Принципы организации страховой деятельности
Рыночная экономика – это регулируемая система. С одной стороны она характеризуется свободой предпринимательства, разнообразием его форм, ориентацией производства и сферы услуг на потребителя в целях обеспечения возрастающей прибыли. Государство не вмешивается непосредственно в процесс товарного производства и обращения, во взаимоотношения между производителем и потребителем. Вместе с тем государство определяет общие правила рыночного хозяйства, касающиеся всех видов деятельности и особые правила для определенных отраслей и сфер деятельности. Соблюдению этих правил служит система правовых, налоговых, финансовых и иных норм. Соответственно страхование, являясь неотъемлемым элементом рыночной модели экономики, выступает в ней как объект регулирования, функционирующий в рамках общих и специфических для него правил. В данном разделе освещению вопроса, связанного с государственным регулированием страхового бизнеса, предшествует изложение основных принципов организации страховой деятельности.
Базовыми принципами, выражающими сущность страхования, являются: выравнивание ущерба, эквивалентность обязательств страхователей и страховщика, возвратность, взаимопомощь (солидарность), возмездность, достаточность страхового фонда, объединение индивидуальных и групповых интересов в обеспечении страховой защиты, «инверсия цикла», превенция [23].
Выравнивание ущерба осуществляется путем его раскладки между страхователями (внутреннее страхование), а также между данной страховой компанией и другими страховщиками путем сострахования и перестрахования (внешнее выравнивание).
Принцип эквивалентности обязательств означает, что страховая компания должна собрать со страхователей такую сумму взносов, которая была бы достаточна для компенсации вероятной суммы ущерба пострадавшим участникам страхования. Страхователи обязаны своевременно уплатить страховые взносы, соответствующие индивидуальному риску каждого. Принцип эквивалентности лежит в основе расчета величины страхового взноса.
Принцип возвратности означает, что страховая компания возвращает страхователям средства, поступившие в страховой фонд в виде страхового возмещения. При этом речь идет о выплатах возмещения только пострадавшим страхователям. То есть принцип возвратности не действует в отношениях страховой компании с каждым отдельно взятым участником страхования.
Принцип взаимопомощи (солидарности) в страховании проявляется в том, что страховые взносы, уплачиваемые всеми страхователями, направляются на возмещение ущерба пострадавшим участникам. При этом величина выплаты гораздо больше, чем уплаченный ими взнос. Взаимопомощь, таким образом, осуществляется в процессе солидарности раскладки ущерба.
Принцип возмездности означает, что страховую защиту получит тот участник страхования, кто платил страховой взнос, адекватный индивидуальному риску. Страховой взнос является ценой страховой услуги.
Принцип достаточности страхового фонда требует, чтобы величина формируемого фонда была достаточно для выплат при наступлении случайных событий. Для обеспечения этого правила величина фонда определяется на основе анализа соответствующих статистических данных. В случаях неблагоприятного отклонения фактической суммы убытков по портфелю рисков от ее ожидаемой величины страховая компания в целях компенсации этих отклонений формирует систему специальных резервов.
Принцип объединения индивидуальных и групповых интересов в обеспечении страховой защиты заключается в том, что солидарная раскладка ущерба осуществляется только внутри группы лиц, имеющих общие интересы в получении страховой защиты от определенных рисков. Страховщик в рамках страховой совокупности формирует страховой фонд-источник возмещения ущерба пострадавшим. При этом страховщик имеет и собственные интересы: он управляет страховым фондом за плату и имеет возможность средства, собранные в виде страховых взносов, до момента выплаты использовать в качестве инвестиций, получая доход. Такая возможность реализуется на основе «инверсии цикла».
Принцип «инверсии цикла» означает, что уплата страхового взноса осуществляется до предоставления страховой защиты. Соответственно, в промежуток времени между уплатой взноса и страховой выплатой страховщик получает возможность размещать средства в виде аккумулированной премии на финансовом рынке. В развитых странах страховые компании являются крупными поставщиками инвестиционного капитала, что не менее актуально, как и обеспечение страховой защиты общества.
Принцип превенциисвязан с системой управления риском. Страховщик в целях обеспечения безубыточности своей деятельности заинтересован в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий. Соответственно, он осуществляет меры по минимизации риска как страховой компании, так и страхователей (превентивные мероприятия). В конечном счете, можно говорить о минимизации риска во внешней среде в целом. Отмеченные базовые принципы страхового дела отражают специфические особенности страховых отношений. Помимо этого можно добавить несколько принципов, которые просматриваются в период рыночных преобразований экономики нашего государства, и касаются не только страхового дела: демонополизация, конкуренция, объединение и сотрудничество.
Авторы пособия излагают содержание этих «рыночных» принципов с учетом специфики российской экономики.
Исходным принципом становления страхового рынка в РФ является принцип демонополизации, что нашло отражение в законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в виде указания на то, что страховщиками могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензии.
Выбор страховщиками той или иной организационной формы зависит от многих факторов, в том числе от конкретных экономических условий, складывающихся в данной сфере экономики. Данным обстоятельством объясняется тот факт, что российские страховые компании отдали предпочтение закрытой форме акционирования, а не хозяйственным
товариществам в форме открытых акционерных обществ.
В настоящее время распределение страховых компаний по организационно-правовым формам сложилось следующим образом: закрытые акционерные общества ~ 55 %; открытые акционерные общества ~ 21 %; общества с ограниченной ответственностью ~ 24 % [13]. Зная основные характеристики той или иной организационной формы, становится вполне понятно, как складывается распределение страховых компаний по формам собственности.
В то же время на западных страховых рынках, в отличие от России, вообще исключены организационно-правовые формы, предназначенные для мелкого и среднего бизнеса (речь идет в 1-ю очередь об ООО.). Там преобладают открытые акционерные общества, государственные страховые компании и правительственные страховые компании.
Государственные страховые компании – публично-правовая форма организации страхового фонда, основанного государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их создания государством или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. В развитых странах государственные компании и компании со смешанным капиталом с участием государства создаются для страхования особо опасных, катастрофических рисков (военных, атомных и др.)
В России в настоящее время участие государства в коммерческом страховании осуществляется через акционерные общества с незначительной долей капитала.
В других странах также функционируют правительственные страховые организации. Это некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. Они специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также профессиональной нетрудоспособности. Как правило, правительственные страховые компании освобождены от уплаты налогов.
Рыночный характер страховой деятельности в РФ, несомненно, в качестве важнейшего принципа организации страхования предполагает конкуренцию между субъектами страхового дела – страховыми компаниями, страховыми брокерами, страховыми актуариями. Наличие конкуренции – это одно из главных условий формирования и развития страхового рынка. Конкуренция выражается в разработке и предоставлении клиентам страховых услуг, наиболее полно отвечающих их интересам: это новые современные страховые продукты; удобная форма заключения договоров, уплаты взносов; оперативность страховых выплаты; снижение тарифных ставок. Следует заметить, что для российского страхового бизнеса в определенной мере характерно наличие недобросовестной конкуренции между страховщиками: например в борьбе за клиента подчас распространяется ложная информация о финансовых проблемах «соседней» страховой компании, использование демпингового ценообразования на страховые услуги и т.д.
При этом страховщики испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок не только со стороны других страховых компаний, но и финансово-банковских институтов, которые привлекают свободные денежные средства, выполняя тем самым накопительную и сберегательную функцию, в том числе для целей страховой защиты своих клиентов.
Конкуренцию, соперничество страховых компаний и других субъектов страхового дела нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях необходимо их объединение, сотрудничество. Это можно также назвать одним из основных принципов организациистраховой деятельности. В законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» указано, что субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовать союзы, ассоциации и иные объединения [2; ст.14 и 14.1]. При этом сведения об объединении субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов страхового дела, на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов. Согласно ст. 14.1 на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы).
Особой формой объединения страховщиков является страховой пул. Участники пула несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенных от имени участников пула. Его создание оформляется соглашением между участниками. Деятельность пула координируется наблюдательным советом или собранием руководителей страховых компаний–участников.
Соглашение определяет следующее: финансовые критерии, которым должны удовлетворять участники пула, виды рисков, принимаемые на страхование, максимальный размер обязательств пула по договору страхования и распределение долей по принятым обязательствам между его участниками.
Все страховщики – члены пула – должны руководствоваться едиными правилами страхования и едиными тарифными ставками.
Страховые пулы широко представлены во всех странах с развитой системой страхования. Их создание и деятельность преследуют следующие цели:
● преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховых компаний;
● гарантии страховых выплат страхователям;
● обеспечение возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых не под силу даже крупным страховщикам. К подобным рискам относятся ядерные риски, авиационные риски, риски загрязнения окружающей среды, риски атомной энергетики и гражданской ответственности производителей лекарств, строительных организаций и т.д. Участие в пуле часто одно из условий допуска страховых компаний к страхованию крупных и опасных рисков.
Первые страховые пулы появились во многих странах мира в
60-е гг. в связи с увеличением числа крупномасштабных несчастных случаев и катастроф, вызванными техногенными факторами.
В большинстве стран не существует специального законодательства, регламентирующего создание и деятельность страховых пулов. Как форма ассоциации страховых компаний, они регулируются общими нормами гражданского и договорного права.
В Гражданском кодексе РФ (ст. 953) записано, что участники договора совместного страхования солидарно отвечают перед страхователем за выплату страхового возмещения, если в договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков. Понятие солидарной ответственности применительно к страховому пулу означает, что страхователь (выгодоприобретатель) имеет право требовать исполнения обязательств по договору страхования от любого из страховщиков – участников пула. Коллективный договор страхования, заключаемый от имени участников пула, отличается от обычного договора тем, что содержит перечень всех страховщиков – участников пула и долю каждого из них в страхуемом риске (рис. 2.1). Распределение поступающих страховых взносов между участниками договора происходит адекватно этой доле.
Страховщик, получивший заявление от страхователя, обязан незамедлительно сообщить об этом участникам пула и представить все документы по страховому случаю.
Рис. 2.1. Схема организации сострахования в рамках страхового пула
В соответствии с принятым порядком каждый участник должен перечислить свою долю страхового возмещения на расчетный счет той страховой компании, на которую возложено исполнение обязанностей перед страхователем по договору страхования. В случае временных финансовых затруднений у одного из участников ответственность за него несут другие страховщики с последующим урегулированием задолженности между ними.
В России действуют несколько страховых пулов, образованных по объекту страхования. Крупнейшие – ядерный, антитеррористический. В последнее время некоторые страховые пулы получили лицензию страховать ответственность управляющих компаний и спецдепозитария пенсионных накоплений.
Создание объединений в форме союзов, ассоциаций – общемировая практика. Так, в рамках ЕС активно действует Европейский союз страховщиков, который занимается вопросами интеграции европейского страхового рынка, развития национального страхового рынка, развития национального страхового законодательства и т.д.
С 1874 г. при активном участии в создании страховых обществ России действует Международный союз морского страхования, в состав которого входят национальные ассоциации страховых компаний многих стран мира, проводящих страхование морских судов, грузов, фрахта. Цель этого союза – обеспечение защиты интересов компаний – членов этого союза и содействие их развитию.
Российских страховщиков на национальном уровне объединяют Всероссийский союз страховщиков (ВВС), Российский союз автостраховщиков (РСА), Ассоциация страховщиков России и Национальная страховая гильдия. Другие ассоциации страховщиков на национальном уровне организованы на основе принадлежности к той или иной отрасли или виду страхования: Ассоциация медицинских страховых организаций; Ассоциация агропромышленных страховщиков; Ассоциация космических страховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности и др.
Объединения страховщиков создаются на добровольной основе, они являются некоммерческими организациями и не имеют права непосредственно заниматься страховой деятельностью.
Как было отмечено выше, объединения страховщиков создаются для координации деятельности, защиты интересов их членов и осуществления совместных программ. Объединения, помимо названных функций, осуществляют функции саморегулирования. Саморегулируемые страховые организации (СРО) должны координировать деятельность своих участников, вести конструктивный диалог с органами страхового регулирования и надзора и страхователями, разрабатывать типовые правила страхования, устанавливать нормы профессиональной этики и т.д. С развитием страховой отрасли саморегулируемым организациям делегируют некоторые функции государственного регулирования и надзора. Деятельность саморегулируемых организаций в гражданском обществе осуществляется в определенном правовом поле. Правовая среда саморегулируемых организаций в страховой системе находится на этапе формирования.
Анализируя современную ситуацию на страховом рынке РФ и тенденции развития отечественного страхования, специалисты отмечают бум слияний и поглощений в форме создания страховых пулов и альянсов.
Целью слияний и поглощений является достижение конкурентных преимуществ за счет укрупнения капитала, увеличения благосостояния акционеров.
В основу интеграции страхования на российском рынке заложены предпосылки выживания в условиях быстроменяющейся внешней и внутренней среды. Требования к росту капитализации страховых компаний явились импульсом для роста слияний и поглощений в сфере страхования.
В рамках настоящего пособия не представляется возможным более углубленно осветить проблему слияний и поглощений. Вместе с тем следует отметить, что рост страхового бизнеса в России будет непосредственно связан с активизацией процессов слияний и поглощений, в том числе за счет привлечения капиталов иностранных страховщиков. При этом закономерно прогнозировать рост негативных процессов по недружественному поглощению вследствие отсутствия соответствующей правовой основы в российском законодательстве.
2.2. Характеристика страхового рынка РФ
в современных условиях
Страховой рынок можно рассматривать как определенную сферу экономических отношений, где объектом купли продажи выступает страховая защита (рис. 2.2). При этом функции продавцов страховых услуг возложены на страховые организации (страховщиков), а потребителями–покупателями страховой защиты являются страхователи – дееспособные физические и юридические лица. Кроме продавцов и покупателей, участниками страхового рынка являются посредники – страховые агенты и страховые брокеры. Как известно, законодательное регулирование отношений между участниками страхового рынка осуществляется на основе Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2].
Рис. 2.2. Схема организации страхового рынка РФ
Современная история страхового рынка охватывает более 20–летний период (с 1991г.), на протяжении которого просматривается прямая зависимость страхового бизнеса от состояния экономики в целом. Кроме этого, заметное влияние на динамику развития российского страхового рынка оказывают законодательные инициативы по введению новых видов обязательного страхования, ужесточению требований к минимальной величине уставного капитала и т.д.
Обзоры рынка страхования в рамках соответствующих периодов – в 90-е годы, с 2001-по 2008 годы представлены во многих источниках [13,24]. В настоящем пособии анализируются ключевые моменты по итогам деятельности страховых компаний за 2009-2011 гг.
Кризисные для экономики РФ 2008-2009 гг. оказали серьезное влияние на страховой бизнес: спад в страховой отрасли (исключая ОМС) за эти два года составил 12% с поправкой на инфляцию. До кризиса российский страховой рынок демонстрировал устойчивые темпы роста и в 2008 году занимал 11-ое место в мире по объему собранных премий (по данным Lloyd’s) [24].
В 2010 году общее восстановление экономики повлекло за собой и восстановление страхового рынка, который в номинальном исчислении (без поправки на инфляцию) превысил уровень докризисного года: сумма страховых премий в 2010 году составила 1041,09 млрд. руб., что на 6,5% больше суммы страховых премий за 2008 год (977,9 млрд.руб.). Вместе с тем, чтобы продолжить устойчивый рост и в реальном исчислении (с поправкой на инфляцию) в ближайшие годы потребуются темпы роста в среднем более 10% в год [4]
Обзор аналитических материалов об итогах деятельности российских страховщиков за 2009-2011 гг. позволяет выделить следующие характерные тенденции.[5]
1. Происходит дальнейшее сокращение числа страховых организаций. Если на начало 1997 г. их число возросло до 2,7 тысячи, то на 31.12. 2002 г. в едином государственном реестре было официально зарегистрировано 1908 страховых организаций, на 31.12.2005 г. – 1075, на 31.12.2011 г. – 572 (табл. 2.1).
Таблица 2.1