Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры
Вопросы:
1. Правовые основы административного процесса за рубежом.
2. Международные административно-правовые процедуры.
1. Правовые основы административного процесса за рубежом.
Регламентация деятельности административного аппарата в иностранных государствах имеет давние традиции, но для каждого из государств осуществлялась в соответствии с особенностями национальных систем права.
Для романо-германской (континентальной) семьи права процессуальное право (в применении к административно-юрисдикционному процессу) менее значимо, чем материальное, тогда как в семье англо-саксонского (прецедентного или судебного) права составляет приоритет*.
Административный процесс во Франции рассматривается как юрисдикционная деятельность в узком смысле и является разновидностью деятельности специальных судебных органов. Тем не менее, французское законодательство отличается тщательным регулированием административных отношений с рациональным сочетанием материальных и процессуальных норм, отработкой процедур принятия решений и ответственности. Для Германии и Польши характерно сильное развитие административно-процессуального права, что отражает внимание к соблюдению строгого порядка деятельности публичной власти. В США порядок работы административных учреждений уже давно регулируется комплексными правовыми актами, которыми административная процедура урегулирована полностью. Подробно регламентированы все виды административной деятельности: нормотворчество, а также исполнительная, правоприменительная, правоохранительная деятельность – то, что американцы называют административной юстицией или квазисудебной деятельностью. Характерным для британского права, в т.ч. и административно-процессуального, является отсутствие конституции как единого документа, а источниками административного права Великобритании являются законы (конституционные и обыкновенные), обычаи, решения судов по конкретным делам и административные нормативные акты.
_________________________
* В последнем случае это является результатом действия жесткого правила: «любое дело должно получить разрешение». При отсутствии материальной нормы, судья может ее создать, но при отсутствии доказательств ничто не поможет, т.к. решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств. В континентальном праве упор делается не столько на то, «как достичь цели», сколько на то «как должно быть».
Что касается мусульманской и африканской семей права, то их пока не характеризует распространенность и гарантированность нормативно-процессуальных правил.
В большинстве европейских стран довольно длительное время действуют нормативные акты, регулирующие важнейшие стороны не только административно-юрисдикционного процесса, но и позитивной деятельности органов власти по осуществлению различных вопросов управления.
Серию таких законодательных актов в 1925 г. открыла Австрия изданием Закона «О процессе» и продолжили Польша и Чехословакия (1928 г.). Вопросам административно-юрисдикционной деятельности и позитивной управленческой деятельности органов власти отводилось значительное место в югославском законе об общем административном процессе, Законе Венгерской Народной Республики от 9 июня 1957 г. «Об общих постановлениях административного процесса». В Болгарии функционирует Закон от 24 июля 1970 г. «Об административном производстве», в котором наряду с разделом о производстве по делам об административных правонарушениях имеется раздел о производстве по изданию административных актов. В Чехии с 1 января 1996 г. работает Закон «Об административном процессе».
Не во всех странах западной Европы административное законодательство кодифицировано. Например, во Франции его нормы рассредоточены по многочисленным источникам. Имеется более 30 сборников законов и других актов по управлению общинами, распоряжению государственным имуществом, городским хозяйством и т.д. (сборники являются кодексами только по названию). Кроме того, они подготовлены частными лицами, следовательно, не могут рассматриваться как официальные источники права. Характеризуя административный процесс Англии, следует отметить, что в данном государстве, так же как и во Франции, отсутствует единое законодательство, которое бы регулировало административное производство в административных органах. Действующие в Британии правила административной процедуры закреплены в многочисленных источниках.
На протяжении длительного времени регламентация полномочий и порядок работы независимых ведомств и департаментов в США была неодинаковой, что ставило участников административного процесса в неравное положение. В одних случаях процессуальных гарантий было больше, в других – меньше. В целях решения этой проблемы в 1946 г. Конгрессом США был принят Закон об административной процедуре, ставший своеобразным кодексом федерального административно-процессуального права и первой в странах общего права попыткой законодательно установить важнейшие, принципиальные положения, регулирующие административную процедуру.
_________________________
* Закон 1946 г. включен в пятый раздел Свода законов США, который в 1966 г. кодифицирован, получив название «Правительственная организация и служащие». Статьи его, посвященные административной процедуре, неоднократно изменялись и дополнялись, в основном в целях их демократизации и детализации. Наиболее важные изменения были внесены Законом о свободе информации 1967 г. и Законом о неприкосновенности частной жизни 1974 г. В настоящее время все основные нормы федерального административно-процессуального права сформулированы в § 551-559, 701-706, 1305, 3105, 3344, 5362, 7521 пятого раздела Свода законов.
Многие штаты также имеют свои законы об административной процедуре. Образцом для них служит как федеральное законодательство, так и Примерный штатный закон об административной процедуре, подготовленный уполномоченными штатов по унификации законодательства и ими обновляемый. Свои административно-правовые акты издают также и органы местного самоуправления.
Наиболее обширным источником и по числу актов, и по их объему являются процессуальные акты административных учреждений. Обычно они называются правилами процедуры и на уровне федерации подлежат с 1935 г. обязательной публикации в правительственном вестнике «Федерал Рэджистэр», выходящем ежегодно на нескольких десятках тысяч страниц. Помимо того, эти акты помещаются в Свод федеральных предписаний – систематическое собрание всех действующих административных нормативных актов. Это собрание, более обширное, чем Свод законов США, переиздается полностью по мере необходимости. Следствием непубликации административного акта, который должен быть опубликован, является его недействительность.
Согласно § 551 пятого раздела Свода законов США, в качестве обязательного участника административного процесса выступает административное учреждение. Круг административных учреждений определен методом исключения и институционально, и функционально. К числу административных относятся только те учреждения исполнительной власти, которые наделены полномочиями принимать властные решения о правах и обязанностях частных лиц. Такие решения оформляются в виде нормативных актов, называемых обычно правилами, и в виде индивидуальных актов – приказов, издаваемых по итогам рассмотрения отдельных дел конкретных частных лиц. Таким образом, федеральными административными учреждениями США являются 12 департаментов и несколько десятков независимых ведомств.
В деятельности административных учреждений реализуются принципы гласности и доступности административного процесса (§ 552 пятого раздела Свода подробно регламентирует вопросы информирования общественности о работе администрации; § 552 предоставляет гражданам право свободного доступа к документам учреждений с правом требования документов, обжалования отказа в их выдаче; § 552а регулирует порядок обращения с документами, в которых содержатся сведения о гражданах США и иностранцах).
_________________________
* Институционально к их числу относятся все правительственные органы, кроме Конгресса США, судов, обычных и третейских, органов управления столичным округом, территориями и владениями США, военных судов, комиссий и органов управления в районах боевых действий или на оккупированных территориях.
Функционально, согласно § 553 и 554, к числу административных учреждений не относятся органы, осуществляющие военные и внешнеполитические функции, т.е. департаменты обороны, военные и государственный.
Из числа самостоятельных участников административного процесса исключаются публичные корпорации и органы исполнительной власти, выполняющие вспомогательные, совещательные функции, например, учреждения, входящие в состав Исполнительного управления президента.
Подробно регламентируют порядок подготовки, рассмотрения, принятия и введения в действие учреждениями нормативных актов (нормотворческие процедуры) § 553 (Rule making) и ряд других норм. Закон предоставляет всем заинтересованным лицам возможность обратиться к учреждению с петицией об издании, изменении или отмене нормативного акта, а также требует, чтобы каждое учреждение подробно сообщало в «Федерал Рэджистэр» о планируемом издании нормативного акта. Вслед за публикацией такого сообщения учреждение обязано предоставить всем заинтересованным лицам возможность участия в нормотворческой процедуре путем представления ими письменных и устных заявлений, документов, материалов и т.п.
Следующей стадией нормотворческого процесса, которая часто закрепляется соответствующими законами, является обсуждение содержания проекта акта (на консультациях, конференциях и совещательных комитетах). В предусмотренных законом случаях учреждение обязано провести открытое слушание (в остальных случаях – по усмотрению)*.
Порядок разбирательства в учреждениях дел об административных правонарушениях, лицензионных, пенсионных, налоговых и многих других, по которым выносятся решения о правах и обязанностях отдельных конкретных лиц установлен в § 554 (Adjudication) и других нормах.
Детально урегулированы все стадии квазисудебного процесса: расследование дела, включая сбор информации, подготовка дела к слушанию, проведение слушания, принятие решения и его обжалование по административной лестнице и в суды. В квазисудебной деятельности наиболее ярко проявляется характерное для административных учреждений совмещение функций следователя и судьи. В квазисудебном процессе максимально строго применяются конституционное требование о соблюдении надлежащей правовой процедуры, т.е. об оповещении всех заинтересованных по делу лиц и выслушивании их перед принятием решения.
_________________________
* Открытые слушания являются особенностью американского нормотворческого процесса. По порядку ведения выделяют два вида – неформальные ( в значительной степени аналогичны слушаниям в комитетах легислатуры) и формальные (или состязательные). На них присутствуют, как правило, две тяждущиеся стороны, и они принимают характер судебных заседаний со всеми их требованиями в отношении доказательств, допросов, заявлений, ведения протокола и т.д. Частное лицо располагает возможностями для оказания влияния на нормотворческий процесс на состязательных слушаниях. Состязательное нормотворческое слушание устраивается только тогда, когда в соответствующем законе указано, что нормативный акт принимается на основании протокола после проведения в учреждении слушания.
Открытое (публичное) слушание является центральной стадией административного процесса. Слушание учреждением нормотворческих и квазисудебных дел (§ 556) является открытым для всех заинтересованных лиц, кроме случаев, перечисленных в законе.
Право на оповещение и слушание было признано не только у получателей пособий, владельцев лицензий, но и лиц, которые таковых не имеют. По существу это право получили все категории получателей пособий (по бедности, безработице, нетрудоспособности, для медицинского ухода и ветеранские), а также квартиросъемщики и даже учащиеся, что увеличило объем работы администрации и расходы государства.
Особое внимание в отечественной научной юридической литературе уделяется вопросам зарубежной административной юстиции, хотя в законодательстве европейских стран этот термин почти не используется. Выделяются два признака: административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности и осуществляется с соблюдением основных элементов судебного производства.
Отношение к институту административной юстиции как одной из форм юрисдикционного контроля над деятельностью органов управления было и остается неоднозначным. В современном мире существуют две основные системы административной юстиции. Первая система характеризуется отсутствием административных судов (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада), что не исключает в некоторых странах (например, в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии) учреждения иных административных юрисдикций (административных трибуналов). Вторая система – функционирование административных судов (Франция, Германия, Италия, Австрия, Люксембург, Финляндия, Швеция, Греция, Испания, Португалия, Болгария, Польша, Чехия и др.). В некоторых государствах в структуре обычных судов созданы палаты по административным делам (Нидерланды, Швейцария, Румыния, Латвия, Ирак, Китай). При этом в Нидерландах часть административных споров рассматривается судами общей юрисдикции, а часть – специализированными квазисудебными учреждениями.
Первой страной, в которой институт административной юстиции получил научное обоснование и возникла литература о нем, была Франция. В 1817 г. в Парижском университете была создана кафедра административного права. Видные административисты Жерандо, Батби, Бартелеми в трактатах и учебниках по административному праву особое внимание уделили институту административной юстиции, который следовал за административно-правовыми институтами публичной службы и актов управления и завершал курс общего административного права Франции. Разработку проблем административной юстиции продолжили М. Ориу, Ж. Ведель, Г. Бребан, М. Лесаж и др.
Административный процесс во Франции базируется в основном на нормах Гражданского кодекса*, который запрещает судам нормотворчество. Тем не менее, на практике суды, не исключая административных (прежде всего,
_________________________
* Русский юрист С.А. Корф писал: «Нет никакого сомнения, и это признается как друзьями, так и недругами административной юстиции, что источником и образцом построений административного процесса послужит процесс гражданский; столетние принципы последнего были применены ко вновь родившемуся в 19-м веке административному процессу; в равной мере сие относится и к Франции, и к Италии, и к Германии, и к Австрии. Да иначе и быть не могло, если принять во внимание, с одной стороны, их духовное сродство, с другой же – теоретическую разработанность процесса гражданского. Этим объясняется, что многие принципы обоих процессов совершенно тождественны, другие весьма похожи друг на друга». Корф С.А. Административная юстиция в России. Т. 2. СПб, 1910. См.: Паникаров В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний // Российский судья, 2005. № 6.
Государственный совет), принимая решения по конкретным делам, нередко создают новые правовые нормы, в т.ч. и административно-процессуальные. Признавая существующие правовые нормы недостаточными, суд формулирует новое правило, которое впоследствии может быть применено этим или другим судом. При неоднократном применении это правило становится нормой права. Тем не менее, во Франции административная юстиция сформировалась, по существу, из недр администрации и влияние власти на административную юстицию весьма существенно. Это проявляется в формировании судейского корпуса (административные суды, административные апелляционные трибуналы, специальная секция Государственного совета, являющаяся высшим органом административной юстиции), материально-техническом обеспечении. Наконец, Государственный совет по своим задачам и характеру деятельности является элементом исполнительной власти.
В Германии административно-юрисдикционная деятельность* регламентирована Федеральным законом от 25 мая 1976 г. (в новой редакции от 21.09.1998 г.) «Об административных процедурах», а также и иными процессуальными правилами. Например, Федеральными законами от 25 мая 1965 г. «О судопроизводстве по финансовым делам» (с последующими изменениями), от 24 августа 1987 г. «О судопроизводстве по дисциплинарным делам», от 15 июня 1975 г. «О судопроизводстве в судах по социальным делам». Производство в административных судах ведется на основе норм, действующих в гражданско-процессуальном производстве, в рамках судебной или квазисудебной процедуры.
Есть еще ряд актуальных законодательных актов административно-процессуального нрава, регламентирующих публично-правовые отношения и возможности судебной защиты гражданина в случае нарушения прав личности со стороны органов публичного управления: Закон об административном производстве, Закон об административно-судебном процессе, Закон об административных сборах, Закон о доставке административных решений, Закон об исполнении административных решений**.
_________________________
* Глубокое научное обоснование института административной юстиции было осуществлено в Германии, где к середине XIX в. сложилась соответствующая законодательная база, а к концу XIX в. – обширная литература, представленная работами Р. Гнейста, Л. Штейна, О. Майера и других ученых. Новое оригинальное толкование сущности административной юстиции в континентальной науке административного права изложено следующим образом: административная юстиция – это «то, как публичная администрация придерживается принципов справедливости в своем отношении к людям, на которых ее решения и действия оказывают прямое влияние. В административно-правовом контексте понятие справедливого отношения администрации к людям имеет процедурный характер». См.: Козлова Л.С. Институт административной юстиции в структуре административного права // Административное право и процесс, 2006. № 1.
** Административно-процессуальное право Германии = Verwaltungsrechtsschutz in Deutschland: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении административных решений : пер. с нем. / [В. Бергманн, висд., сост.]. – М. ; Волтерс Клувер, 2007. – 288 с. – (Серия "Германские и европейские законы"; Кн. 4). – Парал. тит. л. нем. – ISBN 5-466-00226-7 (в пер.).
В Австрии Федеральный закон об организации, компетенции, производстве Административного суда, принятый в 1945 г., был переопубликован как Закон об Административном суде 1965 г.* В Греции такая деятельность определена Законом от 1 августа 1979 г. (в новой ред. от 1 января 1993 г.) «Об административном процессе». В Румынии обусловлена Законом 24 сентября 1958 г. (в новой ред. от 31 мая 1996 г.) «Об общем административном процессе».
Предметом разбирательства Высшего административного суда в Польше (состоит из 192 судей, имеет 10 филиалов в регионах; количество дел в год превышает 45 тыс.) являются индивидуальные административные решения во всех сферах, жалобы на постановления в исполнительном производстве, на действия администрации, нарушающие права граждан, на служебное бездействие, споры о компетенции административных органов и местного самоуправления**. В Польше с изменениями и дополнениями действует с 14 июня 1990 г. Административно-процессуальный кодекс, в котором закреплена компетенция руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы по рассмотрению ими дел об административных правонарушениях.
Развивается административно-процессуальное законодательство в восточноевропейских странах и странах СНГ.
Следует сказать, что в английском законодательстве нет акта, который бы регулировал вопросы административной ответственности. Более того, действующее законодательство Великобритании не знает понятия административного проступка, расценивая подобные деяния как малочисленные преступления, влекущие за собой применение упрощенного порядка судебной ответственности***. Поэтому общие условия ответственности за действия, которые тождественны административным проступкам, регулируются не адми-нистративным, а уголовным законодательством. Современная английская правовая система включает в себя два основных вида процесса – уголовный и гражданский, а также несколько специальных видов производств, которые лишь с известной долей условности можно объединить в административный процесс как форму деятельности специальных судебных органов.
_________________________
* Раздел I посвящен организации Административного суда (состав, порядок назначения, статус членов Административного суда, регламент работы). Раздел II – производству в Административном суде (участники, компетенция и др.).
** Высший административный суд Республики Польша является субъектом конституционного права, который с иными административными судами осуществляет «контроль за деятельностью публичной администрации» (ст. 184 Конституции Республики Польша)
*** В английской системе все правонарушения по степени своей тяжести подразделяются на три вида: измена (treason), фелония (felony) и мисдиминор (misdemeanour). Последний вид – малозначительные правонарушения, которые по своему характеру наиболее близко примыкают к правонарушениям типа административных проступков. За правонарушения этого типа суд может назначить наказание в виде штрафа или тюремного заключения на непродолжительный срок. В случае малозначительности противоправного деяния суд может ограничиться устным замечанием судьи.
В уголовный процесс входит разбирательство преступлений, преследуемых по обвинительному акту, упрощенное производство и дознание. Основу гражданского процесса составляет производство в Высоком суде правосудия, а также несколько отдельных видов производств, например производство по делам о несостоятельности, бракоразводное производство и некоторые другие. К специальным видам процесса английское законодательство относит третейское производство, производство в административных трибуналах и производство в военных судах.
Еще одной особенностью административного права Великобритании является применение в административном процессе неформальных процедур и сравнительно большое участие в нем непрофессионалов, в частности не юристов, и отсюда как бы камерный, домашний характер этого процесса.
В Великобритании общие принципы организации и деятельности органов административной юстиции (их более 2 тыс.) сформулированы Законом 1958 г. «О трибуналах и расследованиях». Наряду с общими судами, которые принимают жалобы на неправомерные действия административных органов, подобные дела могут рассматривать специальные органы административной юстиции – административные трибуналы* (создаются актами парламента, а в отдельных случаях решениями соответствующих министров). Апелляционную юрисдикцию осуществляют соответствующий министр, Апелляционный трибунал (может создаваться в отдельных сферах управления, где действуют несколько трибуналов), Высший или Апелляционный суд.
С 1887 г. американцы отсчитывают начало их современного административного права. В США практически все действия административных учреждений и их должностных лиц, кроме тех, о которых есть специальные оговорки в законах, охватываются нормами административно-процессуального права. Урегулированы также все стадии административного процесса: от расследования и сбора информации, подготовки проекта нормативного или индивидуального акта, рассмотрения его в открытом заседании, принятия по нему решения, обнародования этого решения до обжалования его в вышестоящие органы и затем в суд, рассмотрения и вынесения судом постановления по административному делу. Причем упор в праве делается на процессуальные гарантии прав частных лиц, физических и юридических. Американцы не выделяют процессуальные нормы из своего административного права, но эти нормы являются в нем доминирующими.
Административная процедура в США представляет собой фактически итог юридической практики по защите адвокатами интересов частных лиц, недовольных действиями административных учреждений. Жалобы этих лиц рассматривались судами, которые обычно всегда становились на сторону по-
_________________________
* Административные трибуналы начали создаваться с начала ХХ в. в различных отраслях государственного управления, но лишь в конце 60-х годов их деятельность получила оформление. По компетенции административные трибуналы могут быть разделены на две группы: в области социального управления и в сфере управления экономикой. Т.о. административные трибуналы интегрированы в систему исполнительной власти.
терпевших, если не соблюдалась справедливая процедура. Самой справедливой считалась та, которая применялась в судах, решения которых становились источниками права. Судебное правотворчество нашло свое закрепление в Конституции США*.
Еще раз отметим, что в США, Великобритании, Франции и многих других странах суды стали главными творцами административного и административно-процессуального права. Судебное толкование законов и других нормативных актов является самым авторитетным и окончательным. Юристы, изучающие право или практикующие, прежде всего, анализируют судебную практику. В учебниках и других работах по праву часто на каждой странице делаются ссылки на судебные дела, приводятся выдержки из них. В выступлениях судей, постановлениях судов дается основательный анализ норм Конституции, законов, подзаконных актов, судебной практики, трудов видных ученых. И это часто бывает достаточным для того, что бы уяснить себе, какую позицию занять по тому или иному спорному вопросу права.
Акцент на правах гражданина в рамках конституционного и административного процессов заметен в документах Совета Европы:
1) конвенции:
- о защите гражданских прав и основных свобод (1950 г.);
- о защите личности в связи с использованием автоматизированных персональных баз данных (1981 г.).
2) резолюции:
- о юридической помощи в гражданских, коммерческих и административных делах (1976 г.);
- о защите личности, в отношении актов административных властей (1977 г.);
- о юридической помощи и советах (1977 г.);
- о взаимодействии между омбудсменами государств-членов и между ними и Советом Европы (1975 г.).
3) рекомендации:
- о применении дискреционных полномочий административными властями (1980 г.);
- о мерах, облегчающих обращение к юстиции (1981 г.);
- о получении информации от публичных властей (1986 г.);
- о публичных обязательствах (1984 г.);
- об административных процедурах, воздействующих на большое количество людей (1987 г.);
_________________________
* В V поправке, которая распространяется только на федеральные учреждения, говорится среди прочего: «Никто... не должен лишаться жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого возмещения».
В XIV поправке также говорится о надлежащей правовой процедуре, но уже применительно к штатам. При этом такая процедура обязательно включает в себя два элемента: оповещение и слушание, т.е. оповещение всех заинтересованных лиц о предстоящем рассмотрении их дела и предоставление им возможности участвовать в его рассмотрении.
- об обеспечении судебной защиты по административным делам
(1989 г.);
- об административных санкциях (1991 г.).
Специалисты в области административного права ряда иностранных государств настойчиво проводят мысль не только о защите индивидуальных прав граждан, но и о гарантированном обеспечении коллективной пользы населения, общества. Причем акцент делается не на организацию органов управления, не на администрацию, а на «обуздание» властей и контроль за ними, на ответственность власти. Это лейтмотив книги-обзора «Администрация и Вы. Принципы административного права, касающиеся отношений между административными властями и частными лицами» (Совет Европы, Страсбург, 1996 г.).
Учитывая значительное количество именно административных дел (наши суды отмечают ту же тенденцию роста таких дел в судах) Совет Европы принял Рекомендацию N-R (2001) 9 «Об альтернативах судебному разбирательству споров между органами исполнительной власти и частными лицами». Обусловлена такая позиция тем, что
1) значительное число дел могут поставить под угрозу возможности судов, компетентных рассматривать административные дела, в установленные сроки;
2) распространение альтернативных способов разрешения административных споров может сблизить органы исполнительной власти с обществом;
3) это более простые и гибкие процедуры, позволяющие добиться необходимого результата быстрее и с меньшими затратами;
4) создаются возможности для дружественного урегулирования, привлечения экспертов.
Таким образом, в зарубежных странах практика свидетельствует о большом организационном разнообразии сочетания моделей рассмотрения жалоб различными органами административной юрисдикции: общими судами, административными трибуналами, квазисудебными органами. При этом международные акты становятся носителями гарантий процессуальных прав и обязанностей участников административного процесса в странах-участницах подобных актов международно-правового значения.
2. Международные административно-правовые процедуры.
Одним из условий введения процедур и их закрепления в национальном законодательстве является необходимость более основательно согласовывать внутренние и международные административные процедуры*. Актуальны специализированные регламенты в сфере воздушного и морского права. Особое значение имеют дипломатические процедуры.
_________________________
* Так ст. 4 Устава Международного Союза электросвязи предусматривает административные регламенты электро- и радиосвязи, обязательные для государств – членов, а значит и для их министерств (Минсвязи РФ).
Более высокой формой взаимодействия государств являются договоры о союзах – таможенные, торговые, военные и т.п., которые допускают создание соответствующих структур и унификацию правовых норм.
Распространенной формой международного сотрудничества является международная организация. Ее разновидности – универсальные типа ООН, специализированные типа ВТО, МОТ и ЮНЕСКО, региональные и субрегиональные – означают принятие государствами-членами на себя соответствующих обязательств и их неукоснительное выполнение. Институты международных организаций обеспечивают тесное взаимодействие государств в лице национальных органов (министерств). Налицо очевидная тенденция нарастающей специализации таких структур в сферах промышленного развития, атомной энергии, гражданской авиации, продовольствия и сельского хозяйства, морского права, туризма и т.д. Существует много экономических организаций государств Америки, Азии и Тихого океана, арабского Востока, Африки. Среди международных структур все больший удельный вес приобретают межгосударственные объединения.
Всемирный банк, МВФ и экономические объединения национальных бизнес-структур активно влияют на национальную и международную политику и на принятие решений государственными органами и международными структурами. В то же время американская модель глобального административного права включает международные экономические и транснациональные организации, в «сетях» которых действуют все участники – государственные и иные организации. Их глобальные нормы и стандарты ограничивают действие национальных норм, без каких-либо квазипарламентских или ратификационных процедур. Не ущемляют ли эти функциональные связи суверенитет государств?
Выявляется проблема дублирования и несогласованности стандартов разных межгосударственных объединений по некоторым предметам регулирования. Таковы нормы ряда модельных законов, соглашений о тарифах, о ценах. Подобные юридические коллизии надо заблаговременно предотвращать, а при их возникновении использовать легальные процедуры.
Вступая в международные и межгосударственные объединения, государства берут на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с их нормами и по признанию обязательности их реализации в ходе дальнейшей деятельности. Так было со вступлением России и других стран в Совет Европы и принятием ими соответствующих программ корректировки своих законодательных актов.
Нашей стране важно определять свое место в международном разделении труда, в мировом экономическом обмене, в обеспечении стабильных социальных и гуманитарных связей и экологического благополучия, и особенно прочной безопасности. Поэтому в научном плане представляются актуальными следующие проблемы:
а) обеспечение стабильности национальных интересов и суверенных прав государств;
б) расширение исследований меняющегося соотношения международного и национального права, особенно в условиях трансформации представлений о праве всеобщем, общем, региональном, об объемах суверенных полномочий государств и полномочий, переданных ими межгосударственным структурам;
в) обоснование высокой роли общеправовых принципов международного сотрудничества и норм межгосударственной деятельности;
г) углубление анализа различных форм, правовых режимов и институтов межгосударственной интеграции с учетом динамики внутренней, региональной и международной обстановки;
д) систематическое изучение механизмов взаимодействия органов государств и институтов межгосударственных объединений.
Одну из разновидностей административных процедур составляет группа административных регламентов международных организаций и межгосударственных объединений, которые обязательны для национальных органов. Прямое применение российскими государственными органами норм, создаваемых в рамках международных организаций, возможно в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, включившей международное право в правовую систему нашей страны.
Например, в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) полномочиями по принятию конвенций и иных международных соглашений по всем вопросам, входящим в компетенцию ВОЗ, наделена Всемирная ассамблея здравоохранения – высший орган ВОЗ, в который входят все государства-участники ВОЗ*.
В соответствии с Уставом ВОЗ для принятия соглашения необходимо не менее 2/3 голосов Ассамблеи. Если голосование состоялось, это значит, что Ассамблея одобрила текст обсуждавшегося соглашения. Одобрение текста соглашения еще не делает его юридически обязательным. Каждое государство – член ВОЗ должно провести процедуру ратификации или одобрения в соответствии с собственным законодательством.
Согласно Уставу ВОЗ Ассамблея наделена полномочиями принимать регламенты в области международного здравоохранения, касающиеся:
- санитарных, карантинных и др. мер, направленных на предотвращение распространения заболеваний за пределы национальных границ какого-либо государства;