Развитие трудового и социального законодательства в Новейшее время
После 1917 г. трудовое законодательство, как самостоятельная отрасль права, начинает складываться и развиваться под воздействием организованного рабочего движения. На эту борьбу оказывают влияние формы государственного регулирования экономики, социальные последствия НТР, периодические экономические и финансовые кризисы, рост инфляции и цен, степень организованности самого рабочего класса, соотношение сил на мировой арене.
Трудовое право нестабильно: содержание его институтов часто меняется в сторону, как расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; отдельные его институты возникают постепенно и разновременно; претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.
Во многих странах еще до второй мировой войны было конституционно и законодательно признано право рабочих на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на забастовку (Веймарская Конституция 1919 г., закон Вагнера в США 1935 г.). Также в 1917 г. Конституция Мексики признала права рабочих на создание профсоюзов и на забастовку, а затем в конституциях и трудовых кодексах большинство других латиноамериканских стран. Профсоюзы получили легальное признание и, как важнейшее следствие этого, право па заключение коллективных договоров, обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о коллективных договорах был принят в 1918г., во Франции - в 1919 г.
Появились различные виды коллективных договоров, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта. Коллективные договоры регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработной платы, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.
Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которые, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу нелегальных обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский закон Тафта - Хартли предусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый "охладительный, период").
После второй мировой войны во многих буржуазных государствах рабочему классу удалось добиться дальнейших успехов в борьбе за признание профсоюзных прав на предприятиях. Новые демократические положения по этим вопросам включались в принятые в послевоенный период конституции (Франция, Италия, Япония и др.) и в специальные законодательные акты о труде.
Были признаны права трудящихся на участие в управлении производством и создание специальных советов или комитетов предприятий и т.д. (ФРГ, Франция и др.). В условиях сохранения политического и экономического господства капитала такие законодательные уступки не выходили за рамки обычного социального реформизма, но они способствовали улучшению положения рабочих на предприятиях.
Наряду с этим буржуазные государства стремятся держать под контролем профсоюзное движение. Так, в США были ограничены права на забастовки и т.д. Создавались специальные органы, предназначенные для урегулирования трудовых отношений.
После второй мировой войны во Франции буржуазным партиям пришлось пойти на уступки в области социального законодательства, в связи, с чем был принят закон о защите свободы труда, который затруднил организацию рабочих забастовок, объявив преступлением «посягательство или попытку посягательства на свободное осуществление труда».
Одной из специфических черт законодательства о труде, принятого в буржуазных государствах в последние десятилетия, является усиление прямого административного и судебного вмешательства в трудовые отношения и конфликты между рабочими и предпринимателями. Подобное явление наблюдалось уже после второй мировой войны в законодательстве ряда латиноамериканских стран, где устанавливались диктаторские, террористические режимы (Доминиканская Республика при Трухильо, и Гаити при Дювалье и т.д.).
Постепенно законодательным путем или посредством коллективных договоров вводились: 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, социальное страхование, законы о пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице.
В 60-70 гг. во многих странах получило развитие законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей и т.д. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно. Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются: социальное страхование, государственные дотации, "универсальная" система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. Система социального страхования предусматривает выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности. Государственные дотации или государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направляется только тем, кто после официальной проверки является признанным тем, кто не имеет средства к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию. "Универсальная" система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
Следующим важным средством охраны трудовых прав и гарантий стало установление минимума заработной платы. Вначале этот минимум был обозначен для женщин и подростков в Законе США 1912 г., который затем был признан неконституционным Верховным судом страны и вновь признан только в 1937 г. под воздействием новых программных целей в области социального законодательства периода проведения «нового курса».
Более длительную историю имеют законодательные гарантии обеспечения пособий на случай болезни и безработицы, социального страхования по старости и нетрудоспособности, а также специальные меры по охране труда женщин и подростков. Им свыше ста лет, и впервые они были обеспечены в таких странах Западной Европы, как Англия, Германия и некоторые другие.
Трудовое законодательство сегодня выражает совокупность требований, относящихся к совместному и подвластному труду, к общению между нанимателем и его платными работниками. Оно включает в себя требования и правила трудового договора, коллективного соглашения, а также перечень условий и способы осуществления права на создание профсоюза, на проведение забастовки и др.
Долгое время в нашей литературе под социальным законодательством понимался круг законодательного регулирования, связанный с социальным обеспечением - пенсиями, пособиями, охраной здоровья, иногда школьным бесплатным образованием. В корпусе социального законодательства существует один из элементов, который нередко заслоняет другие, - это трудовое законодательство. Вот почему трудовое законодательство нередко ставится в качестве главного опознавательного знака всего социального законодательства.
Со временем социальное законодательство сильно раздвинуло свои рамки и охватывает сегодня не только сферу труда и помощи в беде и нужде, но также сферу отдыха, пользование культурными, материальными и духовными ценностями, а в конце XX в. еще и пользование пригодной для жизни окружающей средой - воздухом, водой, пищей.
Современное социальное законодательство, таким образом, предстает разновидностью защиты и обеспечения пользования правом на жизнь, на достойноt человека существование, обеспечиваемые и самим человеком, и различными человеческими общностями (семья, трудовой коллектив, благотворительные фонды и т.д.), включая государство. Государство делает это с помощью организованного сбора различных средств и распределения их в виде тех или иных благ, а также законодательного регулирования сферы труда, отдыха, образования, культуры, медицинского обслуживания и охраны окружающей среды. Частными проявлениями этой богатой своими возможностями регулирующей деятельности можно считать альтернативную службу в армии, компенсации жертвам войны, массового террора или техногенных катастроф. Не следует забывать и о жертвах стихийных бедствий, жертвах обмана торговых или финансовых мошенников, жертвах терроризма новых религиозных сект, а также жертвах незаконных медицинских и психиатрических экспериментов.
Особая проблема, родственная предыдущим, встает в связи с необходимостью ресоциализации граждан, которые отбыли наказание и дальнейшей гуманизации исправительно-наказательной системы.
Правильнее было бы связать трудовое и пенсионное, а также школьно-дошкольное материальное обеспечение с социальным законодательством, предметом которого в современных условиях следовало бы считать регулирование и обеспечение достойного человека существования во всех областях его жизнедеятельности. Одним из важных направлений является общественное призрение - забота о людях, живущих вне нормальной и привычной обстановки, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, выбитых из привычной жизненной колеи.
Гарантирование права на достойное существование человека вырастает из гарантий социальной защиты, включая социальное обеспечение и систему социального страхования. В конце XX в. эти права разрастаются во всесторонние системы социального обеспечения и в комплексную политику социальной защиты. Правосудие и само регулирование прав и свобод в деле социальной защиты также составляют важную разновидность обеспечения социальных прав (Жидков О.А., Н.А. Крашенникова, 2 ч, с.181.).
Гарантом социальной защиты выступает государство в целом, и в этой связи современное государство нередко именуется социальным. В таком государстве провозглашается забота об общем благе для всего общества и отдельного гражданина, причем государство выступает одновременно социальным работником, разработчиком экономических планов, распределителем национальных ресурсов, инвестором, организатором просвещения, устроителем летнего отдыха.
Особый ареал социальных и личных прав образуют: право на труд, право на проживание, право потребления, право на здоровую (пригодную для обитания) окружающую среду, а также право на возмещение ущерба от несчастного случая и новое, более широкое истолкование права жертвы преступного посягательства.
Не так давно европейцы стали относить шум к одной из глобальных экологических проблем. Европейский Союз уже осуществил ряд мер, установив предельно допустимые нормы шума для отдельных видов транспорта.
Предполагается установить новые нормы для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Для промышленного оборудования планируется ввести обязательную маркировку с указанием максимально допустимого уровня шума. Некоторые страны Европы (Германия, Франция) уже приняли законы, регулирующие подобные аспекты контроля всевозможных загрязнений среды обитания.