Организационно-правовые формы (направления) правоохранительной деятельности
1. Правосудие.
2. Прокурорский надзор.
3. Обеспечение охраны порядка и безопасности.
4. Выявление и расследование преступлений.
5. Правовое обеспечение и правовая помощь.
6. Негосударственная правоохранительная деятельность.
Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Также в зависимости от юридических последствий формы правоохранительной деятельности органов внутренних дел можно разделить на правовые, неправовые и иные юридически значимые действия.
Правовыми формами правоохранительной деятельности ОВД являются правоустановительная и правоприменительная деятельность.
Правовой формой правоустановительной правоохранительной деятельности ОВД является издание нормативных актов управления, правоприменительной - издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления ОВД подразделяются на нормативные и индивидуальные.
4. Участие граждан в правоохранительной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации образованы и действуют свыше
42 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих более 410 тыс. человек
Спектр их деятельности весьма широк: от патрулирования улиц и общественных мест в городах и населенных пунктах нашей страны, обеспечения охраны общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий до участия в совместных с полицией профилактических операциях.
Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка:
Конституция Российской Федерации; Общественные принципы и нормы международного права; Федеральные конституционные законы; Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
Принципы участия граждан в охране общественного порядка:
добровольность; законность; приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина; право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Граждане, участвующие в охране общественного порядка:
не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов; осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов; не допускается участие граждан, не достигших возраста 18 лет; не допускаются к участию в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью;
Формы участия граждан в охране общественного порядка:
участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:
требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:
знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере общественного порядка;
выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;
соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
2. Конституция РФ и ее роль в регулировании деятельности правоохранительных органов.
Нормативной базой курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.