Административно-правовые акты. Государственная регистрация и обжалование правовых актов управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7) применяется в определенном процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых средств;

11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке:

• для регистрации нормативных правовых актов необходимо основание – наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

• документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;

• срок государственной регистрации – семь дней со дня получения;

• составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию;

• утверждается заключение, присваивается регистрационный номер.

Порядок оспаривания, приостановления и отмены актов государственного управления. Отмена правового акта управления в любом варианте означа­ет, что он перестает порождать те юр. последствия, ради достижения которых он был издан. Отмена правовых актов является, как правило, ре­зультатом оспаривания их юр. содержания. Ос­паривание означает процедуру поиска доказательств, свидетель­ствующих о том, что юр. содержание актов дефектно. Признание оспоримых правовых актов управления недействитель­ными, что влечет за собой их отмену, вовсе не является обязатель­ным результатом их оспаривания. Возможны варианты, когда ос­паривание бездоказательно, а потому оно на юр. судьбу данного акта не оказывает никакого воздействия. Но возможны и иные результаты. В любом случае признание либо непризнание оспоримого правового акта недействительным осуществляется в официальном порядке. Известны следующие наиболее типичные варианты оспарива­ния правовых актов управления а) опротестование. Наиболее известно принесение протестов на акты исполнительных органов (д/л) органами про­куратуры.; б) обжалование. К. РФ (ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (д/л). Существует и адм. порядок обжа­лования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы. - Решения Правительства РФ, нарушающие права органов ис­полнительной власти СРФ, м.б. обжалова­ны законодательными (представительными) органами гос. власти последних в Конст. Суд или в Высший Ар­битражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией). Решения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судеб­ном порядке гражданами, общественными объединениями, нижесто­ящими исполнительными органами. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия К., ФЗ и указам П. РФ могут быть отме--- нены П. (ст. 115 К. РФ). Правительство РФ вправе отменять противоре­чащие законодательству акты ФОИВ, подведомственных ему. Акты таких органов, подведом­ственных П. РФ, отменяются последними. К. РФ подчеркивает роль Конст. Суда в решении вопросов о юр. силе правовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии К. РФ актов Правитель­ства, а также актов ОИВ СРФ. Акты или их отдельные положения могут быть признаны Конст. Судом неконституционными; они утрачивают юр. силу (ст. 125 К. РФ). Полномочиями по отмене правовых актов управления наделены суды общей юрис­дикции, а также арбитражные суды. Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения. Подобного рода юр. акция не влечет за собой утрату приостановленным пра­вовым актом юр. силы. Временно, то есть до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекраща­ется его действие или исполнение. Затем уже, в зависимости от ре­зультатов, акт продолжает действовать, если устранены содержа­щиеся в нем дефекты, либо отменяется. Наиболее типичные случаи приостановления действия и испол­нения правовых актов управления следующие: а) П. РФ вправе приостанавливать действие актов ОИВ СРФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ (ст. 85 К. РФ); б) Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей ком­петенции имеет право приостанавливать акты ФОИВ; в) принесение протеста прокурора на постановление о наложе­нии административного взыскания приостанавливает его исполне­ние до рассмотрения протеста; г) подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения по­становления о наложении административного взыскания приоста­навливает его исполнение до рассмотрения жалобы.

Наши рекомендации