Государственное устройство. Дания - унитарное государство
Дания - унитарное государство. Территория страны разделена на 14 административных единиц - амтов. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый Королем, и действуют выборные советы.
Действует Конституция Государства Дании, принятая 5 июня 1953 г. По форме правления Дания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства является Король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям. Конституция закрепляет за Королем высшую власть в управлении государством. Король назначает и увольняет членов правительства и высших должностных лиц, открывает парламентские сессии, имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера. Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (правда, без согласия парламента Король не может денонсировать международный договор, применить силу против иностранного государства и т.д.). Король обладает правом амнистии и помилования. Все акты Короля должны быть скреплены подписью Премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.
Парламент Дании - Фолькетинг осуществляет совместно с Королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов, из них 175 - представители непосредственно Дании и по 2 представителя от Фарерских островов и Гренландии. Депутаты избираются сроком на 4 года путем всеобщих прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательные реформы 1978 г. снизили возрастной ценз с 20 до 18 лет. На 12-й день после выборов парламент должен собраться на сессию. Сессия открывается избранием президиума, который руководит работой парламента, его постоянных и временных комиссий. Заседания Фолькетинга открытые, однако по требованию председателя президиума или депутатов могут проводиться закрытые заседания.
Парламент обладает достаточно широкими полномочиями: принимает законы, решает вопросы финансового характера (с его разрешения взимаются налоги, заключаются соглашения о государственных займах), контролирует деятельность правительства, занимается внешнеполитическими проблемами, формирует вооруженные силы. Законопроекты (обычно они вносятся на рассмотрение правительством или депутатами) проходят в Фолькетинге три чтения. Те законопроекты, которые депутаты не успели обсудить до окончания парламентской сессии, считаются отклоненными. Принятые законопроекты должны быть одобрены Королем или (если этого потребуют не менее 1/3 депутатов) референдумом. Поправки к Конституции нуждаются в обязательном одобрении референдумом.
Правительство - Совет министров - сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функций. В состав правительства входят Премьер-министр и министры. В соответствии с _ 14 Конституции члены правительства назначаются Королем. На деле Премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства, который затем формирует правительство.
Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Он разрабатывает большое число законопроектов и, пользуясь поддержкой парламентского большинства, проводит их через парламент. В перерывах между сессиями в случаях, как отмечено в Конституции, "особой срочности" Совет министров может самостоятельно принимать временные законы, которые затем должны быть одобрены Фолькетингом.
Правительство обладает определенными правами в отношении парламента: министры могут присутствовать и выступать на заседаниях Фолькетинга, Премьер-министр вправе потребовать от председателя парламента созыва чрезвычайной сессии, определив при этом повестку дня. Совет министров наделен важными полномочиями в отношении государственного аппарата: он руководит министерствами и ведомствами, может ликвидировать старые и создавать новые ведомства, представляет Королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате; высшие должностные лица могут быть перемещены на другой пост без согласия Правительства, только если при этом не уменьшается их вознаграждение. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия Короля) дипломатических представителей государства. Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав Правительства или отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет ему вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен Премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Дании входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем.
Важнейший документ в истории права страны - "Датский закон Кристиана V" (1683), подготовленный по поручению Короля путем пересмотра ранее действовавших законодательных актов (все они с его принятием были отменены). Он состоит из 6 книг и представляет свод законов, относящихся к различным отраслям права. Наиболее подробно изложены уголовные законы, вошедшие в последнюю книгу. Форма изложения отдельных правовых положений в нем весьма казуистична. "Датский закон Кристиана V" никогда официально не отменялся, однако к настоящему времени остаются в силе лишь некоторые второстепенные его положения. С 1849 г., после отмены абсолютной монархии, началась реформа законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в ходе которой в основном и сформировалась действующая правовая система Дании.
В силу особенностей исторического развития страны датское право весьма своеобразная и совершенно самостоятельная система. В прошлом оно не испытывало на себе сколь-нибудь определяющего влияния права какого-либо другого государства. Лишь с последних десятилетий XIX в. оно оказалось вовлеченным в процесс целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств. На основе предложений, разрабатываемых совместными комиссиями юристов, в этих странах принят ряд законодательных актов аналогичного содержания, прежде всего в сфере торговли, а также семейного и наследственного права.
Как и во всех странах скандинавской правовой семьи, главным источником права в Дании является законодательство, однако кодифицированы лишь некоторые отрасли датского права. Так, Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями) регулирует вопросы судоустройства, процесса уголовного и гражданского, исполнения судебных решений и приговоров. Кроме этого, кодифицировано только уголовное законодательство, которому в Дании традиционно придается большое значение.
Существенная особенность датского (и вообще скандинавского) права состоит в том, что наряду с законодательством большую роль в качестве источника права играют судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются лишь нормами прецедентного права. В месте с тем положения многих датских законов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем, английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими инстанциями, в первую очередь Верховным судом. Известную роль в качестве источника права играют в Дании обычаи, прежде всего морские и торговые.
От собственно датского отличается право, действующее на автономной территории Гренландии. Так, в сфере гражданско-правовых отношений наряду с датскими законами отчасти сохраняет силу местное обычное право (именно оно, а не закон, регулирует правовые последствия брака). Ряд законодательных актов издан специально для Гренландии: Гражданско-процессуальный кодекс, Закон о наследстве, Закон о правовом положении детей и др. Применительно к местным условиям составлен и Уголовный кодекс для Гренландии 1954 г.
Научные исследования в области права Дании ведутся в основном на факультете юриспруденции и политических наук университета в Копенгагене и на факультете экономики и права университета в Орхусе.