Принципы самостоятельности решения населением вопросов местного значения
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Статья 22. Местный референдум
В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Муниципальные выборы
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
Статья 26. Правотворческая инициатива граждан
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории;
Статья 28. Публичные слушания
Статья 29. Собрание граждан
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)
В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Статья 31. Опрос граждан
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Задача 2.В соответствии с решением референдума города глава муниципального образования получил крупный кредит на реконструкцию муниципального деревообрабатывающего завода. Планировалось окупить расходы в течение одного года, а за счет прибыли выполнить капитальный ремонт городской теплосети. Однако из-за резкого падения спроса на продукцию завод обанкротился. Руководство города обратилось к губернатору области с требованием компенсировать указанные потери за счет областного бюджета, предупредив, что иначе ветхие теплосети могут выйти из строя. Губернатор ответил, что ремонт муниципальных теплосетей относится к функциям местного самоуправления и их ремонт должен финансироваться из местного бюджета, например, за счет временного прекращения строительства окружной автомагистрали.
Правомерна ли позиция губернатора области? Кто несет ответственность за материальный ущерб, вызванный решением референдума?
Охарактеризуйте функции местного самоуправления и принципы решения населением вопросов местного значения под свою ответственность.
Ответ.ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. могут созываться собрания (сходы) граждан. На них, в частности, могут приниматься решения о разовом добровольном внесении финансирования вопросов местного значения.
имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами. Статья 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.
Задача 3.Главный врач городской муниципальной больницы отказался выполнить приказ начальника областного управления здравоохранения о расширении хирургического отделения, а также о предоставлении отчетности о ходе подготовки больницы к осеннее - зимнему сезону. Свои действия главный врач мотивировал своей самостоятельностью и подчинением только администрации города.
Оцените действия главного врача.
Охарактеризуйте принципы организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством.
Ответ.Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что: а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17); б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14); в) должностные лица местного самоуправления не относятся категории государственных служащих (ст. 1); г) решения органов местного самоуправления и должностные лиц местного самоуправления могут быть отменены органами должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).
Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», самим «определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление» (ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления). Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. Главный врач находится в непосредственном подчинении администрации города.
Задача 4.Три соседних муниципальных образования волостей создали ассоциацию для совместного осуществления охраны окружающей среды. Ассоциации они передали свои полномочия в области охраны окружающей среды и установили, что постановления ассоциации по данным вопросам обязательны для исполнения всеми расположенными на их территориях предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами.
Прокурор опротестовал наделение ассоциации указанными полномочиями.
Правомерны ли действия прокурора?
Охарактеризуйте права муниципальных образований на создание ассоциаций и союзов.
Ответ. ФЗ-154 Статья 10.Ассоциации и союзы муниципальных образований
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Задача 5.В устав муниципального образования города Приморска, принятым его представительным органом, были внесены следующие положения, из-за которых управление юстиции отказало в его государственной регистрации:
. Порядок выборов депутатов представительного органа муниципального образования, отличающийся от областного закона.
2. Наделение граждан, не проживающих в городе, но имеющих на его территории в собственности объекты недвижимости и уплачивающие налоги в городской бюджет, активным и пассивным избирательным правом.
3. Право изъятия у собственников земельных участков для муниципальных нужд.
4. Право отказа в принятии к выполнению отдельных государственных полномочий, наделенных законом органы местного самоуправления города.
5. Управление юстиции также указало, что в соответствии с областным законом устав должен приниматься населением.
6. Правомерно ли решение управления юстиции?
7. Охарактеризуйте порядок разработки устава муниципального образования и его содержание.
Ответ. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (с изменениями от 18 октября 2007 г.)
Статья 1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований
1. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы осуществляет Министерство юстиции РФ
4. Регистрирующий орган:
1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Статья 4. Принятие решения о государственной регистрации устава муниципального образования
1. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
2. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
3. Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер. На титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.
4. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
5. Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
6. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
7. В случае если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.
8. Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Задача 1.Определите будущую ценность сегодняшних средств при размере инвестиций 100 тыс. руб. и норме дисконта = 10% годовых.
Инвестируется 1 рубль.
Таблица
Период инвестируемых средств, лет | Сумма инвестиций, тыс. руб. | Коэффициент дисконтирования | Будущая ценность сегодняшних инвестиций |
— | |||
Решение: Коэф. Дисконта (1+0,1)t
Задача 2.Определите сегодняшнюю ценность будущих поступлений при условии, что возвращается 100 тыс. руб. и норма дисконта = 10% годовых.
Таблица
Срок возврата поступлений, лет | Долг, руб. | Коэффициент дисконтирования | Текущая стоимость погашаемого долга |
Сегодня | |||
Решение: Коэф. Дисконта 1/(1+0,1)t
Срок возврата поступлений, лет | Долг, руб. | Коэффициент дисконтирования | Текущая стоимость погашаемого долга |
Сегодня | |||
0,9 | 0,9 | ||
0,83 | 0,83 | ||
0,75 | 0,75 | ||
0,68 | 0,68 |
Задача 3. Рассчитайте чистый дисконтированный доход проекта на основе данных таблицы. Норма дисконта = 10% (Е = 10%).
Год существования проекта | Результаты | Затраты (З), в том числе: | Разница между результатами и затратами | Коэффициент дисконтирования | Чистый дисконтированный поток доходов по годам проекта | |
Капитальные вложения | Эксплуатационные издержки | |||||
t | Rt | К | Э | (Rt-Зt) | 1/(1+Е)t | (Rt-Зt) * 1/(1+Е)t |
Решение:
Год существования проекта | Результаты | Затраты (З), в том числе: | Разница между результатами и затратами | Коэффициент дисконтирования | Чистый дисконтированный поток доходов по годам проекта | ||||
Капитальные вложения | Эксплуатационные издержки | ||||||||
t | Rt | К | Э | (Rt-Зt) | 1/(1+Е)t | (Rt-Зt) * 1/(1+Е)t | |||
-18 | 0,9 | -16,2 | |||||||
-20 | 0,83 | -16,6 | |||||||
-22 | 0,75 | -16,5 | |||||||
-25 | 0,68 | -17 | |||||||
-15 | 0,62 | -9,3 | |||||||
0,56 | 12,9 | ||||||||
0,51 | 13,8 | ||||||||
0,47 | |||||||||
0,42 | 15,1 | ||||||||
0,38 | |||||||||
Период инвестируемых средств, лет | Сумма инвестиций, тыс. руб. | Коэффициент дисконтирования | Будущая ценность сегодняшних инвестиций | ||||||
— | |||||||||
1,1 | |||||||||
1,21 | |||||||||
1,33 | |||||||||
1,46 | |||||||||
1,61 | |||||||||
ЧДД= -75,6+73,1=-2,5 проект не следует реализовывать.
Задача 4.Рассчитать текущую стоимость денежных средств, если будущие денежные потоки равны 100 000 руб. в год, ставка дисконтирования, которую инвестор планирует получить на вложенный капитал 20% (Е = 0,2) за десятилетний период. Определить чистую текущую стоимость, если поток денежных средств в период строительства равен 1 000 000 руб. в равных долях в первые 2 года строительства. На основании произведенных расчетов рассчитать индекс прибыльности (доходности).
Таблица
Год | Затраты (С0), руб. | Потоки (С1), руб. | К = 1/(1+Е)t | PV (столбец 3 х столбец 4), руб. | С0 х К (прибыль с учетом затрат), руб. | NPV (столбец 5 – столбец 6), руб. | PI (сумма строк 5 столбца / сумма строк 6 столбца) | П (столбец 5 – столбец 6), руб. |
500 000 | 100 000 | |||||||
500 000 | 100 000 | |||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
100 000 | ||||||||
1 млн. | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ |
Решение:
Год | Затраты (С0), руб. | Потоки (С1), руб. | К = 1/(1+Е)t | PV (столбец 3 х столбец 4), руб. Тек. Ст-ть | С0х К (прибыль с учетом затрат), руб. | NPV(столбец 5 – столбец 6), руб. ЧДД | PI (сумма строк 5 столбца / сумма строк 6 столбца) Индекс прибыльности | П (столбец 5 – столбец 6), руб. |
500 000 | 100 000 | 0,83 | -332000 | 0,48 | -332000 | |||
500 000 | 100 000 | 0,69 | -276000 | 0,48 | -276000 | |||
100 000 | 0,59 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,48 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,4 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,33 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,27 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,23 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,19 | 0,48 | ||||||
100 000 | 0,16 | 0,48 | ||||||
1 млн. | ∑363000 | ∑760000 | ∑ -343000 |
Задача 5.Рассчитать период окупаемости проекта при условии, что общие капитальные вложения за период строительства составили 1 000 000 руб., чистая прибыль за год равна 100 000 руб., амортизационные отчисления в год равны 20 000 руб. Сделайте выводы по результатам расчетов.
Решение:где П — годовая прибыль,
К — капитальные вложения.
Т=1 000 000/ (100 000-20 000)=12,5 лет