Международные организации по стандартизации
При разработке отечественных стандартов учитываются рекомендации международных организаций по стандартизации. Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО.
Цель ИСО— содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
Для достижения цели ИСО:
• принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов (комитетами-членами ИСО являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования устава и правил процедуры ИСО);
• разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании;
• по возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальных, так и в международном масштабах;
• организует обмен информацией о работе комитетов-членов и технических комитетов;
• сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.
В настоящее время ИСО определила наиболее актуальные стратегические направления:
• установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;
• снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;
• оказание эффективного содействия ВТО путем внедрения программы, ориентированной на переработку технических условий и поставку товаров в страны ИСО;
• стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи (предполагается всячески способствовать включению требований к поставленной продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия);
• забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.
Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет, комитеты Совета, Исполнительное бюро, Центральный секретариат, технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы. Официальные лица ИСО — президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Исполнительная система ИСО
Генеральная ассамблея является высшим руководящим органом ИСО и состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации комитетов-членов. Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента или по просьбе не менее семи членов Совета или одиннадцати комитетов-членов не реже одного раза в три года.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организацией осуществляет Совет. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза в год. Совет может также собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета.
При Совете создано Исполнительное бюро, которое является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Кроме того, Исполнительное бюро принимает решения по вопросам, которые направляет Совет, например финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими международными организациями.
Кроме Исполнительного бюро, при Совете создан Центральный секретариат и ряд специальных технических комитетов для изучения отдельных общих вопросов деятельности организации.
Центральный секретариат — это орган, вырабатывающий рекомендации для Совета по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Он рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов, готовит рекомендации по внесению изменений и дополнений в директивы по технической работе ИСО, по поручению Совета принимает решения в отношении названий технических комитетов и сферы их деятельности, закрепления секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и другие вопросы.
Для рассмотрения конкретных вопросов координации деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей бюро создает консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.
Совету ИСО подчиняется семь комитетов:
• СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);
• ПЛАКО (техническое бюро);
• КАСКО (комитет по оценке соответствия);
• ИНФКО (комитет по научно-технической информации);
• ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);
• КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);
• РЕЗКО (комитет по стандартным образцам).
Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) рассматривает основополагающие вопросы стандартизации. Вся работа проводится в рамках рабочих групп, результатом деятельности которых явился
ряд руководств по вопросам применения международных стандартов в странах, внедрения национальных стандартов, эквивалентных международным и др., руководство по терминам и определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Принятие данного руководства позволило создать основу для единообразия терминологии в области стандартизации, сертификации и испытаний. Основной вид деятельности СТАКО — это проведение семинаров по обмену опытом между странами в области стандартизации.
ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу деятельности ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.
КАСКО создан для изучения вопросов организации сертификации продукции на соответствие стандартам и выработки соответствующих рекомендаций. Важная область работы КАСКО— содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия и т.д.
Задачами Комитета по научно-технической информации (ИНФКО) является:
• проведение работы в качестве Генеральной ассамблеи информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). Цель ИСОНЕТ — создание условий для автоматизированного обмена информацией по стандартам на национальном и международном уровнях;
• содействие в координации работы информационных центров по стандартам и смежным вопросам;
• разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов для автоматизированной обработки;
• содействие применению международных стандартов в информационных системах по нормативно-техническим документам и др.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Комитет выполняет следующие функции:
• организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;
• подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;
• проведение ознакомительных поездок специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;
• подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;
• стимулирование развития двухстороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.
В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
Комитет по вопросам потребления (КОПОЛКО) объединяет представителей организаций потребителей комитетов-членов ИСО и решает следующие вопросы:
• изучает пути содействия потребителям получать наибольший эффект от стандартизации продукции, представляющей для них интерес, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
• с точки зрения стандартизации рекомендует меры, направленные на обеспечение информацией, обучение и защиту интересов потребителей;
• служит форумом для обмена мнением об участии потребителей в работах по стандартизации, применения стандартов в области потребительских товаров и по вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
• поддерживает связь с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает вопросы потребителей.
РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Комитет по стандартным образцам подготовил справочник и несколько руководств: "Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы" и др. Всю работу ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляют рабочие органы ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы.
Рабочие группы, состоящие из ведущих специалистов стран в каждой отдельной области техники, являются основным техническим органом ИСО, в рамках которого разрабатываются проекты рабочих документов.
ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями по стандартизации. Среди них можно назвать Международную электротехническую комиссию (МЭК), Всемирную организацию здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Международную организацию законодательной метрологии, Европейскую экономическую комиссию ООН и др.
Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО и их секретариатов определены в Директивах по технической работе ИСО, утвержденных Советом ИСО.
Процедура разработки международных стандартовосуществляется в следующей последовательности:
1. Рассмотрение предложения о включении в программу работ данного технического комитета разработки стандарта ИСО. Это предложение рассылается секретариатом технического комитета или подкомитета всем активным членам вместе с обоснованием целесообразности разработки этого стандарта. В случае принятия предложения приступают к разработке рабочего проекта документа.
2. В большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатывают специально создаваемые для этих целей рабочие группы, в которые входят специалисты заинтересованных стран. Рабочие проекты могут представляться и отдельными странами на рассмотрение технического комитета или подкомитета. В случае получения общего согласия разработанного рабочего проекта документа, он представляется в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта предложения по международному стандарту. Ему присваивают номер, который не меняется до момента публикации международного стандарта.
3. Проект предложения рассылается секретариатом технического комитета или подкомитета всем активным членам для внесения замечаний. После получения замечаний созывается международное заседание данного технического комитета или подкомитета, на котором рассматривается техническое содержание представленного документа. Как правило, в ходе одного заседания не удается достичь взаимоприемлемого решения, поэтому после каждого заседания проект дорабатывается, вновь рассылается активным членам технического комитета или подкомитета и затем опять обсуждается. Эти проекты называются: первый проект, второй проект и т.д. Для сокращения сроков разработки международных стандартов допускается разработка не более трех таких проектов. В случае невозможности принятия решения и по третьему проекту технический комитет решает вопрос о целесообразности дальнейшей работы над проектом международного стандарта.
4. По достижении общего согласия активных членов технического комитета или подкомитета проект предложения, оформленный в соответствии с требованиями ИСО, направляется в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта международного стандарта и рассылки его на голосование членам технического комитета или подкомитета. После одобрения проекта международного стандарта активными членами технического комитета или подкомитета по результатам голосования проект направляется на голосование в комитеты-члены ИСО, т.е. национальные организации по стандартизации, участвующие в работе ИСО страны. Это вызвано тем, что иногда мнение страны в техническом комитете может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации и только последняя вправе от имени страны принимать решение по представленному проекту международного стандарта. В целях сокращения сроков разработки проектов международных стандартов предусмотрено комбинированное голосование по проектам стандартов, когда проект рассылается на голосование одновременно и активным членам технического комитета или подкомитета, и национальным организациям по стандартизации комитетов-членов ИСО.
5. Проект международного стандарта принимается, если за него проголосовало большинство всех активных членов данного технического комитета или по крайней мере 75% членов, принявших участие в голосовании.
6. Издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО.
Участие РФ в деятельности ИСОспособствует гармонизации следующих основных вопросов:
• приведение отечественных нормативно-технических документов в соответствие с международными стандартами и тем самым расширение экспортных возможностей всех отраслей народного хозяйства;
• использование прогрессивного зарубежного опыта в отечественных работах по стандартизации с целью сокращения средств и времени на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке соответствующих стандартов;
• отстаивание интересов отечественной промышленности в технических комитетах ИСО.
В работе технических органов ИСО, по оценке экспертов, по рассмотрению документов ежегодно участвуют примерно 2500 российских специалистов.
Для рассмотрения общих вопросов участия организаций страны в работах международных организаций при Госстандарте России сформирован Российский комитет по участию в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции. В состав Комитета вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств страны и их организаций. Значительное место в работе Комитета занимают вопросы повышения эффективности участия России в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции, а также выработки мероприятий, направленных на широкое использование в стране результатов международных работ в этих областях.
По тематике каждого технического комитета создаются постоянные российские комиссии, назначаемые, как правило, головными и базовыми организациями по стандартизации, являющимися ведущими по продукции, входящей в сферу деятельности технического комитета.
Основными функциями постоянных российских комиссий является:
• рассмотрение проектов международных стандартов и других нормативно-технических документов и подготовка по ним заключений;
• проведение сравнительного анализа соответствия отечественных стандартов международным и подготовка предложений по применению последних в стране;
• подготовка предложений к годовым планам государственной стандартизации по линии ИСО;
• разработка проектов документов ИСО, автором которых является Россия;
• выработка позиции России на заседаниях ИСО, технических комитетов или подкомитетов.
Одно из главных направлений обеспечения эффективности участия России в деятельности ИСО — своевременное и полное использование международных стандартов в отечественной практике.
В ГОСТ 1.5 — 92 записано: показатели в стандартах и технических условиях устанавливают с учетом технического уровня, качества и экономичности лучших зарубежных образцов аналогичной продукции, требований международных стандартов ИСО и МЭК, национальных стандартов стран-импортеров.