение
Примером может служить исторический факт, изменивший весь ход Семилетней войны (1756— 1763). Война шла между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Великобританией, Португалией — с другой.Русско-австрийские войска, разгромив в Кунерсдорфском сражении (1759) прусскую армию, поставили Пруссию на грань катастрофы. Однако в 1761 г. внезапно скончалась императрица Елизавета Петровна. Ее преемник император Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.), внук Петра I, сын царевны Анны и герцога Голштейн-Готторн-ского, являясь поклонником короля Фридриха II, в корне изменил обстановку. Он подписал мир с Пруссией, отказавшись от всех завоеваний. Что было бы с Европой и Россией, если бы Елизавета умерла немного позднее?
Конечно, история не занимается догадками, однако фактор случайности играет в ней заметную роль.
3. Закономерность альтернативности. Суть в том, что признание случайности в историческом процессе обусловливает его многовариантность, альтернативность. Ведь в каждый конкретный момент исторической действительности существуют различные варианты принятия решений. Результатом реализации того или иного решения могут быть события, которые дополняют, соприкасаются, действуют независимо или исключают друг друга.
Только в сочетании определенных обстоятельств начинает реализовываться та или иная возможность. Буйная фантазия любого человека может нарисовать картину на тему «Что было бы с Россией, если бы осенью 1724 г. не простудился, спасая солдат, а в январе 1725 г. не умер император Петр I?»
История — наука, а не плод чьего-либо воображения. Ее особенностью является то, что исторический процесс одновременно альтернативен и инвариантен, т. е. он не меняется, необратим и однозначен. Примером альтернативности может служить перепутье, на котором оказалась Россия в начале XX в. Какой путь развития сельского хозяйства выбрать: американский или прусский, т. е. коренной ломки устоев или медленных реформ. Правительство П. Столыпина выбрало второй путь.
История как наука
4.Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Известно, что западные Историки постоянно осуждали советскую историческую науку за принижение роли личности. Доля истины в этом утверждении имеется. Личностный фактор заменялся деятельностью масс, общественных организаций, партии. Формально марксизм не отрицал роль личности в истории. Известно высказывание К. Маркса: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого»8.
Где находится истина в споре двух школ? Какое из гонений имеет преимущества?Думается, вопрос о мере сочетания общего и особенного в рассматриваемой проблеме должен преобладать в исторической науке.Ведь история бледна без личностей, как и личность в большинстве своем не свободна от тех условий жизни, в которых живет общество.
Подтверждений в истории много. Известно, что своеобраз-ным государственным образованием была Новгородская республика (1136— 1478). Слышали вы и о Марфе-Посаднице, поднявшей вольный город на борьбу с московским войском. Чем руководствовалась женщина-мать, отправляя своих сыновей на верную гибель? Что стало последней каплей, вызвавшей поступок Марфы? Клятва мужу быть верной городу до Последней минуты жизни? Убежденность в своей правоте? Что-то другое? Сложность истории как науки заключается в том, что очень часто бывает невозможно определить, какая из многочисленных версий является верной.
5. Единство теоретической и историко-исследовательской дея-тельности.По объекту исследования история сближается с со-циологией.Социология, изучая общие законы развития общест-ва,вынуждена опираться на историю как практику проявле-
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 119
Введение
ния этих законов. В то же время историк не может уйти от теоретических обобщений, выводов,представлений о харак-тере исторического процесса,его движущих силах и т. п.
Приведем пример. Известно, что одной из болезней современного общества является бюрократизм. Работающий с историческими документами может обратить внимание на тот факт, что в Новгородской республике для передачи монастырю земельного участка требовалось дарственную грамоту заверить пятью печатями, собрать несколько подписей.
A.C. Пушкин в своей замечательной сказке пишет:
Было ль, не было ль сраженья,
А Додону — донесенье.
В первом случае — конкретный факт. Во втором — предположение. На основании данных примеров историк вправе сделать теоретический вывод, что система бюрократии зародилась с появлением государства, чиновничества.
6. Разумное использование исторического опыта в современной жизни. Известно, что Н.М. Карамзин, следуя традициям, заложенным Геродотом и Фукидом, в предисло-вии к «Истории государства Российского» писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов; главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Историческая наука не может ограждаться забором прошлого. Ведь то, что нас сегодня окружает, — завтрашняя история.
7. Неприятие схематизма, упрощенчества, поверхностности.
Если перечисленные категории присутствуют в исследовании или их содержание служило подходом к исследованию, то смело можно утверждать, что данная работа неисторична. Для историка недостаточно угверждения типа «Петр I был хорошим государственным деятелем, ибо заботился о процветании страны».
История как наука
Данный тезис будет верным, если он подкреплен примерами, фактами, документами.
8. Связь общего, частного и особенного в историческом процессе.
История изучает не столько общее развитие человеческой цивилизации, сколько события и факты, заслуживающие внима-ния, имеющие последствия.
Известно, что в отечественную историю яркой страницей вошел 988 год — год крещения Руси. Но год имеет 365 дней. Каждое ли событие, происшедшее в тот год, называют великим? Крещение киевлян великим князем киевским Владимиром (980— 1014 ) -событие особенное.Теперь,пожалуйста, скажите, что вы еще знаете об этом князе, названном при крещении Василием. Примеров частных событий его жизни много после израильско-иудейского царя Соломона (965 526 до н. э.) он был вторым известным в истории женолюбивым правителем. Первая его законная жена— Рогнеда, вторая — жена убитого им брата, третья чешка, четвертая — болгарка. Владимир содержал 300 наложниц в Вышгороде, 300 — в Белгороде (под Киевом), 200 — в с. Берестове. Все это не вписывается в рамки христианства, но он назван святым за поступок, изменивший облик страны.
9.Изучение деятельности человека и ее результатов в развитии, как последовательной цепи совершающихся во времени событий, образующих в своей совокупности известные причинно-следственные ряды.
Если бы общество или жизнь человека были статичными и однообразными, то не существовало бы и истории как науки. Однако исторические события не хаотичны, как молекулы и мельчайшие частицы жидкости или газа по теории Р. Броуна. Закономерность в развитии исторических событий является необходимым условием анализа исторической науки.
Из ранее сказанного следует выделить важнейшие принципы исторической науки.
Во-первых, принцип объективности исторического знания. Могут поступить возражения: а биология,
Введение
физика и т. п. разве не опираются на этот принцип? Да, опираются. Но критерием объективности точных наук является результат. Любое же историческое исследование отличается оценочной характеристикой историка. Например, «лысенковщи-на» была абсурдна изначально, ибо ее опровергала жизнь. Фальсификация же истории связана с отсутствием документов, фактов. Вот почему так много «белых» пятен осталось в истории советского периода после «корректировки» ее И. Сталиным.
Во-вторых, принцип историзма. Этот принцип окончательно введен в научный оборот только в XIX в. Понятие «историзм» употребляют в широком и узком смысле. Если в широком смысле это понятие Используют для обозначения способа мыш-ления как взаимосвязи прошлого и настоящего, то в узком смыс-ле имеется в виду изучение события без отрыва от тех условий, в которых оно происходило, т. е. конкретно-исторический подход.
В-третьих, принцип творческого подхода к анализу событий. Реализация исследователем этого принципа зависит от осуществления следующих обязательных правил: а) добросовестно и всесторонне анализировать историческое явление; б) не отвергать то, что не вкладывается в устоявшуюся схему, пользуясь при этом советом: «Не все то неверно, что мне неизвестно»; в) стремиться использовать новейшие методы исследования и изучения истории: сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный (обращенный в прошлое) . Методы исследований дополняются методами на основе математики, электроники, лазерной техники и т. п. Появилась новая наука -клиометрия (исследование прошлого математичес-кими методами), а в археологии широко используются радиоуг-леродные и дендрологические (изучение древесины) методы.
Таким образом,историческая наука,опираясь на общие методологические законы и принципы общественных наук, владеет и собственной методологией.Понятие «методология» обознача-ет,во-первых,совокупность приемов исследования, применяемых в конкретной науке,во-вторых,учение о методах научного познания и преобразования мира.
История как наука
Большинство историков приходят к убеждению, что методоло-гия истории изучает природу, принципы и методы историчес-кого познания. Общенаучные методологические элементы, такие как закон, закономерности, принципы (т. е. исходные понятия, основные правила поведения), категории, методы и т. п., сами историчны и служат научным аппаратом исторической науки. Развитый исторический аппарат характеризуемый научной строгостью, определенностью, универсальностью, дифференциро-ванностью, логической точностью, внутренней непротиворечивос-тью и т. п.
Все ли было гладко в методологии истории? Конечно нет. Выделив действительно важные историко-методологические проблемы, ученые не смогли дать рекомендаций по удовлетворительному их разрешению. До сих пор можно встретить противопоставление понятий «познание» и «понимание», сведение истории только к идеографической (описательной) дисциплине, отрицание истории как науки вообще и т. п.
Думается, было ошибкой недавнее искусственное деление методологии истории на два периода — домарксистский и марксистский. Эти понятия превращали историю в ненаучную дисциплину. Особый вред исторической науке был нанесен сталинизмом. Гонения на академиков-историков С. Платонова (1860— 1933, основной труд «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI —XVII вв.»), Е. Тарле (1874—1955, крупно и 111 и й специалист по истории Франции, войне 1812г., К римской войне и др.), а позднее «разоблачение» школы академика М. Покровского крайне отрицательно отразились на отечественной исторической науке.
Объективный анализ исторической действительности подменялся произвольным выдвижением «удобных» фактов и замалчиванием тех, что неугодны властям. Тормозилось развитие исторической мысли, появились "полые пятна», перекраивались исторические события.
Что необходимо делать для реабилитации исторических наук?
Первое. Вернуть исторической науке то место в системе образования, которое она по праву занимала долгое время.
Введение
Второе. Восстановить историческую правду. Вернуть исто-рии «вырванные» страницы, исправить искажения, заполнить «белые пятна».
Третье. Вместе с другими общественными науками еще раз обратиться к предмету их исследований, отказаться от дублирования, схематизма и теоретизирования.
Четвертое.Преодолеть практику «единообразия», «едино-душия» в исторической науке. Отказаться от односторонности освещения истории.
Пятое. Шире использовать в исторической науке выводы лингвистов, социологов, экономистов, как отечественных, так и зарубежных.
Задачи изучения курса отечественной истории, определен-ные федеральным компонентом высшего профессионального образования, следующие:
1. Иметь целостное и современное представление об основ-ных этапах и тенденциях отечественной истории в контексте ми-рового исторического процесса; овладеть умением свободного, но не национально-обособленного видения истории своего Оте-чества как культурно-исторического общества, тесно связанного с мировыми цивилизациями.
2. Знать важнейшие исторические события, факты, явления на различных этапах возникновения, становления и развития своего Отечества и мировых цивилизаций; основы теории исторического процесса, его периодизацию, исторические циклы и закономерности, типы цивилизаций и механизм их смены; исторические особенности развития России в контексте мирового исторического процесса, последствия влияния западной и восточ-ной цивилизаций на становление и развитие цивилизации в русских землях и российском обществе; вклад России в развитие мировых цивилизаций; основные труды крупнейших отечественных и зарубежных ученых по коренным проблемам исторической науки; важнейшие документы, определившие судьбы развития мирового сообщества и Отечества на различных этапах исторического процесса.
История как наука
3. Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопро-сам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных историчес-ких деятелей в достижения мирового сообщества; дать цель-ное представление об историческом пути России, ее станов-лении и развитии в контексте мирового исторического процесса и взаимообогащающегося воздействия Востока и Запада;работать с научной литературой по истории;извле-кать уроки из истории, осмысливать современные явления и события, делать самостоятельные выводы.
Перечисленные задачи отражают мировоззренческую, поз-навательную (интеллектуально-развивающую), воспитательную функции процесса изучения отечественной истории. Для гумма-нитарных вузов функции курса имеют свою специфику. В усло-виях закрепления В Конституции Российской Федерации поло-жения об отсутствии в стране единой государственной идеологии, знание истории, процесс ее изучения являются основой формирования патриотического сознания молодого поколения. Приведем опять слова В. Ключевского: «Может ли научная история отечества иметь свою прикладную часть для детей его? Я думаю, что может и должна иметь, потому что цена всякого знания определяется его связью с нашими нуждами, стремлениями и поступками...
Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств — это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, что они не успели сделать; их недоимки наши задачи, т. е. задачи вашего и идущего за вами поколений»9, «определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином»10.
9Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. С. 60 — 61.
10 Там же. С. 62.
Введени е
Иными словами, каждому человеку, особенно молодому, необ-ходимо иметь историческое сознание, которое выступает важней-шим средством научного понимания сущности и форм социального развития (Н. Маслов) и представляет собой синтез исторического знания,обобщения исторического опыта,вытекающих из него уро-ков истории,исторических традиций и научного прогноза буду-щего.
Выводы
■ Отечественная история как наука является особой формой познания деятельности людей,общественных организаций, на-ций и народностей,населявших страну,в процессе которой складываются определенные закономерности общественного процесса.
■ Наша историческая наука за тысячелетие приобрела способ-ность в целом объективно отражать действительность, давать рекомендации на будущее.
■ Особым важным пластом отечественной истории является военная история. Знание причин, характера, особенностей во-енных конфликтов и войн способствует пониманию негатив-ных последствий военных конфликтов для граждан.
■ Отечественная история обладает огромным воспитательным, неисчерпаемым запасом примеров положительного влияния на молодежь.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные этапы исторической науки.
2. Каковы методы изучения исторической науки?
3. Перечислите основные закономерности исторической науки.
4. Для чего необходимо изучение истории?
5. Назовите основные принципы исторической науки.
Литература
1. Наше Отечество: Опыт политической истории. М., 1991. Т. 1.
2. Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М, 1989.
История как наука
3. Пичета В.И. История Московского государства. М, 1917.
4. Пресняков А.Е. Образование Древнерусского государства. Очерки по истории XIII — XV ст. Пг., 1918.
5 Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
6. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1995.
7. Снегирев В. Иван Третий и его время. Образование русского национального государства. М., 1942.
8. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. М., 1968.
9. Соловьев СМ. История Россия с древнейших времен. М., 1989. Кн. 2-3.
10. Тихомиров М.Н. Российское государство XV — XVII вв. М., 1973.
11. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV— XVI в. М., 1980.
12. Шмидт СО. Становление российского самодержавства. М., 1973.
Введени е
Структурно-логические схемы
Схема 1