Особенности современного этапа в развитии этики в системе государственной и муниципальной власти: подходы и решения
В последнее время интерес к этике государственной и муниципальной службы отмечается во всех странах и регионах. Большинство специалистов сходится во мнении, что сегодня эта проблема остро встает как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем, ее острота и актуальность характерна для всех без исключения уровней управления – государственного, регионального, местного и международного. Это объясняется тем, что государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью разрешения сложных этических и моральных проблем. К ним, как уже отмечалось, относятся и проблема расходования государственных средств, и проблема перехода государственных служащих в частный сектор, и этические аспекты оказания влияния (проблема лоббирования), получения подарков и др.
Исходя из этого, во многих странах предпринимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных служащих таких качеств, как ответственность перед законом, честность, нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего – быть ориентированным на общественные интересы и ценности.
Во многих странах все большее число специалистов приходит к убеждению, что современный административный процесс нельзя выстроить только на принципах рациональной бюрократии, что в сфере государственного и муниципального управления одних технократических, формально-правовых и рационально-прагматических подходов сегодня недостаточно. Управление, как и политика, должно оцениваться с точки зрения морали уже потому, что имеет дело с людьми, их интересами, необходимостью их справедливого выражения и разрешения. С этой позиции то, что вполне допустимо в правовом и организационно-административном плане, не всегда может означать, что это также приемлемо и справедливо для конкретного человека.
Помимо общих этических и профессиональных требований к управленческой деятельности возникает ряд специфических требований к аппарату государственных и муниципальных органов, связанных с осуществлением государственными и муниципальными служащими властных полномочий. Главным из таких специфических требований этики государственного и муниципального управления является соблюдение принципа нейтральности (беспристрастности) и принципа обеспечения государственного интереса, что всегда порождало сложную проблему конфликта интересов. В этом же ряду находятся и другие специфические требования к поведению государственных и муниципальных служащих, такие как соответствие слова и дела, недопущение подмены моральных требований и социальных ожиданий общества (в первую очередь ожиданий социальной справедливости) корпоративными интересами бюрократического аппарата, недопустимость присвоения властных полномочий в ущерб исполнительным.
Сложность проблем административной этики во многом объясняется теми новыми явлениями, которыми отмечен современный этап развития государственной и муниципальной службы. Как уже отмечалось, за последние 20 лет изменились сами условия, в которых такая служба осуществляется. На первый план выступают новые ценности, в государственной и муниципальной службе изменяются приоритеты. Так, если раньше этика государственного управления рассматривалась преимущественно с сугубо практической точки зрения, предполагающей, что служащие должны заботиться в первую очередь об экономических результатах и действенности своих решений, то сегодня должностные лица играют все большую роль в формировании и проведении государственной политики. Поэтому помимо инструкций, с помощью которых регулируется их деятельность, они обязаны руководствоваться также собственным пониманием моральной ответственности и права на свободу действий.
С другой стороны, как свидетельствуют источники, практически во всех странах наблюдается рост негативных тенденций в сфере государственного управления. При этом все специалисты выделяют в качестве главной проблемы открытость государственной и муниципальной службы и связанную с ней проблему борьбы с коррупцией. Даже в такой стране, как Франция, где сложились относительно прочные традиции служебной и деловой этики, препятствующие широкомасштабной коррупции, в последние годы наблюдается ослабление этических принципов в среде государственных служащих, происходят массовые расследования коррупционных действий, совершаемых государственными, политическими деятелями и бизнесменами. Определенную роль в этом сыграли изменения общественных нравов, выразившиеся в сфере государственной службы, как уже говорилось, в ослаблении престижа коллективных ценностей, росте индивидуализма, с одной стороны, и в повышении значимости критериев, чуждых профессионализму, но важных для продвижения но службе, – с другой.