Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Индия федерация
По форме государственно-территориального устройства Индия федерация, субъектами которой являются 25 штатов. Последние представляют собой крупные государственно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Помимо штатов в состав Индии входят 7 союзных территорий - сравнительно небольших по размеру и численности населения административных единиц центрального подчинения. В союзные территории были выделены преимущественно бывшие неанглийские колонии (португальские и французские), которые из-за небольшой по площади территории и малочисленности населения не могли получить статуса штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.
Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым большим по объему Основным законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран. С момента принятия в нее внесены многочисленные изменения и дополнения (около 500). Наряду с Конституцией источниками государственного права Индии являются решения Верховного суда в порядке конституционного контроля, законы, имеющие конституционное значение, обычаи, акты делегированного законодательства и т.д.
По форме правления Индия является республикой, использующей многие традиции английского парламентаризма. Политический режим развивающаяся демократия.
Высший законодательный орган - Парламент, состоящий из Президента Республики и 2 палат: Раджья Сабха - Совет штатов (250 мест) и Лок Сабха Народная палата (545 мест). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) интересы субъектов федерации.
Выборы в Совет штатов косвенные. 238 членов Совета избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет с ротацией 1/3 каждые 2 года. Остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц с большим практическим опытом и особыми заслугами в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности. Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности. Некоторые преимущества предоставляются штатам с наиболее малочисленным населением.
В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен досрочно. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроекты, принятые Народной палатой (кроме финансовых), на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.
Выборы в Народную палату проводятся по мажоритарной системе относительного большинства раз в 5 лет, хотя не исключается возможность и внеочередных выборов. Народная палата осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ней коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, обсуждения политики правительства, а также возможности вынести Правительству вотум недоверия.
Кворум в каждой из палат составляет 1/10 ее состава. Законопроект проходит в палатах 3 чтения, после чего он направляется Президенту. Если же во второй палате законопроект подвергается изменениям, то он снова возвращается в палату, принявшую его первой. В случае ее согласия с предложенными поправками билль считается принятым обеими палатами и передается на подпись Президенту. В случае несогласия с предложенными поправками палаты идут на переговоры, а при их неуспехе - по решению Президента - голосуют законопроект совместно. Последняя процедура явно выгоднее для Народной палаты, численность которой более чем в два раза превышает число членов Совета штатов. Для прохождения в парламенте финансового законодательства предусмотрен особый порядок. Принятый Народной палатой финансовый законопроект направляется в Совет штатов. Верхняя палата обязана в течение 14 дней возвратить его со своими рекомендациями, которые не носят обязательного характера.
Глава государства - Президент, избираемый сроком на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Количество голосов всех выборщиков - членов общенационального Парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Президент может переизбираться неоднократно. В соответствии с Конституцией он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью Парламента. Он промульгирует законы, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы, назначает Премьер-министра, а по представлению последнего - членов Совета министров, созывает и распускает сессии Парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Президент также назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, генерального прокурора, генерального аудитора и многих высших государственных служащих, обладает правом помилования. Во внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона (ч.2 ст.123 Конституции). Если в течение 6недель с начала ближайшей сессии Парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
В отличие от Великобритании акты главы государства в Индии не требуют контрасигнатуры в качестве необходимого условия их действительности. Тем не менее Президент в своих действиях обязан руководствоваться рекомендациями Правительства. В результате практически все основные полномочия Президента осуществляются от его имени Советом министров, а точнее - Премьер-министром.
Выборы Вице-президента проводятся по закону раз в 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат индийского Парламента, путем тайного голосования. Вице-президент по должности является председателем Совета штатов, но при этом не состоит депутатом Парламента.
Высшая исполнительная власть практически сосредоточена в руках Правительства (Совета министров) и персонально Премьер-министра. По конституционному обычаю Президент назначает Премьером лидера парламентской фракции той партии, которая пользуется поддержкой большинства в Народной палате. Правительство является коллегиальным органом, включающим помимо Премьер-министра министров, назначаемых по представлению Премьера также Президентом страны. Премьер-министр может с формального одобрения Президента изменять состав правительства и увольнять министров. Министр должен быть депутатом какой-либо из палат Парламента или стать им в течение 6 месяцев. Совет министров ответственен перед Народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия может быть распущен Президентом. Однако Президент по совету Премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату.
Совет министров редко собирается в полном составе. Все вопросы руководства страной решаются Кабинетом - узким составом Правительства, куда входят руководители наиболее важных отраслей управления. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования. Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, называются государственными министрами.
Система государственной власти в штатах во многом схожа с федеральной. Легислатуры штатов также имеют двухпалатную структуру. Нижние палаты - законодательные собрания штатов - насчитывают от 60 до 500 депутатов, избираемых прямым голосованием на 5-летний срок, и наделены законодательными полномочиями в рамках компетенции штатов (отправление правосудия, местное самоуправление, содержание полиции, здравоохранение, весь комплекс аграрных отношений, образование, местные налоги и др.). Верхние палаты - законодательные советы штатов избираются сроком на 6 лет из граждан старше 30 лет по системе "единственного передаваемого голоса" в соответствии со следующим принципом: 1/3 всех членов совета избирается Законодательным собранием штата; 1/3 - муниципальными органами; 1/12 выпускниками университетов, более 3 лет назад завершившими обучение; 1/12 - преподавателями высшей и средней школы с не менее чем 3-летним стажем работы; 1/6 назначается губернатором из числа лиц, имеющих особые познания в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности.
Местное правительство формируется главным министром штата из членов победившей на выборах в законодательное собрание политической партии. Управление штатами построено по тому же принципу, что и союзом. В его основе лежит парламентская система, при которой главой исполнительной власти является конституционный глава штата (назначаемый Президентом страны сроком на 5 лет губернатор), действующий в соответствии с рекомендациями Кабинета министров, ответственного перед выборным законодательным органом штата. Фактически так же, как и в центральном Парламенте, реальной исполнительной властью обладает главный министр штата, утверждаемый губернатором.
Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания по реализации федеральных законов.
Союзные территории имеют набор органов управления, аналогичный штатам, хотя их автономия хуже. Систему органов союзной территории возглавляет назначаемый Президентом и действующий от его имени управляющий. Решением центрального Парламента для союзных территорий могут создаваться свои легислатуры, советы министров и высшие суды. Несмотря на то, что советы министров и легислатуры союзных территорий вправе давать советы управляющим, последние остаются полностью подчиненными Президенту (фактически Премьер-министру Союза), который издает правила по вопросам управления союзными территориями. Высшую законодательную власть в союзных территориях осуществляет федеральный Парламент, а высший суд союзной территории является лишь подчиненным Верховному суду средним звеном единой судебной системы страны.
Особенностью общественного уклада и правового статуса личности в Индии с древнейших времен являлся кастовый строй, отдаленно напоминающий сословное деление в феодальной Европе. Каста - группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их общение между собой и, что еще важнее, с членами других каст. Известно около 3,5 тыс. каст и подкаст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая каста обладает своей "чистотой", которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст. До середины ХХ в. неравенство каст было оформлено юридически. На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменена ответственность за нарушение кастовых правил. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных норм.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.
Единой индийской правовой культуры и правовой системы не существует, индийское право полисистемно. Большинство его отраслей сложилось под воздействием английского права в период британского владычества, эти отрасли образуют в совокупности общенациональное право индийского государства. В связи с этим можно утверждать, что Индия входит в семью общего права (англо-американскую правовую семью). Наряду с национальным правом территориального характера, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от расы и вероисповедания, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права.
Индусское право - это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Как и мусульманское право, оно связано с религией и изначально было направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни лиц, исповедующих индуизм. В широком смысле понятие "индус" включает не только лиц, исповедующих индуизм, но и тех, кто, не будучи приверженцем этой религии, согласен руководствоваться в своей жизни индусским правом (при условии, однако, что они не являются христианами, мусульманами, парсами или иудеями).
Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды сборники индийских религиозных песен, молитв и гимнов, созданные во II тысячелетии до н.э. и позже, - содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются "смрити", что в переводе с санскрита означает "дарованная" мудрость старых жрецов и ученых. Создание "смрити" предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Еще позднее появились "дхармасутры" - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите - дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью.
Дальнейшее развитие права связано с "дхармашастрами" - обширными сводами правил, которые приписывают известным ученым. Наиболее известны из них "Законы Ману" - составленный в форме стихов сборник правил II в. до н.э., приписываемых царю Ману. Здесь содержится относительно упорядоченная сумма правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет "священные", "брахманские", хотя по сути они являлись сборниками религиозно-правовых и обычно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью.
От дхармашастр неотделимы и другие сборники - нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только отдельные институты. Даты составления нибандхаз находятся где-то между XI и концом XVII в.
В отличие от европейских государств, где право по мере развития освобождалось от религиозных форм, в Древней Индии правовые институты и нормы, как и в мусульманском праве, развивались в религиозной оболочке. В XI-XII вв. постепенно сформировались школы индусского права, отличающиеся различным подходом к регулированию: права наследования, правового режима имущества членов нераздельной большой семьи и раздела семейного имущества. Основными в индусском праве были школа Даябхага в Бенгалии и школа Митакшара с несколькими ответвлениями.
Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались не законы светских властителей и даже не решения судов, а труды правоведов, в частности "смрити", комментарии к ним и юридические сборники. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. В качестве источников права признавались также старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные касты, роды или семьи. Эти обычаи не только должны были учитываться судьей при толковании норм "смрити", но и могли иметь приоритет. В определении обычаев, заслуживающих правового признания, основную роль играли жрецы-юристы.
Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов.
В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.
Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи, применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из английского общего права или создавая на его основе новые прецеденты. В результате в судебной практике место классического индусского права постепенно заняло "англо-индуистское право", которое очень скоро перестало нуждаться в опоре на традиционные источники писаного права, приобрело характер чисто прецедентного права и в качестве такового стало использоваться индийскими судами. Законами английские власти иногда отменяли и изменяли те нормы индусского права, которые казались им совершенно неприемлемыми.
После достижения независимости система индусского права претерпела (вотличие от мусульманского) новые значительные изменения, коснувшиеся как принципов и источников, так и многих институтов и норм. Главным инструментом перемен стал закон. Еще в ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект Индусского кодекса. Хотя проект был провален консервативными силами, принятые вместо него в 1953-1956 гг. 4 закона, посвященные семейному и наследственному праву, означали по сути кодификацию индусского права в его современном варианте.
В настоящее время индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов: регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, алиментные обязательства, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы договорного права, кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения.
Так же, как и индусское право, мусульманское право в Индии выступает личным правом членов мусульманской общины, являющейся второй по численности религиозной общиной в стране. В отличие от стран Арабского Востока, где под воздействием государства мусульманское право значительно модифицировано, в Индии продолжает применяться традиционное мусульманское право, основанное на Коране, сунне, иджме и киясе.
Индийское право в отличие от индусского права - это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства. Нормы индийского права обязательны для проживающих в Индии граждан независимо от их национальности и религии. Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право.
Получение независимости дало новый импульс в процессе развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г., закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого. В ней содержится довольно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установлены их определенные гарантии, прежде всего возможность обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод.
Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от укоренившихся правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции Индии 1950 г. содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать; в то же время Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. В 1960 г. был принят Закон о британских актах, предназначенных для применения в Индии, которым было отменено 258 британских статутов.
На протяжении второй половины ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем.
При этом влияние английской правовой культуры остается преобладающим. Индия связана с общим правом не только концепциями, понятиями и юридической техникой. Их объединяет и схожее понимание системы функционирования органов правосудия, то особое внимание, которое придается отправлению правосудия, судебной процедуре, а также идее "господства права". Психология индийских юристов и судей в целом такая же, как и у их английских коллег; тот же престиж имеет судебный процесс.
Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.
В сфере законодательства компетенция распределяется между Союзом и штатами в соответствии с тремя перечнями, данными в приложении VII к Конституции. В "союзном перечне" определены вопросы, относящиеся к сфере исключительной компетенции законодательства Союза: оборона страны, внешнеполитические, внешнеторговые связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожные, воздушные и водные сообщения, торговля между штатами и др. Всего в этом перечне насчитывается 100 пунктов. Согласно ст.248 Конституции к сфере исключительного законодательства федерации относятся также все вопросы, которые не вошли ни в один из перечней упомянутого приложения.
Перечень совпадающего законодательства содержит вопросы, по которым законы может принимать как федерация, так и ее субъекты (при отсутствии соответствующего закона федерации или в случае одобрения Президентом). В этот перечень входит 48 вопросов, в числе которых уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, профсоюзное законодательство и т.д.
Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов. Он состоит из 66 пунктов: охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, некоторые стороны организации судов, местное самоуправление, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и т.д. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный парламент, по решению Совета штатов, принятому квалифицированным большинством в 2/3 голосов, может принимать законы по любому из вопросов, входящих в исключительную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны.
Другим важнейшим источником индийского национального права является судебный прецедент. Конституция Индии (ст.141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Решения Высокого суда штата обязательны для всех нижестоящих судов в соответствующем штате. Высокий суд в отличие от Верховного суда связан собственными решениями; в то же время решения Высокого суда одного штата не обязательны для Высокого суда другого.
Заимствованное из английской системы правило прецедента в Индии действует отлично от английского права. Правилу прецедента придан официальный характер, которого оно не имело даже в Англии. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений и многочисленные частные сборники. С 1861 г. публикация официальных сборников рассматривается как одна из обязанностей администрации: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством. Отсутствует разделение на общее право и право справедливости; здесь никогда не было судов по применению норм справедливости. Суды Индии склонны следовать даже английским прецедентам, непригодным к условиям страны. Решения судей иногда нейтрализуются принятием поправок к Конституции. Одно из наиболее значительных действий со стороны суда - решение 1967 г., сильно оспариваемое, согласно которому только конституанта, а не Парламент, может ограничить основные права, гарантированные Конституцией. Другие суды должны следовать прецедентам Верховного суда.
Важную роль в установлении индийского права сыграл обычай; в настоящее время, однако, его значение невелико. Он поставлен в подчиненное положение к писаному праву в сфере не только территориального, но и личного права, что специально закреплено в Законе о шариате 1937 г., а также в кодексах индусского права 1955-1956 гг.