Вопрос 3: Правомерно ли было в свете норм международного права одностороннее аннулирование Венгрией Договора 1977 г.?
Венгрия представила пять аргументов в пользу правомерности аннулирования ею Договора 1977 г.:
- состояние крайней необходимости. Чехословакия осталась глуха к призывам не вводить в действие «Вариант С»;
- гибель объекта договора. К маю 1992 г. основной объект договора – экономический инвестиционный проект двух стран – перестал существовать, поэтому осуществление договора стало практически невозможным. По мнению Венгрии, «объект, необходимый для осуществления договора», исчезновение и разрушение которого могут служить основанием для прекращения договора в соответствии со ст. 61 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., не обязательно должен быть физическим объектом, но может также включать в себя какую-либо «правовую ситуацию, которая была причиной установления прав и обязанностей»;
- коренное изменение обстоятельств. Ссылаясь на ст. 62 Венской конвенции, Венгрия указала, что к дате аннулирования изменился целый ряд обстоятельств: утратило актуальность понятие «социалистической интеграции»; «единую и неделимую проектную систему» Чехословакия намеревалась заменить односторонней схемой; исчезла сама основа запланированного совместного инвестиционного проекта – социалистическое братство; наконец, договор, первоначально считавшийся совместимым с защитой окружающей среды, в свете новых научных знаний по существу мог вызвать настоящее «экологическое бедствие»:
- существенное нарушение договора Чехословакией. Таким нарушением, по мнению Венгрии, стало строительство и ввод в строй «Варианта С» и одностороннее присвоение значительной части воды Дуная;
- появление новых (императивных) норм международного экологического права. По мнению Венгрии, ранее существовавшее обязательство не причинять деятельностью на своей территории ущерба территории другого государства теперь дополнено
обязательством принимать меры предосторожности во избежание причинения ущерба территории другого государства.
Пояснения:
а) Договор 1977 г вообще не содержит каких-либо положений, касающихся возможности прекращения его действия;
б) в ст. 61 Венской конвенции о праве договоров сказано:
1) Участник вправе ссылаться на невозможность выполнения договора как на основание для прекращения договора или выхода из него, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание для приостановления действия договора.
2) Участник не вправе ссылаться на невозможность выполнения как на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;
в) «состояние необходимости» не может служить основанием для одностороннего прекращения договора, хотя на него может ссылаться государство, желающее избежать ответственности. Договор может какое-то время бездействовать, оставаясь «спящим», но
считается действующим, пока не будет отменен соглашением сторон;
г) в ходе конференции, на которой принималась Конвенция о праве договоров, предлагалось расширить сферу ст. 61, однако неопределенность объекта, не имеющего физической формы, не позволили ее участникам сделать это. Кроме того, правовой режим,
установленный Договором 1977 г., продолжает сохраняться, ибо Договор позволяет сторонам в любое время приступить к консультациям с целью его адаптации к изменившимся условиям,
д) аргумент о коренном изменении обстоятельств может действовать лишь при двух условиях:
- это такая ситуация, которую невозможно предусмотреть в момент заключения договора,
- наличие этих обстоятельств в момент заключения договора должно было составлять фундаментальную основу согласия сторон связать себя обязательствами по договору,
е) соответствующие положения Договора 1977 г особо учитывают вероятность изменения научной экологической оценки проекта в будущем.
Приготовьте устные выступления со стороны представителей Венгрии и Словакии.
Задание 11
Контрольные вопросы:
1. Понятие и источники международного морского права.
2. Внутренние морские воды.
3. Территориальное море.
4. Прилежащая зона.
5. Исключительная экономическая зона.
6. Континентальный шельф.
7. Открытое море.
8. Правовой режим дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции (район).
9. Международные проливы.
10.Международные каналы.
Задания:
3. Проведите классификацию морских пространств.
4. Охарактеризуйте и сравните уголовную и гражданскую юрисдикцию государства над находящимися во внутреннем море и территориальном море:
а) государственными морскими торговыми судами;
б) негосударственными морскими торговыми судами;
в) государственными морскими судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях;
г) государственными военными судами.
5. К каким видам морских пространств относятся следующие характеристики:
1) прибрежное государство обладает суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов;
2) прибрежное государство обладает правом определения допустимого улова;
3) все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган по морскому дну;
4) свобода полетов над этой территорией.
Задача 1. Топливно-заливной танкер «Сайга», плавающий под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, снабжал топливом рыболовные и другие суда у западного побережья Африки. 27 октября 1996 г. «Сайга» оказался в водах исключительной экономической зоны Гвинейской Республики, где снабдил топливом три рыболовных судна (два итальянских и одно греческое). На следующий день танкер «Сайга» был задержан двумя патрульными катерами таможни Гвинеи уже в водах исключительной экономической зоны Республики Сьерра-Леоне. Какого-либо залога или финансовой компенсации за освобождение корабля Гвинея не требовала, а государство Сент-Винсент и Гренадины не предлагало.
Государство Сент-Винсент и Гренадины 13 ноября 1997 г. возбудило дело в Международном трибунале по морскому праву, требуя немедленного освобождения корабля и экипажа.
Каков порядок задержания судна за нарушение законодательства прибрежного государства о рыболовстве в его экономической зоне, а также последующих действий по освобождению судна и экипажа? Раскройте понятие «преследование по горячим следам». Имело ли оно место при данных обстоятельствах?
Задача 2. В 1988 г. эсминец «Кэрон» и крейсер «Йорктаун» ВМС США зашли в советское территориальное море в Черном море в районе южного берега Крыма. На подаваемые заблаговременно советским пограничным кораблем предупреждающие сигналы о приближении к Государственной границе СССР американские корабли не реагировали и углубились в территориальное море СССР на значительное расстояние.
В своем протесте МИД СССР «ответственность за совершенную провокацию», приведшую к столкновению двух военных кораблей, возлагал на США. В ответ на это представителями госдепартамента США и Пентагона было заявлено, что американские корабли осуществляли право мирного прохода, которое соответствует международному праву.
Что включает в себя право мирного прохода через территориальное море?
Предполагает ли оно предварительное уведомление или разрешение прибрежных властей?
Обязаны ли иностранные корабли соблюдать требования прибрежного государства осуществлять мирный проход по морским коридорам?
Задача 3. Британская компания «Шелл» отказалась от планов захоронения в водах Атлантики отработавшей срок гигантской нефтяной платформы. В распространенном заявлении компании указывается, что она будет добиваться у властей разрешения на демонтаж платформы на берегу. Это решение, как говорится в заявлении, принято в связи с протестами против морского захоронения со стороны ряда западноевропейских государств. Активные действия против затопления платформы предпринимали также члены международной экологической организации «Гринпис». По ее данным, в танках платформы находятся еще тысячи тонн нефти, которая может нанести серьезный ущерб окружающей среде.
Какой правовой режим использования искусственных островов, установок и сооружений закреплен действующими нормативными актами? Совпадает ли юридический статус морских искусственных островов, установок и сооружений со статусом островов естественного происхождения? Какие требования предъявляются нормативными актами к владельцам искусственных островов, установок и сооружений по окончании их использования в плане обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности?
Задание 12
Контрольные вопросы:
1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов.
2. Начало войны и ее правовые последствия.
3. Участники вооруженных конфликтов.
4. Запрещение и ограничение определенных средств и методов ведения войны.
5. Защита раненых, больных и военнопленных.
6. Защита гражданского населения.
7. Правовой режим военного плена.
8. Правовой режим военной оккупации.
9. Защита культурных ценностей.
10.Окончание войны и его правовые последствия.
Задача 1.Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963-1966 гг. 12 малайских китайцев, заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.
Можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть, что они являются подданными Малайзии?
Задача 2. Согласно данным ЮНИСЕФ, на территории Анголы, население которой составляет 10 млн. человек, установлено около 12 млн. противопехотных мин. Эти мины изготовлены в различных странах мира, в том числе и в России. Каков статус противопехотных мин в современном международном праве?
Задача 3. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, которые являются участниками Женевских конвенций, делегат Международного комитета Красного Креста приглашен в МИД одного из них (государство А.), где ему сообщают, что была получена информация о том, что противник казнит захваченных военнопленных парашютистов, состоящих на действительной военной службе в вооруженных силах государства А. Государство В. нарушает положения Женевских конвенций, которые предоставляют защиту комбатантам в военной форме. В ответ на действия государства В. государство А. заявляет, что за каждого казненного противником парашютиста в качестве ответной меры оно будет казнить 10 пленных. Оцените действия государств, ссылаясь на положения Женевских конвенций.
Задача 4.Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе удается проникнуть на борт гражданского воздушного судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другое воздушное судно и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.
Идет ли здесь речь о немеждународном вооруженном конфликте? Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались, как с военнопленными? Каковы с точки зрения международного права действия, совершенные наемниками?
Задача 5. В вооруженном конфликте участвуют вооруженные силы государств А. и В. Государство А., ссылаясь на тот факт, что оно не является участником Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и, следовательно, не связано обязательствами, вытекающими из них, нарушает правила обращения с военнопленными. Оцените действия государства А. с точки зрения их соответствия нормам международного права. Обязано ли государство В. соблюдать правила Женевских конвенций в сложившейся ситуации при условии, что оно их ратифицировало?
Задача 6. Какие из перечисленных признаков характеризуют вооруженный конфликт немеждународного характера:
1) протекание конфликта на территории одного государства;
2) наличие внутренних беспорядков;
3) контроль части государственной территории антиправительственными группировками;
4) официальное объявление государством о наличии внутреннего вооруженного конфликта;
5) национально-освободительный характер действий повстанцев;
6) применение оружия борющимися сторонами;
7) официальное признание государством антиправительственных группировок в качестве воюющей стороны в конфликте;
8) продолжительный и интенсивный характер военных действий.
Задача 7.В государстве А. происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными вооруженными силами. Сепаратисты полностью контролируют северную территорию государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства А. В ответ на заявление откликнулось соседнее государство В. и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными силами. Оцените действия государства В. с точки зрения их соответствия международному праву. Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. и II Дополнительного протокола к ним?
Задача 8. Запрещает ли современное международное право применение ядерного оружия? Как формулирует ответ на данный вопрос Международный суд? Какова ваша точка зрения на вопрос о применении ядерного оружия? Обоснуйте свой ответ со ссылками на нормы международного права.
Задание 13
Контрольные вопросы:
1. Понятие и принципы права международной безопасности.
2. Правовое регулирование универсальной системы коллективной безопасности.
3. Правовое регулирование региональных систем безопасности.
4. Операции по поддержанию мира.
5. Запрет применения силы и исключения из него. Понятие агрессии.
6. Международно-правовое регулирование разоружения и сокращения вооружённых сил и вооружений.
Задача 1.Существующая ныне система коллективной безопасности в своей основе покоится на положениях гл. VII Устава ООН, дополняемых двух- и многосторонними международными соглашениями регионального масштаба. Именно наличие указанной двухуровневой системы, своевременно введенной в действие, позволило в короткий срок и исчерпывающим образом ликвидировать военный конфликт, возникший в августе 1990 г. между Ираком и Кувейтом. Современным международным отношениям известны, однако, и примеры разобщенного действия государств за рамками существующей системы коллективной безопасности, как это имело место в случае односторонней военной акции США против Ливии в 1986 г., мотивировавшейся ссылками на то, что последняя якобы инспирировала террористические действия против гражданских воздушных судов. Опираясь на положения применимых международно-правовых актов, какую Вы могли бы дать оценку односторонней акции ВВС США в отношении Ливии в сопоставлении с ультимативными требованиями Совета Безопасности ООН к этой стране, изложенными в его резолюциях № 731 и 748, которые были приняты в 1992 г.?
Задача 2.Весной 2003 г. США вторглись в Ирак с целью ликвидации террористической угрозы для США и всего мира, которая состояла в связях правительства Саддама с Аль-Каедой, с наличием в Ираке оружия массового поражения и центров по его изготовлению. Кроме того, операция была нацелена на смещение антидемократического режима Саддама Хусейна. При этом Белый Дом обосновывал свои действия существующим в международном праве правом «превентивной самообороны». Оцените вторжение США в Ирак с точки зрения международного права.
Задача 3.24 марта 1999 г. НАТО начало «гуманитарную интервенцию» против Югославии. Всего в операции «Союзническая сила» участвовало 927 самолетов и 55 кораблей (4 авианосца). Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств. Для нанесения ударов по 900 объектам югославской экономики НАТО применили 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. В ходе первого этапа операции этими средствами были разрушены нефтяная промышленность Югославии, 50% индустрии боеприпасов, 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 100% стратегических мостов через Дунай. Выполнялось от 600 до 800 боевых вылетов в сутки. Всего за операцию было совершено 38 тыс. боевых вылетов, применено около 1000 крылатых ракет воздушного базирования, сброшено более 20 тыс. бомб и управляемых ракет. Применено также 37 тыс. урановых снарядов, в результате взрывов которых над Югославией было распылено 23 тонны обедненного рана-238.
В результате натовских бомбардировок погибло более 2000 мирных жителей, ранено свыше 7000 человек, уничтожено и повреждено 82 моста, 422 задания образовательных учреждений, 48 медицинских объектов, важнейшие объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры, более 750 тыс. жителей Югославии стали беженцами, без необходимых условий жизни осталось 2,5 млн. человек. Общий материальный ущерб от агрессии НАТО составил свыше 100 млрд. долларов.
10 июня 1999 г. генеральный секретарь НАТО приостановил действия против Югославии. Югославское руководство согласилось отвести из Косово и Метохии венные и полицейские силы. 11 июня силы быстрого реагирования НАТО вступили на территорию края. К апрелю 2000 г. на территории Косово и Метохии была размещена 41 тысяча военнослужащих сил КФОР. Но это не остановило межэтнического насилия. За год после прекращения агрессии НАТО в крае было убито более 1000 человек, изгнано более 200 тыс. сербов и черногорцев и 150 тыс. представителей других этнических групп населения, сожжено или повреждено около 100 церквей и монастырей.
В 2002 году прошел Пражский саммит НАТО, узаконивший любые операции альянса за пределами территорий входящих в него стран «повсюду, где это потребуется». О необходимости санкционирования СБ ООН силовых действий в документах саммита не упоминалось.
Можно ли считать действия войск НАТО в Сербии «гуманитарной интервенцией»? Допускает ли международное право «гуманитарные интервенции»?
Задача 4.Генеральная Ассамблея ООН запросила у Международного суда ООН заключение относительно правомерности применения или угрозы применения ядерного оружия. К каким выводам, на Ваш взгляд, должен был бы прийти Международный суд ООН по следующим вопросам: - правомерен ли такой запрос; - есть ли в международном праве специальное разрешение или запрет в отношении использования ядерного оружия или его угрозы применения.
Задание 14
Контрольные вопросы:
1. Понятие международного экономического права
2. Предмет и методы регулирования международного экономического права
3. Принципы международного экономического права
4. Основные этапы международной экономической интеграции
5. Международные экономические организации:
- Всемирный банк
- Международный валютный фонд
- Всемирная торговая организация
Задача 1. Соглашение о торговых отношениях между СССР и США было заключено в 1990 г. После распада СССР Российская Федерация признала действительность этого соглашения в порядке правопреемства. С тех пор соглашение возобновляется каждые три года. На основе соглашения заключён ряд международных соглашений, в частности, договор о товарообороте между министерствами торговли двух стран, на основе которого, в свою очередь, заключен контракт о поставках холоднокатаной стали между ОАО «Роспрокат» и «Кранц Лтд.».
Летом 1999 г. департамент торговли США принял решение о введении антидемпинговых пошлин на российский холоднокатаный металл в размере 178% стоимости стали. В связи с этими действиями российским правительством были инициированы переговоры с департаментом торговли США.
Почему переговоры о поставках юридическими лицами ведутся государственными органами двух стран?
Является ли введение антидемпинговых мер нарушением международного права?
Задача 2. Верховный суд Киргизской республики обратился в Экономический суд СНГ с запросом о толковании Соглашения об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992 г. Основанием для запроса послужила неоднородная практика применения соглашения арбитражными судами государств-участников СНГ.
Экономическому суду надлежало разъяснить, что понимается в Соглашении под термином «межгосударственные экономические связи» и распространяются ли нормы данного Соглашения на отношения по поставке товаров между хозяйствующими субъектами разных государств, не основанные на межгосударственных экономических отношениях.
Как Вы полагаете, какое решение принял суд?
Задание 15
Задача 1. В июне 1997 г. делегация парламента Чечни во главе с председателем комитета по зарубежным связям А. Идиговым вручила руководителям литовского сейма (парламента) обращение президента Чечни с просьбой о признании независимости Чеченской республики. Аналогичные обращения были переданы также в парламент Латвии и Эстонии. МИД России предупредил эти республики «о крайне негативных последствиях» для двусторонних отношений в случае положительного решения на обращение президента Чечни. Каково значение признания для новых государств? Были ли бы нарушены нормы международного права, если бы страны, о которых идет речь в задаче, признали Чечню?
Задача 2. Являются ли Косово, Южная Осетия и Абхазия субъектами международного права?
Задача 3. После терактов 11 сентября США инициировали вторжение войск НАТО в Афганистан и затем вторжение войск коалиции в Ирак. При этом Белый Дом обосновывал свои действия в первом случае использованием права на самооборону по ст.51 Устава ООН, а во втором - существующим в международном праве правом «превентивной самообороны». Оцените вторжения США в Афганистан и Ирак с точки зрения международного права.
Задача 4. Проанализируйте нормы международного права, федеральное законодательство и законодательство Калининградской области и ответьте на вопрос, имеет ли Калининградская область право вступать в международные отношения, если да, то в каких формах? Какой можно сделать вывод о международной правосубъектности Калининградской области?
Задание 16
Контрольные вопросы:
1. Что такое источник международного права? Назовите универсальные источники международного права. Специальные? Вспомогательные?
2. Дайте понятие договора как источника международного права. Почему растет число многосторонних договоров?
3. Дайте определение обычая в международном праве. Из каких элементов оно состоит? Что такое opinio juris? Какие два вида обычных норм существуют в современном международном праве? Что такое практика как элемент формирования обычая? Какую роль играет продолжительность практики? Приведите примеры различной длительности формирования обычая. Что происходит с неписаной обычной нормой после включения ее в договор?
4. Чем определяется право международной организации создавать нормы международного права? Как создается договор в рамках многосторонней международной организации?
5. Что такое общие принципы права? Приведите примеры.
6. Какую роль в формировании норм международного права играют рекомендательные акты международных организаций? Какова роль международных судов и арбитражей в формировании норм международного права?
7. Создают ли односторонние акты государства обязательства для другого государства. В каком случае на основе такого акта будет создана норма международного права?
8. Что называют «мягким правом»?
9. Какова иерархия норм международного права? Что такое jus cogens?
10. Какова роль Комиссии ООН по международному праву в кодификации норм международного публичного права?