Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России
Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.
Модернизация (от фр. raodeme – новейший, современный) - процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.
Составляющие процесса модернизации:
• в политике - создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений;
• в экономике - интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством;
• в социальной сфере - формирование открытого общества с Динамичной социальной системой. Такое общество возникает и Развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, Регулирующей отношения собственников и демократической системы;
• в культуре - формирование высокодифференцированной, Унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма.
Различают два типа модернизации:
1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем- с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.
2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм - имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.
Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:
1. Этатизм - решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.
2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур - «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.
3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.
4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.
Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и Мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления ЗДиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила СеРьезного внимания на российскую науку и образование, которые
призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.