Внешняя политика Республики Беларусь
После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Возникшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровcкое, Пинское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), образованное ими Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.
Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических, общественных и иных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития.
Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.
Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.
На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 173 государствами, в 51 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.
Современная геополитика. Геополитические факторы. Термин «геополитика» был введен шведским ученым Р. Челленом в начале ХХ века. Геополитика (от греч. ge – земля + politike – политика) это учение, которое изучает зависимость государственной политики и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экономических и иных взаимосвязей, обусловленных влиянием географических факторов.
Основными геополитическими факторами, на основе которых строится государственная политика, являются:
- географические (размеры территории, месторасположение, рельеф, протяженность и конфигурация границ и т. д.);
- геофизические (климат, наличие природных ресурсов, наличие водных ресурсов и др.);
- политические (политический режим, особенности правления и государственного устройства и т. п.);
- социальные (уровень жизни, особенности социальной структуры, степень урбанизации населения и т. д.);
- экономические (степень развитости экономики, темпы и перспективы экономического роста, инфраструктура, наличие стратегических запасов и др.);
- военные (боеспособность вооруженных сил, наличие современного вооружения, численность армии, наличие ядерного оружия и т. д.);
- культурно-религиозные (конфессиональные и национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения и т. п.);
- демографические (численность населения, его состав, плотность заселенности, уровень рождаемости и смертности и др.);
- экологические (состояние окружающей среды и т. д.).
Среди геополитических факторов большое значение имеет расположение страны относительно суши и моря. В этом плане все государства делятся на континентальные и морские. Для континентальных держав огромное значение имеют размеры их территории, которая является фактором их мощи и безопасности. Для морских государств сопоставимое значение имеет контроль над прилегающим водным пространством. Если говорить об экономике, то континентальные государства обычно заинтересованы в том, чтобы их промышленность находилась поблизости от источников сырья и энергии, морские – вблизи побережья. Соответственно, континентальные государства развивают в первую очередь железнодорожный и другие виды сухопутного транспорта, а морские особую ставку делают на морской флот.
Географическая среда имеет чрезвычайно важное значение для развития государств. Страна, которая обладает богатыми сырьевыми ресурсам – углем, нефтью, рудой, древесиной и другими видами – имеет при прочих равных условиях большие преимущества для развития производства, чем страна лишенная их или бедная ими.
Базовые принципы геополитики как науки впервые были сформулированы немецким Географом Ф. Ратцелем (1844 – 1904). Главным в политике он считал контроль над пространством, расширение которого, в конечном счете, способствует увеличению военного, экономического, демографического и иного ресурсного потенциала государства. Тем самым сила того или иного государства прямо связывалась им с размерами и особенностями занимаемой территории. Всякое государство, по его мнению, должно стремиться к своему пространственному расширению. Отсутствие свободной для заселения территории порождает войны и завоевания, в результате которых сильные государства расширяются за счет слабых.
Первую глобальную геополитическую модель разработал англичанин Х. Маккиндер (1861-1947). Он, в частности, выделил центральную часть Евразии, которую назвал «Хартлэндом», т. е. срединной землей. К Хартлэнду Маккиндер отнес Росси и прилегающую к ней территорию, на западе – Восточную Европу, на востоке – Тибет и Монголию. Характерные черты этого региона – центральность и труднодоступность. По его мнению, Хартлэнд занимает особое стратегическое положение в мире. Он высказал следующее положение: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлэндом; тот, кто доминирует над Хартлэндом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром». Согласно Маккиндеру, не следует допускать союза между славянским Хартлэндом и Германией, поскольку их объединение может подорвать господство морских стран.
В настоящее время геополитическая мысль продолжает активно развиваться. Наряду с традиционными геополитическими факторами (пространство, ландшафт, ресурсы и т. п.) в последние десятилетия стали учитываться новые: оружие массового уничтожения, применение новейших военных электронных средств, использование космоса, современные средства транспорта и связи, учет экономического и экологического потенциалов, мониторинг массового поведения людей и т. п. Так, появление оружия массового поражения как бы выровняло силу владеющих им государств, независимо от их удаленности, территории и населения. Кроме того, в распоряжении государств сегодня имеются такие средства, которые позволяют разрушать общественную организацию противника без применения оружия.
Реальностью современного мира является доминирующее положение США, которые обладают наибольшими экономическими и военно-силовыми ресурсами. Более того, эта страна на основе различных союзов стремится объединить вокруг себя всё большее число государств, разделяющих её экономические и политические ценности. Неуклонно сокращается число держав, способных стать потенциальными противниками США. Нет никаких оснований сомневаться, что в ближайшем будущем они сохранят своё военное преимущество над любым потенциальным противником и даже их коалицией. Однако в ХХI веке существует возможность восстановления биполярности, что связано, прежде всего, с экономическим и военным усилением Китая. Уже в обозримом будущем он может стать серьёзным экономическим конкурентом США, а при значительном наращивании своего военного потенциала она сможет претендовать на ту роль в мировой политике, которую когда-то играл Советский Союз. В этой связи центр международного соперничества может переместиться из Европы в Азию.
Американский геополитик С. Хантингтон высказал мнение, что после окончания «холодной войны» и развала СССР дальнейшее развитие мировых отношений будет определяться уже не идеологическим противостоянием двух сверхдержав, а взаимодействием и борьбой различных региональных цивилизаций. Сегодня принято выделять пять основных цивилизаций (А. Тойнби): западно-христианская, арабо-мусульманская, славяно-православная, китайско-конфуцианская и индо-буддийская, различия между которыми связаны с их религиозными и культурными ценностями. Тем самым появляется множество центров силы, отношения между которыми чреваты конфликтами. По мнению Хантингтона, конфликты между ними будут происходить на границах цивилизационного пространства. При этом главное противостояние, как полагает американский исследователь, пройдет между Западом и всем остальным миром. Запад будет стремиться править им, защищать свои интересы и ценности, используя подконтрольные ему международные организации, свою военную мощь и финансовые ресурсы.
Геополитическое развитие стран и регионов в последнее десятилетие стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг. Среди зарубежных авторов необходимо отметить З. Бжезинского [1], С. Хантингтона [13], российских авторов К. Гаджиева [4], А. Дугина [5], К. Коктыша [7], Н. Нартова [9], А. Уткина [12], а также белорусских исследователей А. Киштымова [6], В. Снапковского [10] и др. В их работах рассматривались как вопросы мирового геополитического устройства в начале XXI в., так и варианты регионального геополитического развития.
Республика Беларусь, которая геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной формы геополитической идентичности. Вот почему важно не только оценить ныне существующее, но и спрогнозировать ее последующее геополитическое развитие.
Любое государство в своем развитии учитывает природно-климатический и экономический потенциал, способный сформировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако, как отмечал В. де ля Бланш, государство как таковое – это результат не только природной деятельности, но в большей степени продукт исторического развития самого человеческого общества. Оно формируется в процессе взаимодействия социальной и природной среды, и от того, насколько активно социальная среда будет воздействовать на природную, зависит экономическая мощь и процветание государства.
Географическая среда создает условия для пространственного существования государства, политика же заставляет его динамично развиваться, и двигаться во времени, наделяя такими временными и историческими категориями, как прошлое, настоящее, будущее. Политика, формирует ценности, идеи и универсальный смысл самого существования государства и того народа, который живет в нем.
Политика может не только представлять собой борьбу за власть и управление государством, но и выражаться во внутренней и внешней активности населения страны. Американский ученый Н. Спикмен отмечал важность социально-психологических характеристик населения (политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности) в формировании внутренней политики государства. Бесспорно, географическое положение страны играет важную роль в ее экономическом и социальном развитии, однако политический потенциал определяет стратегию ее внутреннего и внешнего развития, ее силу и значение на международной арене. Таким образом, взаимодействие природных, социальных и политических факторов формируют геополитическую картину государства.
Беларусь по своему географическому положению находится в срединной части Европы. Территория ее компактная: протяженность с севера на юг – 560 км, с запада на восток – 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке – с Российской Федерацией (протяженность границ – 990 км), на юге – с Украиной (975 км), на западе – с Польшей (399 км), на северо-западе – с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км.
Беларусь – нутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.
В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу – страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север – юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси – жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей территории способно привести к осложнениям в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и Европе (в частности, с Польшей, ФРГ).
Являясь транзитным коридором на пути в Европу, Беларусь также сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140 – 180 тыс. человек ежегодно). В результате состоявшегося в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси. Многие из них, не сумев преодолеть последний барьер, пожелают остаться в нашей стране, что в дальнейшем может нарушить межэтническую и межконфессиональную стабильность республики, которая до настоящего времени считается одним из наиболее ценных геополитических ресурсов белорусского государства.
Немаловажен для республики и демографический фактор. Значительное уменьшение общего уровня рождаемости и старение населения могут впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения их извне.
Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня – это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия – основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.
Обретенная в 1991 г. политическая самостоятельность Республики Беларусь предоставила возможность расширить векторы внешнеполитических отношений. Радикальные социальные и политические преобразования, затронувшие Республику Беларусь, обусловили популярность геополитических концепций ее развития в качественно изменившихся геополитических условиях (распад СССР, создание СНГ, расширение НАТО и др.). И если в первой половине 1990-х гг. геополитическое позиционирование Беларуси происходило в условиях обретения суверенитета и политической независимости, то начиная со второй половины 1990-х гг. страна все активнее стала претендовать на более весомую геополитическую роль на постсоветском пространстве.
Наиболее динамично развивающиеся интеграционные процессы между Беларусью и Россией приходятся на вторую половину 1990-х гг., когда российское направление стало приоритетным во внешней политике нашего государства. Это обусловлено следующими факторами:
— необходимостью ослабления кризиса в СНГ путем перехода к двусторонней модели сотрудничества как более перспективной форме интеграции;
— повышением статуса России в условиях расширения НАТО и разрыва «санитарного кордона» вокруг нее;
— практической необходимостью создания «славянского союза», идея которого была особо привлекательной для славянских народов на постсоветском пространстве.
Нельзя не отметить, что развитие интеграционных процессов в России и Беларуси в конце 1990-х гг. вписывалось и в общий контекст российской геостратегии, так как «для Москвы постсоветское пространство в целом и СНГ, в частности, остается ареной соперничества, конкуренции и даже борьбы с другими геополитическими факторами (США, ЕС, КНР, Ираном, Турцией,..) в условиях углубления глобализации».
Анализируя геополитическое состояние республики, можно отметить, что в 1990-е гг. Беларусь была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была в соответствии с этим моделировать собственную геополитическую концепцию. Еще не имея самостоятельной стратегии геополитического развития, республика активно начала реанимировать разорванные связи с Россией, переводя это сотрудничество в плоскость своего основного геополитического вектора. Данный процесс был наиболее интенсивным в 1994—2000 гг. и принес Беларуси в первую очередь экономические выгоды (относительно низкие цены на сырье и энергоносители, снятие таможенных барьеров, использование огромного внутреннего рынка России и др.), что позволило уже к 2001 г. восстановить дореформенный (1990 г.) объем промышленного производства. Существует мнение, что активная геополитическая интеграция Беларуси и России в 1990-е гг. была выгодна в первую очередь Беларуси и прежде всего ее политическому руководству [11]. Но, как отмечает известный российский политолог Н. Нарочницкая, «...на самом деле Союз нужен больше России, чем Белоруссии. Белоруссия — недостающий элемент мозаики, который Запад выкладывает от Прибалтики до Черного моря».
С начала нового тысячелетия в республике начала разрабатываться стратегия национального возрождения. С этого периода Беларусь начинает позиционироваться как отдельный геополитический субъект, обладающий собственной внешнеполитической волей и позицией, самостоятельно определяющий внутреннюю и внешнюю политику. Началось активное формирование государственной идеологии, основанной на консолидации общества вокруг национальной идеи возрождения.
В сложившейся геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества.
Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот.
Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только с Россией и другими странами СНГ, но и с государствами Европейского союза. Однако недостаточно высокий уровень производства наукоемкой продукции в Республике Беларусь и структура экспорта в значительной степени ограничивают возможность проведения многовекторной внешней политики на современном этапе.
В белорусском обществе к настоящему времени нет и единого мнения в отношении активизации белоруско-российского сотрудничества. В условиях установления Россией «справедливой» (скорее высокой, чем низкой) цены на энергоносители общественное мнение в республике способно существенно склониться в сторону западноевропейского вектора.
МОДУЛЬ 5. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1. Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.
2. Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.
3. Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.
4. Идеология – атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.
Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.
Белорусское общество находится на этапе динамичного вхождения в постиндустриальную, информационную эпоху. Такому обществу нужны активные граждане, обладающие способностью мыслить, умеющие реализовывать свои таланты посредством разнообразных компетенций, адекватно понимать и воздействовать на окружающий внешний мир, а также на себя как часть этого мира.
В 2003 году во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь был введен курс «Основы идеологии белорусского государства». Изучение этого курса продиктовано насущной потребностью в выработке и практической реализации идеологии страны как важнейшего средства и условия обеспечения ее внутренней и внешней стабильности, консолидации общества, инструмента власти, формирования политического поведения индивидов и социальных групп, определения системы действий, нацеленных на воспитание у граждан желательного восприятия стратегических целей государства и общества.
Предметом курса «Основы идеологии белорусского государства» выступает идеология белорусского пути общественного развития. В соответствии с целью определяются и задачи курса. Это:
– представление государства и государственности в качестве главных объектов осмысления;
– определение возможностей государства и общества в деле обеспечения прав и свобод личности, интересов человека;
– выяснение исторических реалий, традиций, легших в основу становления и развития белорусской государственности, исследование исторического прошлого белорусского народа;
– обозначение путей, форм и методов развития белорусского государства и общества сегодня и в будущем;
– анализ экономического развития республики, выделение существующих проблем и сложностей в протекании экономических процессов в современной Беларуси;
– характеристика политической системы Республики Беларусь и ее политических институтов; исследование процесса государственного управления и его демократизации;
– обозначение основных приоритетов внешнеполитической деятельности Республики Беларусь;
– определение места идеологии белорусского государства в системе духовных и национальных ценностей белорусов, формирование национального самосознания народа.
В результате изучения данного курса студенты должны усвоить основные категории и понятия идеологии; научиться анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и за ее пределами, пути и тенденции их развития в контексте цивилизационного процеcca, решать сложные жизненные проблемы; выработать гражданскую компетентность и ответственность; воспитать в себе качества высокой нравственной культуры, уважительного отношения к законам страны и перспективам ее поступательного развития, приобрести соответствующие навыки.
Идеология –это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология представляет собой способ социально-группового мышления. Поэтому идеология – это не социальная наука, которая стремится к достижению объективной истины. Идеология выражает интересы определенных социальных слоев, она всегда ангажирована.
Идеология – это не только теоретическое оформление каким-либо социальным слоем своих представлений о закономерностях развития общества, она включает в себя также систему ценностей и норм, задающих ориентиры к действию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения, представляющие собой веру человека в правильность своих идей. Убеждения мобилизуют людей на активные действия. В то же время убеждения не всегда основываются только на объективных знаниях, на их формирование могут оказать влияние элементы утопии, политические мифы. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные идеалы на практике.
Процесс формирования и развития идеологических доктрин происходит в самом обществе. Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоретически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения. В процессе популяризации идеология стремится воздействовать на людей через различные проекты и программы политических партий, общественных организаций и движений. Любые идеологические концепции содержат готовые шаблоны решения социально-политических проблем общества, в силу чего идеология влияет через сознание на поведение людей.
Понятие идеологии: историческая динамика. Идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных ценностных ориентиров.
Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуан Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления этого термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.
– К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что идеология отражает действительность адекватно. В своих работах они чаще всего определяли идеологию как «ложное сознание».
– К.Маншгейм (исследователь проблем человеческого мышления, также как и К.Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако наиболее важная, по его мнению, функция идеологии, выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
– Ф.Гросс, американский политолог характеризует политическую идеологию как самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфическую направленность. Он выделяет в политической идеологии:
* основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», десять христианских заповедей);
* вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определенных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность, честная игра, пунктуальность и т.д.);
* абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808), философ и врач, будучи вместе с Антуаном Дестют де Траси основателем учения об идеологии как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей, дал «физиологическое» обоснование идеологии, считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. По его мнению, целью политики является уничтожение нищеты низших слоев общества и искоренение общественных пороков. Политики и общество должны стремиться к счастью своих граждан, устанавливать наилучшие политические институты, достигать справедливого распределения богатств, просвещения и социальной гигиены.
Сдержанное отношение к идеологии выразили ряд современников Антуана Дестют де Траси. Негативное отношение Наполеона и власти в целом к школе идеологов к концу императорского правления во Франции, и особенно в период Реставрации, выразилось в вытеснении идеологии различными спиритуалистическими направлениями, а также в интерпретации термина «идеология» как синонима поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности и реальной практики.
Для всей последующей истории идеологии характерно альтернативное отношение к ней – позитивное и негативное. В марксистской концепции, например, в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846) и позднейших работах идеология отождествляется с превращенными формами сознания, которым присуща трактовка мира как воплощение идей; конституирование мнимой реальности, которая выдается за самоё действительность; иллюзии об абсолютной самостоятельности идей. Действительность в идеологии, согласно этой же точке зрения, предстает в искаженном, перевернутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием в противоположность научному сознанию и «действительной истории». Впоследствии В. и. Ленин внес коррективу в интерпретацию идеологии в марксизме, показав, что марксизм является идеологией пролетариата. С этих пор был введен термин «научная идеология», которым В. И. Ленин называл марксизм. Фактически тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой (наукой об обществе, как и называют свое учение марксисты, не считая свое учение идеологией), марксизмом и пролетарской идеологией. Это означало своего рода выдачу индульгенции всем сторонникам марксизма на политическую непогрешимость. «Научная идеология» приобрела статус адекватного и действенного средства защиты и оправдания любых политических решений, вплоть до силовых средств, что присyще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы ХХ века. В то же время было бы неверным рассматривать идеологию как ложное сознание и религиозное представление людей о самих себе. Роль идеологии в политике слишком велика и представляет собой тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами.
Таким образом, политическую идеологию можно определить как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую её интересы и цели с помощью политической власти.
В социальных науках понятие «идеология» является одним из наиболее многозначных и противоречивых. Оно может означать систему идей, лежащих в основе политической практики, набор политических лозунгов, философскую концепцию, систему идей, обслуживающую чьи-либо интересы и т.д. Существует три основных значения термина «идеология».
1. Специфическая система убеждений. Некая совокупность связанных друг с другом политических идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм, либерализм, некоторые виды национализма). Это такие идеологии, которые могут находиться в оппозиции и объединять в партии своих приверженцев.
2. Искаженные или ложные идеи и убеждения. Данное понимание идеологии связано с марксистской традицией, в которой содержание сознания, во-первых, определяется экономическим устройством общества, во-вторых, искажается классовым интересом.