Курдский вопрос в Турции и Иране

План.

Временное соглашение 1995 года и усиление деятельности экстремистских организаций. План «Дорожная карта». Конфронтация «Фатх» и «Хамас».

Курдский вопрос в Турции и Иране.

Временное соглашение 1995 года и усиление деятельности экстремистских организаций. План «Дорожная карта». Конфронтация «Фатх» и «Хамас».

На состоявшихся 17 мая 1999 г. выборах в Израиле Б. Нетаньяху, который занимал жесткую позицию по вопросам, связанным с созданием Палестинской автономии, потерпел поражение, и премьер-министром был избран последовательный сторонник «миротворческой» стратегии Эхуд Барак. Он пошел на ряд серьезных уступок арабам. Прежде всего, он попытался нормализовать отношения с Сирией, которая, сохраняя свое военное присутствие в Ливане, поддерживала боевиков «Хамас» и «Хизбалла», и в мае 2000 г. Израиль ликвидировал «зону безопасности» на юге Ливана. Это однако не привело к прекращению сирийской поддержки экстремистским организациям.
Стремясь максимально ускорить процесс урегулирования с ООП, Э. Барак, которого энергично поддерживал президент США Б. Клинтон, пошел на подписание ряда новых соглашений с Я. Арафатом, касающихся графика вывода израильских войск, ликвидации некоторых израильских поселений, создания коридора между Западным берегом и сектором Газа и т.д.

В октябре 2000 г. исламисты, воспользовавшись провокационной акцией лидера израильской оппозиции Ариэля Шарона, добивавшегося свержения правительства Э. Барака, развязали массовые столкновения, которые к 2001 г. переросли в возобновление «интифады» и сопровождались перестрелками и даже боями между отрядами палестинцев и израильской армией. Попытки остановить конфронтацию успехом не увенчались, переговорный процесс был парализован, несмотря на заявления Э. Барака о готовности Израиля восстановить положение, существовавшее до войны 1967 т., т.е. выполнить резолюцию № 242. Экстремистское крыло ООП, которое вновь возобладало, стремилось к полной победе над Израилем.
Интифада- кампания вяло текущего, рассредоточенного, но почта непрерывного гражданского неповиновения властям, демонстраций, периодически перерастающих во вспышки насилия и бунт. Форма интифады типична для массовых выступлений палестинцев против Израиля в 1987-1991 гг. и после 2001 г. В 2004 г. «иракской интифадой» были названы «ползучие» антиамериканские выступления шиитов в Ираке.

Усиление его влияния было обусловлено, прежде всего, «исламизацией» ООП и региона в целом, что внесло в арабо-израильский конфликт мощную конфессиональную составляющую. Исламизация ООП началась в конце 1970-х годов, когда происходил процесс эрозии идей социализма. Существенную роль в этом сыграла также и финансовая помошь исламистам со стороны Саудовской Аравии и Ирана.

Рост напряженности в Израиле, спровоцированный отчасти действиями А. Шарона, обусловил усиление правых настроений в стране. В феврале 2001 г. Э. Барак проиграл выборы А. Шарону, и последний сформировал новое правительство Израиля, опираясь на поддержку голосов депутатов от правых партий. Новое руководство стало проводить гораздо более жесткую и наступательную политику в отношении арабов и широко использовать силу для подавления арабских экстремистов. В стране снова установилась обстановка хронической напряженности. Переговоры с Я. Арафатом были прерваны, он был обвинен в неспособности контролировать своих сторонников и фактически изолирован в своей резиденции силами израильской армии. При поддержке США правительство Израиля требовало отстранения Я. Арафата от руководства Палестинской автономией, хотя заменить его более приемлемым и эффективным лидером было трудно. ООП бьша расколота между экстремистами и умеренными и переживала острый внутренний кризис.
США, Россия и страны Западной Европы пытались оказывать давление на израильскую и палестинскую стороны одновременно. Москва продолжала поддерживать Я. Арафата, который терял контроль над фракциями ООП. В мае 2003 г. при давлении США и Израиля Я. Арафат был вынужден согласиться на формирование нового правительства Палестинской автономии, во главе которого был поставлен Махмуд Аббас (Абу Мазен). Западные страны и израильское руководство надеялись, что в отличие от Я. Арафата новый палестинский лидер сможет подчинить себе радикальные группировки ООП, положит конец террористическим акциям и сможет провести конструктивные переговоры с Израилем по палестинской проблеме.

В мае 2003 г. в иорданском городе Акаба состоялась трехсторонняя встреча президента США Дж. Буша-младшего, премьер-министра Израиля А. Шарона и главы правительства Палестинской автономии М. Аббаса, на которой был принят план «Дорожная карта». Он предусматривал создание независимого государства палестинских арабов при соблюдении принципа «непрерывности» их территории (до 2003 г. территория Палестинской автономии состояла из нескольких «лоскутов» и «очагов», не связанных между собой территориально). Ради осуществления плана израильское правительство согласилось произвести демонтаж ряда израильских поселений, построенных на землях, которые предполагалось передать арабам. А. Шарон впервые официально признал, что подконтрольные Израилю с 1967 г. арабские земли являются «оккупированными территориями». Это были серьезные уступки.
Дорожная карта- план пошагового разрешения какой-либо проблемы, урегулирования ситуации, в котором прописываются этапы и сроки достижения
поставленных целей.

В плане не содержалось упоминания о принадлежности Иерусалима. Фактически это означало, что М. Аббас согласился снять требование о превращении его части в столицу «Арабской Палестины», что было серьезным встречным шагом со стороны арабов. Я. Арафат не был допущен на встречу, оставаясь блокированным в своей резиденции в Рамалле.

Помощь в налаживании диалога между израильским правительством и палестинцами стал оказывать «квартет» - группа международных посредников в составе делегатов США, России, Евросоюза и ООН. Из арабских стран в поддержку «дорожной карты» высказались Иордания и Египет. В Израиле план вызвал протесты правых партий. Внутри ООП радикальная группировка «Хамас» отказалась его признать.

Из-за рассогласования действий партнеров по «квартету» и внутренних трудностей в Израиле и ПНА произошел срыв графика реализации «дорожной карты». Он побудил израильское правительство, возглавляемое А. Шароном, приступить к реализации тех положений этого плана, которые касались вывода израильских войск и ликвидации некоторых еврейских поселений. Эта его стратегическая линия в последующем получила название «одностороннее размежевание». Ее символом стала четырехсоткилометровая бетонная стена, отделившая Израиль от ПНА. Она зафиксировала «постоянные границы Израиля», т.е. исключающие какие бы то ни было территориальные уступки.
Руководство ПНА в целом негативно оценило стратегию «одностороннего размежевания», и хотя возглавивший ее после смерти Я. Арафата в ноябре 2004 г. М. Аббас заявил о своей поддержке «дорожной карты», «интифада Аль-Акса» продолжалась. На выборах в парламент ПНА возглавляемый им «Фатх» потерпел поражение. Победу одерживает «Хамас» (74 из 134 мест).
После чего, летом 2006 г., его боевики интенсифицируют ракетный обстрел Израиля, а в ответ израильская армия начинает широкомасштабные боевые операции в секторе Газы. Стремясь помочь «Хамас» отряды «Хизбаллы», укрепившиеся на юге Ливана, стали осуществлять массированные ракетные удары по территории Израиля. Широкую поддержку, в том числе военно-экономическую, этим группировкам оказывал Иран. Боестолкновения между боевиками «Хизбаллы» и израильской армией быстро переросли в настоящую войну, в которой обе стороны использовали самые современные виды вооружения. Хотя израильские войска оттеснили формирования «Хизбаллы» на юге Ливана, но разгромить их не смогли. В результате бомбардировок израильской авиации были разрушены десятки стратегических объектов на территории Ливана. Однако подорвать инфраструктуру «Хизбаллы» израильтяне не смогли. Вмешательство мирового сообщества привело к прекращению боевых действий.

Для того чтобы принудить «Хамас» и «Фатх» к взаимному сотрудничеству и выполнению «дорожной карты», США и ЕС ввели «экономическую блокаду», т.е. резкое сокращение международной экономической и финансовой помощи ПНА.
Вызванное «экономической блокадой» резкое ухудшение социально-экономической ситуации в ПНА привело в 2007 г. к открытой вооруженной конфронтации между «Фатх» и «Хамас». Первое победило на Западном берегу, а второе - в секторе Газа. Таким образом, ПНА оказалась разделенной на две части, в каждой из которых своя администрация, претендующая на легитимность.

Возглавляемый Махмудом Аббасом «Фатх» контролирует Западный берег, с которого «экономическая блокада» фактически снята, выступает за продолжение процесса мирного урегулирования на основе «дорожной карты». В январе 2008 г. Ближний Восток посетил президент США Дж. Буш-младший с целью «стимулировать развитие палестино-израильских переговоров. Их успех будет зависить прежде всего от признания Махмудом Аббасом «постоянных границ Израиля». Переговоры об этом велись на протяжении всего 2008 г., однако уже в октябре М. Аббас заявил, что подписание соглашения с Израилем возможно не ранее 2009 г.

В то же время, при посредничестве Египта на протяжении второй половины 2008 г. велись напряженные переговоры о перспективах воссоединения ПНА. Несмотря на жесткую позицию «Фатха» и «Хамаса» по отношению друг к другу, посреднику удавалось нащупывать общие точки для продолжения конструктивного диалога.
Однако для примирения двух группировок необходимо было найти общий язык с Ираном и переломить общественное мнение арабской «улицы». Эти проблемы остались неразрешенными и привели к новому витку эскалации: операции Израиля против «Хамас» в секторе Газа в январе 2009 г. Израиль временно вторгся на территорию сектора и пред- принял меры для разоружения «Хамас», однако не удалось полностью прекратить обстрелы израильских территорий со стороны сектора Газа. Новое израильское правительство Беньямина Нетаньяху ужесточило свои подходы к вопросу о создании Палестинского государства.

Курдский вопрос в Турции и Иране.

Курдский этнос исторически оказался разделенным на четыре группы - турецкую, иранскую, иракскую и, более малочисленную, сирийскую, которые стали проживать на территории соответствующих четырех государств. Создание государства на протяжении десятилетий оставалось задачей всех курдских национальных движений.

После Второй мировой войны курды в Иране и Ираке пытались создать курдские автономные районы, но обе эти попытки потерпели неудачу. Начался новый этап развития курдского движения в Иране, Ираке, Турции и Сирии. Образовавшиеся в конце 1950-х годов Демократические партии Курдистана, Турции и Ирака ориентировались на Британию и Францию. Особого накала борьба курдов за автономию достигла в Ираке под руководством М. Барзани, который в результате репрессий со стороны правительства Ирака ушел в Иран, оттуда продолжая руководить движением.

Революция 1958 г. в Ираке была поддержана курдами и другими национальными меньшинствами, надеявшимися получить автономию. Однако новый режим в Багдаде прибег к гонениям против курдов, продолжавшимся до конца 1960-х годов. В отличие от иракских, сирийские курды в 1950-х годах прекратили борьбу и в 1962 г. объявили о лояльности властям. Вооруженная борьба иранских курдов против шахского режима также постепенно пошла на спад. Вспыхнувшее в 1968 г. восстание иранских курдов было жестоко подавлено. В дальнейшем иранские курды получили элементы культурной автономии и по существу тоже прекратили борьбу.
Эпицентр курдского национального движения в регионе переместился в Ирак. В конце 1960-х годов в Ираке началось вооруженное восстание курдов во главе с М. Барзани против центрального правительства. Багдад был вынужден пойти на уступки. В марте 1970 г. курдский лидер встретился с тогдашним президентом Ирака X. аль-Бакром. Итогом встречи стало провозглашение автономии населенных курдами провинций и признание этой автономии правительством Ирака. При этом правительства Турции, Ирана и Сирии выразили обеспокоенность по поводу происходящего, опасаясь воздействия успеха иракских курдов на их собратьев в соседних странах. Но этого не произошло, и даже курдское движение в Ираке пошло на спад, отчасти ослабленное углублявшимся еще с 1965 г. расколом Демократической партии Курдистана (в основном на почве соперничества двух лидеров) на две организации - собственно ДПК во главе с М. Барзани и Патриотический союз Курдистана под руководством Дж. Талабани. Курдская автономия в Ираке просуществовала недолго: во второй половине 1970-х годов она была разгромлена пришедшим к власти в Ираке президентом С. Хусейном. Репрессии против курдов надолго затормозили развитие их национального движения.
Агрессия Ирака против Кувейта в 1990 г. и последовавшая вслед за тем война в Заливе изменили ситуацию. В феврале 1991 г. в Ираке активизировались движения шиитов на юге и курдов на севере. В ходе боев курды освободили всю территорию Иракского Курдистана, снова спровоцировав рост опасений Сирии, Турции и Ирана.
Опасаясь курдского национализма, Тегеран оказывал помощь иракским шиитам, что вызывало тревогу как правительства С. Хусейна, так к Соединенных Штатов, которые видели в усилении проирански настроенного движения иракских шиитов угрозу для американских интересов. США предпочли бы, чтобы С. Хусейн подавил шиитов. Иракское правительство так и сделало, однако вслед за тем оно бросило силы на разгром курдов. Курдское движение было подавлено с крайней жестокостью.
В этой ситуации британский премьер-министр Джон Мейджор предложил создать для курдов «зону безопасности» на севере Ирака, куда не имели бы право вводиться войска иракского правительства и летать самолеты иракских ВВС. В 1992 г. в соответствии с резолюцией ООН была создана такая зона к северу от 36-й параллели. Международными гарантами безопасности курдов выступили США, Британия, Франция и Германия. Попытка курдов договориться с С. Хусейном о признании де-факто их автономии провалилась. И тогда под прикрытием военных гарантий четырех стран иракские курды 2 апреля 1992 г. провозгласили создание «Курдского автономного района». В мае 1992 г. был избран курдский провинциальный парламент и сформировано местное правительство.

Во второй половине 1990-х годов остро курдский вопрос стоял и в Турции, где курдские националисты-радикалы прибегали к тактике террористических актов. Курдские боевики контролировали обширные внутренние районы Турции, гае курды составляли большинство. Турецкое правительство вело непримиримую борьбу с курдским движением, отказываясь рассматривать вопрос о создании для турецких курдоз отдельной автономной провинции. 15 февраля 1999 г. спецслужбам Турции удалось арестовать лидера леворадикальной Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана, который перед тем долгое время находился в эмиграции в России, но был депортирован в Италию, откуда попытался проследовать в Кению, где был схвачен и доставлен в Турцию. Суд приговорил А. Оджалана к смертной казни, но ему была сохранена жизнь взамен согласия обратиться к своим сподвижникам с призывом прекратить вооруженное сопротивление.

Турецкие курды временно отказались от радикальных форм борьбы, хотя не прекратили ее полностью. Тем не менее, в мае 2004 г. Курдская рабочая партия, признанная к тому временем Вашингтоном террористической организацией, вышла из соглашения о перемирии с турецкими властями, сославшись на необоснованные репрессии против ее членов.

Наши рекомендации