Вопрос 22. Понятие налогового администрирования, его элементы, субъекты

Налоговое администрирование - это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля, система управления налоговыми отношениями.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях.

Выделяют следующие субъекты налоговых администраций:

1) первый состав включает Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы;

2) второй состав включает государственную налоговую администрацию, которую составляют государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. (Федеральная таможенная служба Российской Федерации, органы внутренних дел и органы государственных внебюджетных фондов (ГВФ) - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования)

Основными элементами налогового администрирования выступает:

9. контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

10. контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

11. организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Задачами НА на макроуровне является:
- анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития,
- оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления,
- детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе) и концептуальная (на дальнейшую перспективу-до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства.
Задачами НА на микроуровне является:
- ввод в действие принимаемых налоговых законов,
- обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов, разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. При этом критерием эффективности НА следует считать обеспечение мобилизации налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.

Современная система НА должна выполнять несколько задач:
1) повышение уровня собираемости налогов;
2) создание справедливой прозрачной системы НА, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований налогового законодательства и создание для него максимально удобных условий по уплате налогов;
3) Обеспечение справедливых и равных условий налогообложения для юридических лиц, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности.

Вопрос 23. Планирование в системе налогового администрирования

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

— оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

— утверждается бюджет по налогам;

— выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

— разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

— определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.

Выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое планирование в системе налогового администрирования - это прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) позволяет решать более конкретные задачи:

- определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

- расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

- оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщикам, отраслям, регионам и т. д.

Наши рекомендации