Классификация норм права. Правовые нормы в современном мире весьма многообразны
Правовые нормы в современном мире весьма многообразны, поскольку они отражают весь пестрый спектр общественных отношений, все разнообразие типичных жизненных ситуаций. Для выявления характерных черт конкретных правовых норм, их места и функциональной роли в системе права, их классифицируют. Основания таких классификаций самые различные.
Проф. В.Н. Хропанюк, например, классифицирует нормы по отраслям права - государственное, административное, гражданское право и т.д.;
по функциям, которые выполняют нормы права - регулятивные, охранительные;
по характеру содержащихся в нормах права правил поведения - обязывающие, запрещающие, управомочивающие;
по степени определенности - абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные; по кругу лиц - общие и специальные;
специализированные - закрепительные, дефинитивные, нормы принципа.
Проф. В.И. Леушин и В.Д. Перевалов предлагают несколько другую классификацию.
По субъектам правотворчества они различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением (сельский сход, всенародный референдум).
Следующий их критерий - социальное назначение и роль нормы в правовой системе. На этой основе нормы подразделяются на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы формируют фундамент правового регламентирования общественных отношений и правового положения человека, закрепляют основы общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, главные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся, как правило, в конституции, различных основах законодательства, кодексах.
Регулятивные нормы различными способами регулируют общественные отношения. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей обычно выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (запрет на действия и поступки, которые определены законом как правонарушения).
Охранительные - это нормы, отражающие характер государственного принуждения, применяемого при нарушении правовых запретов.
Все нормы права направлены на осуществление функций права. В них находят выражение способы регулирования общественных отношений.
Обеспечительные нормы содержат гарантии реализации субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений.
Дефинитивные нормы - это определения правовых явлений и категорий.
Коллизионные нормы предназначены для устранения противоречий между правовыми предписаниями.
Оперативные нормы определяют даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
По предмету правового регулирования нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.
Еще один способ классификации - это выделение норм материальных и процессуальных. Материальные нормы - это правила поведения субъектов правоотношений, процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
Наконец, по методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют категоричный характер. Они не допускают отклонений в регулируемом поведении. Такими нормами являются, как правило, нормы административного права.
Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений самим договориться об объеме реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Типичный пример диспозитивных норм - нормы гражданского права.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По сфере действия нормы подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия действуют на всей территории государства и обязательны для всех граждан этого государства.
Нормы ограниченного действия - это нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов субъектов федерации - республик, краев, областей, и т.д.
Локально-нормативные предписания - это нормы, установленные отдельными государственными, общественными или частными структурами для себя.
Существуют и другие критерии классификации: по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.) и т.д.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 2000
Правотворчество и систематизация нормативных актов.
http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravotvorchestvo.html
СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. Правотворчество (нормотворчество) - это особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Различают непосредственное и государственное правотворчество.
2. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
3. Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
4. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс - это технология создания нормативных актов и доведение их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.
5. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.
6. 1.Стадии законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.
7. 2.Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, включения в план законопроектных работ и т.п.
8. 3.Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение.Эти процедуры различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы учёных и специалистов.
9. 4.Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять,
10. 5.Принятие нормативного акта.
11. 6.Доведение содержания принятого акта до его адресата.
12. Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.
13. .
14. После того как проект разработан, приступают к его предварительному обсуждению. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями и т.д.
15. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В этом случае законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства. Однако всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Здесь играет большую роль недостаточная активность граждан и их объединений.
16. После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.
17. Затем наступает второй этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.
18. Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта) начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны пользуются определённые полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции. К проекту закона представляется и объяснительная записка, содержащая обоснование необходимости его принятия, развёрнутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства. Кроме того, прилагается финансово-экономическое обоснование.
19. Следующая стадия правотворческого процесса - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания, обсуждение и официальное принятие проекта в деятельности высшего представительного органа страны - детально регламентируется. Рассмотрение законопроектов осуществляется в двух или в трёх чтениях (если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение). Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки, обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения. Коллегиальные правотворческие органы принимают нормативные акты простым большинством голосов.
20. В заключительной стадии правотворческого процесса - официальном оглашении - принятый нормативный акт официально публикуется в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также оглашается в иной форме (по радио, телевидению и т.д.).