История молодежного движения в Германии
Конец XIX в. стал для жителей Европы временем бурных перемен. Набирала темпы индустриализация. Проникая в быт людей, она ослабляла их зависимость от естественных ритмов, привычек и просто случая. В глазах общественности в те годы культивировалась безрассудно оптимистичная вера в прогресс. Известный в те годы профессор химии (а позже нобелевский лауреат) Вильгельм Оствальд (1853-1932) предрекал исчезновение в ближайшем будущем самого понятия судьбы: развитие науки и техники возьмут жизнь человека во всех ее проявлениях под полный контроль.
Именно в это время, летом 1896 г., в Штиглице под Берлином студент Герман Гофман решил собрать вокруг себя учеников местной гимназии, чтобы устраивать с ними пешие прогулки по нетронутым цивилизацией уголкам Бранденбурга. За первым опытом школьного общества стенографистов из Штиглица последовали другие. Их пешие маршруты пролегали вдали от городов, с ночевками в романтических развалинах, на сеновалах и пашнях – и это в то время, когда передвижение по железной дороге уже утвердилось как наиболее удобный способ путешествия. В 1901 г. Гофман переехал. Его приемник Карл Фишер дал туристическому обществу школьников-стенографистов, которое под его руководством за несколько лет выросло в общегерманское движение, имя Вандерфогель (нем.: перелетная птица). Идеология нового объединения быстро распространилась по всему Рейху. Родилось молодежное движение Германии[19]. Оно дало начало новой эре близости с природой, способствовало расцвету национального самосознания, вдохнуло жизнь в практическое народничество, освободило молодежь от опеки, которая в те годы насаждалась школой. Этому движению Германия принадлежала в течение тридцати лет[20].
Когда Фишер занял место Гофмана, чтобы осуществить его инициативы, объединения школьников любого рода были запрещены. Официально при образовании общества речь не могла идти о союзе туристов-школьников. Но Фишеру удалось завоевать расположение видных представителей старшего поколения, которые были готовы поддержать его идею и поручиться за него. Отныне Вандерфогель официально стал мужским обществом, которое называлось «Комитет школьных походов». Стремительное возникновение местных ячеек означало распространение организации по всей восточной и средней Германии. На западе страны доминировал «Союз немецких туристов», который первоначально возник в Гамбурге, и который следует рассматривать как вторую точку кристаллизации движения. Его базовая идеология и формы деятельности практически полностью совпадали с обществом Вандерфогель, но их формирование шло независимо, и только годы спустя они узнали друг о друге.
Походы школьников-стенографистов рассматривались их участниками долгое время как самоценная вещь. Со временем ситуация изменилась. Это было вызвано повсеместным распространением новой идеологии и ее оформлением в массовое движение. К нему примкнуло большое количество думающей публики, которая начала укреплять идеологическую базу движения. Его центральным символом стал Синий цветок, который графически изображался в виде василька. Со времен Новалиса (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801), который первым ввел в обращение этот символ в своем романе «Генрих фон Офтердинген» (1801), василек служит аллегорией страстного желания, стремления к недостижимому, тоски по несбыточному.
В молодежном движении все больше и больше утверждалась страсть к полемике, которая вызывала ссоры. В 1904 г. произошел первый раскол движения, в 1907 г. – второй. Эта тенденция сохранилась до самого разгрома движения в 1933 г. Предпринимались попытки объединения. Первый в 1913 г., когда три уже существовавших на тот момент группы объединились в Wandervogel, Bund für Deutsches Jugendwandern, e.V. (WV e.V.). Но ветераны движения, объединенные в Альт Вандерфогель (так называлась тогда старая гвардия Карла Фишера), не поддержали эту инициативу и продолжили работу под прежним названием. Все эти попытки не могли переломить наметившуюся тенденцию. В особенности после 1920 г. начало стремительно расти количество мелких группировок, которые откалывались от основных союзов, охваченных лихорадкой полемики[21].
Одновременно с Вандерфогель оформилась еще одна ветвь молодежного движения, сравнимая с ним по популярности, но во многом и отличная от него. Речь идет о движении скаутов, которое возникло в Англии в 1907 г. Как и в Германии, оно было отмечено стремлением молодых людей к первозданной природе. Источником вдохновения для них стала книга заслуженного генерала и выдающегося руководителя лорда Роберта Баден-Пауэлла (1857-1941) «Цели скаутства». Задуманная как полевой учебник британских солдат, она обрела неожиданную популярность среди английской молодежи. Отношение самого Баден-Пауэлла к этому факту было неоднозначным. С одной стороны, его радовала вновь возникшая связь молодежи с природой, невольным инициатором которой он стал; с другой – он не мог без тревоги наблюдать за тем, как книга, написанная с военными целями, формирует картину мира тысяч молодых людей. В результате для своих последователей им была написана еще одна книга «Скаутство для мальчиков», и он возглавил новое движение[22].
Руководимое генералом, движение скаутов с самого начала было заметно строже организовано, чем Вандерфогель, отмеченный на тот момент анархической вольницей; не без опоры на государственный авторитет Великобритании движение скаутов стремительно распространилось по всему миру.
Вскоре о нем узнали в Германии. Немецкие скауты быстро влились в ряды молодежного движения, которое имело аналогичную структуру и значительное влияние на территории страны. И если скаутство в других странах всегда оставалось в той или иной степени пробританским движением, то в Германии оно впитало народнический дух, освобождаясь от влияния центральной организации. Так в 1920 г. Союз немецких скаутов отказался поддерживать контакты с только что основанным Международным бюро организации до тех пор, пока не будет снята оккупация немецких земель. Это решение было отменено только после освобождения Рейнской области.
Несмотря на особые условия, в которых проходило становление немецкого скаутства, оно оставалось приверженным идеям центральной организации. Жизнь скаута была подчинена кодексу, центральную роль в котором занимали понятия верности, самодисциплины и готовности помочь. Их детальное описание содержалось в десяти правилах скаута, которые, помимо прочего, требовали от участника движения быть честным, терпимым, верным и надежным. Скаут должен был уметь подчиняться, жить скромно, защищать растения и животных, когда необходимо, приходить на помощь нуждающимся. Одним словом, он должен был осознавать себя членом сообщества, который несет на себе ответственность за него. Этот кодекс, следовать которому было необходимо независимо от культурной среды и образа жизни каждого конкретного сообщества, немецкие скауты соединили с народническим сознанием, которое уже имелось в молодежном движении до них. Движение, которое объединило их, стало интернациональным в смысле взаимопонимания между народами, не становясь при этом интернационалистским: следование национальным интересам и бережное отношение к собственному народному тождеству всегда оставались главным приоритетом.
Когда в августе 1914 г. война, движение было уже массовым. Немецкий союз скаутов насчитывал 90000 активных членов, Вандерфогель – 30000, и еще 30000 являлись членами малых объединений. Авторитет движения в обществе был высок, ведь о нем знали все, а формы его работы модернизировались. Зачастую в сельской местности можно было наблюдать т.н. «диких» (молодых людей, одетых по моде Вандерфогель, но не являющихся членами движения), которые в результате неосторожного обращения с огнем становились причиной лесных пожаров или вызывали неудовольствие местных жителей своим прихлебательством. Но последовавшие затем четыре года войны нанесли движению удар, от которого оно уже никогда не смогло вполне оправиться. Из 13000 участников Вандерфогель, которые, по большей части добровольно, встали под ружье, 7000 не вернулись. В других объединениях потери были аналогичными[23].
После окончания войны все пришлось начинать заново. Просто вернуться к состоянию 1914 г. и продолжить работу оказалось невозможно: слишком велики были потери. Заменить павших товарищей могли только молодые, которые и начали фундаментальное обновление движения. Была усилена дисциплина, принимая зачастую черты, свойственные военизированным формированиям. Ячейкой движения стал т.н. бунд, поэтому с 1918 г. речь идет о молодежи бундов.
Это был период, когда стремление к разделению оказалось наиболее сильным, а количество существующих бундов превысило все мыслимые пределы. Имелись и крупные бунды, которые наполняли молодежное движение позднего периода новыми идеями, тем самым формируя его облик. Так Мартин Фëлькель – создатель первого настоящего бунда Новый скаут (1920 г.), чья идеология находилось под сильным влиянием учения Ницше – собрал вокруг себя тех, кто хотел отмежеваться от окостеневших традиций Немецкого союза скаутов. В феврале того же года Вильгельмом Котцде был основан Бунд орлов и соколов, который провозгласил борьбу с усиливающимися процессами отчуждения, забвения корней и отхода от природы своей первостепенной задачей. Вскоре это объединение получило широкую известность во всех немецкоговорящих странах. В уставе бунда говорилось: «Вступающий в наш союз обязуется быть безусловно честным, обязуется быть другом всему немецкому на словах и на деле, и демонстрировать эту любовь своими поступками. Мало бороться за великую Германию, если каждый немец не станет велик в том, что есть добро. Господь наделил наш народ бесценными сокровищами духа и души, дал нам мужчин и женщин, которые поистине умеют созидать. Вот почему наша обязанность – стремление ко всему высокому и благородному. Молодежь – это наше будущее, но оно ничто без корней, которые глубоко уходят в нашу народную почву». Следует упомянуть и Вандерфогель Неротер, основанный в марте 1921 г. с целью обновления идей Карла Фишера. Этому влиятельному бунду удалось вызвать новую волну интереса к движению, вдохнуть в Вандерфогель, которому грозило выхолащивание, новую жизнь, удалось с успехом и удивительно простым образом объединить в себе различные, часто конкурирующие между собой духовные ветви движения, что позволило им мирно сосуществовать друг с другом. Организационно он состоял из орденов, характер и направление деятельности которых отличались: чувствующие в себе склонность к духовно-философскому созерцанию примыкали к Шваненриттерн, рационалисты с научным складом ума – к Рабенклауэ, ищущие приключений становились «пиратами», а те, кто искал уединения вдали от цивилизации – «путниками» и т.д.
И хотя эти идеи стали образцом для подражания, их было недостаточно для превращения молодежного движения в единую силу, которая бы имела политический вес. Несмотря на многообещающие попытки объединения (в 1926 г., к примеру, было осуществлено слияние таких влиятельных бундов как Вандерфогель и Новых скаутов в Германский добровольческий партизанский отряд), мечта о всегерманском союзе молодежи так и осталась мечтой. Идеологические разногласия оказались слишком велики, в общем-то мощное политическое движение было слишком занято своими внутренними распрями, чтобы соответствовать политике поздней Веймарской республики. В последней момент была предпринята отчаянная попытка изменить такое положение дел: в 1933 г[24]. в Люненбургской пустоши состоялся слет наиболее влиятельных бундов (участвовали представители Германского добровольческого партизанского отряда, Германского бунда скаутов, Велико-германского молодежного бунда, Рейхсшафта, Добровольческого партизанского отряда молодой нации и Юнгштурма). Несмотря на запрет, участие в нем было массовым, и полиция с этим ничего не могла поделать. На этом слете был провозглашен долгожданный общегерманский союз – достаточно своевременно, чтобы исполнить отходную по тому движению, участников которого он объединил под своею сенью. Слет был разогнан совместными усилиями полиции, охранных отрядов СА и гитлерюгенда[25].
Затем последовал долгий период преследований и расправ. Идеологи национал-социализма рассматривали молодежное движение как средоточие индивидуализма, наносящее вред единству германского народа. Истинным молодежным движением был провозглашен гитлерюгенд. Движение с традициями, движение, прочно укоренившиеся в сознании немцев, было вырвано с корнем, а на его месте возникла структура, всецело отданная под контроль государства. Попытки структурно влиться в ряды гитлерюгенда оканчивались провалом. Многие руководители движения первой волны заняли влиятельные посты в иерархии национал-социализма, но как только они пытались прибегнуть к старым методам работы, следовали обвинения в «культурном большевизме», и если провинившийся не успевал вовремя исчезнуть, он оказывался либо в тюрьме, либо в концлагере. Помимо этого, многие участники движения пытались свести воедино основные идеи национал-социализма и молодежного движения, с которым оно было вполне совместимо.
После окончания войны движение не возродилось. С капитуляцией вермахта его запрет потерял силу, но немцев, изможденных голодом и бомбежками, заботили другие вещи. Когда с послевоенной разрухой было покончено, в рамках систематического «перевоспитания» уже полным ходом шло насаждение совершенно иных ценностей. Шестидесятники с их оголтелой ненавистью к народничеству клеймили все, что было хоть как-то связано с германской традицией и самоотождествлением, как реакционное и «фашистское». Показателен в этом плане девиз, одно время ходивший среди студентов Берлина, звучал он так: «убей германистику, выкраси синий цветок красным»[26]. Именно это поколение сегодня у власти, именно его представители занимают ступеньки государственной иерархии на всех уровнях, начиная от местных органов самоуправления и университетских аудиторий. Тех же, кто еще помнит время свободы, становится все меньше: медленно, но верно они уходят от нас. Некоторые из старых союзов продолжают существовать и сегодня, при этом количество их членов велико. Увы, количество – это не всегда качество. Руководство этих союзов впитало космополитический дух времени, а на низовом уровне ведется обычная, на потребу дня, работа с молодежью. С этим ничего нельзя поделать, да и революционный дух движения первой волны давно выветрился. Исключение составляют отдельные ячейки на местах, но их общественная значимость практически равна нулю. Следует признать, что немецкое молодежное движение мертво[27].
7 марта 1946 года создан Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ). Он возник на основе антифашистских молодежных комитетов. ССНМ впервые в истории Германии воплотил лозунг единства прогрессивной молодежи в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс[28].
ССНМ принимал активное участие в борьбе за ликвидацию остатков фашизма, преодоление нацистской идеологии в сознание молодежи и воспитание ее в духе демократии, гуманизма и дружбы между народами.
Вторая половина 50-х годов стала началом качественно нового этапа в развитии ССНМ. На первый план выдвигается задача воспитания всех юношей и девушек убежденными, сознательными людьми, овладевающими высотами современной науки и техники. По инициативе союза молодежи возникает движение «мастеров завтрашнего дня» – оригинальная форма развития изобретательства и рационализации молодежи. При активном участии ССНМ приняты и осуществляются важнейшие государственные решения, касающиеся молодежи. В 1974 году в Германии был принят третий Закон о молодежи, в котором в концентрированной форме отражены права и обязанности молодежи страны, а также обязанности государственных и хозяйственных органов по отношению к молодежи.
В 80-х годах в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства[29].
В типологии организованного движения молодежи Германии можно выделить шесть базовых направлений[30].
1. Традиционно-консервативные союзы молодежи, функционирующие при партийном блоке ХДС/ХСС и опирающиеся на значительную финансовую и политическую поддержку правоцентристской правительственной коалиции. Так, основой политической работы «Юнге Униона» самой крупной молодежной организации Германии стали: сильная власть, новая молодежная элита, фундаментальная система верований и приоритетов.
2. Либеральные молодежные союзы: «Немецкие молодые демократы», «Молодые либералы» и др. Философской и политической основой их деятельности являются либеральные идеи свободы, справедливости, равенства и человеческого достоинства.
3. Левоцентристские молодежные союзы. Из наиболее крупных, работавших во взаимодействии с СДПГ, выделим «Молодых социалистов в СДПГ», «Социалистическую молодежь Германии «Соколы», «Профсоюзную молодежь».
4. Марксистские союзы молодежи Германии, которые численно относительно невелики. К ним относятся организация «Социалистической немецкой рабочей молодежи» и «Марксистский студенческий союз «Спартак». Данные организации в основном отстранены от непосредственного участия в обсуждении и принятии политических решений, касающихся сферы государственной молодежной политики. Фактом своего существования они заполняют необходимую политическую нишу, направляют протест части леворадикальной молодежи в правовые рамки.
5. Молодежные организации националистической и реваншистской направленности. Две из них – «Молодые национал-демократы» и «Национал-демократический союз высшей школы» работали ранее под эгидой Национал-демократической партии и способствовали воспитанию соответствующего политического сознания немецкой молодежи.
6. Сформировалось новое социальное движение, объединяющее не только политические молодежные организации, но и общественные объединения. Это: «Молодежные жилищные сообщества», «Группы самопомощи», «Гражданские инициативы», выполняющие роль не только социальной интеграции новых поколений, но и дополнение семьи, дружеских и соседских связей, решение профессиональных задач и т.д.
Большинство молодежных организаций, которые действуют по всей стране, объединены в федеральные союзы молодежных организаций, таким образом, Молодежная организация является членом (участником) ассоциации (союза), образованного им совместно с другими молодежными, детскими общественными объединениями, негосударственными организациями при сохранении им организационной самостоятельности.
В настоящее время молодежные организации играют огромную роль в жизни Германии. На сегодняшний день молодежные организации есть практически у всех политических партий. Создано межпартийное объединение – Союз политических молодежных организаций. Примерно четверть (более 6 миллионов) молодых немцев организована в различные союзы и объединения, которых в Германии свыше 90[31]. Деятельность таких организаций направлена в социальную сферу. Если в 90-е годы первостепенными темами были немецкое единство и вопросы европейского сплочения, то на рубеже тысячелетий на первый план выступило противодействие терроризму. Сегодня главные темы – демократия и участие молодежи в политических инициативах[32]. Также молодежные объединения Германии содействуют большему взаимопониманию между единичными лидерами и многоликой молодежной аудиторией. Сегодня немецкая молодежь предпочитает вступать в различные молодежные союзы, нежели в партии. В Германии последовательно снижается интерес молодежи к политике и к политическим партиям. Молодых людей гораздо больше интересует и волнует то, что происходит вокруг них на местном, а не федеральном уровне. Поэтому молодые люди предпочитают вести активную общественную деятельность, будучи членом молодежной организации. Особенно популярным занятием в Германии является спорт. Увлеченность спортом проявляется не только у телеэкранов, но и, прежде всего, в спортивных обществах. Самая крупная организация – Немецкая спортивная молодежь. Она проводит такие мероприятия как «Тренируйся», «Спорт для всех», «Лучше всего заниматься спортом в союзе», массовые состязания в беге, плавании, велосипедных и лыжных гонках и походах. Более того, Спортивные организации получают от государства разнообразную помощь. У молодежных организаций существуют и другие совместные проекты, например, «Недремлющее око» – воспитание молодых политиков в духе антимилитаризма и антирасизма, «Маленькая звезда» – сбор пожертвований для детей, пострадавших в локальных войнах (чеченские дети тоже получают помощь от «Югендринга»)[33].
Молодые люди в Германии могут вступать в союзы в соответствии с их ориентирами и интересами. Они стремятся принадлежать к определенной общности и стремятся к осуществлению поставленных целей. Различные молодежные союзы – экологические, экстремистские, религиозные, спортивные, правительственные – помогают молодежи выбрать свою сферу и вести активную общественную деятельность. Их работа помогает направить политику в нужное русло и регулировать некоторые аспекты политики.
Таким образом, можно сказать, что современная молодежь Германии активно принимает участие в общественной жизни страны. В Германии множество молодежных организаций, в которые могут вступать молодые люди в соответствии с их интересами. В объединениях молодые люди имеют большие возможности для идентификации.