Правоохранительные органы Франции
Прокуратура Франции является прародительницей всей мировой прокуратуры. Она имеет особое положение в системе государственных и судебных органов Франции. Так же, как и прокуратура Германии, прокуратура Франции в основном осуществляет уголовное преследование по уголовным делам и является представителем государства по иным категориям дел в судебных органах Франции. Правовую основу деятельности прокуратуры Франции представляют общие законодательные акты (ордонансы), такие, как Кодекс судебной организации Франции (введен Ордонансом от 8 июля 2006 г. № 2006—672, ст. 1), Органический закон о Высшем совете магистратуры от 5 февраля 1994 г. № 94—100 и др. Кроме того, правовую основу деятельности прокуратуры Франции в рамках уголовно-процессуальной деятельности составляет гл. 2 «О прокуратуре» УПК Франции.
Система построения органов прокуратуры Франции всецело связана с построением системы судебных органов. Так, высшим должностным лицом прокуратуры Франции является Генеральный прокурор при Кассационном суде страны. В соответствии со ст. L. 432—1 Кодекса судебной организации Франции Генеральный прокурор осуществляет функцию представления государства в Кассационном суде путем выступления на заседаниях смешанных палат и пленума, а также генеральной ассамблее Суда. Кроме того, Генеральный прокурор при Кассационном суде имеет первого заместителя, а также заместителей прокурора (un avocats general), назначаемых Генеральным прокурором (ст. L. 432—2 Кодекса о судебной организации Франции). Генеральный прокурор при Кассационном суде может иметь советника, который также вправе выполнять полномочия заместителя генерального прокурора.
Среднее (второе) звено системы прокуратуры Франции представлено прокуратурами при апелляционных судах Франции. Возглавляют данные прокуратуры генеральные прокуроры при апелляционных судах, которые имеют заместителей, и, также представляют прокуратуру при апелляционном суде. Генеральный прокурор при апелляционном суде имеет помощником (substitute) Генерального прокурора при апелляционном суде. Кроме них, в крупных судах есть также первый заместитель Генерального прокурора при апелляционном суде и первый помощник Генерального прокурора.
Низшее звено прокуратуры Франции состоит из прокуроров республики при трибуналах большой инстанции и трибуналах малой инстанции[3]. Кроме того, прокуроры республики имени заместителей, а также одного или несколько сотрудников, которые являются должностными лицами прокуратуры.
Судебный корпус Франции включает магистров, которыми могут быть как члены судов, так и прокуроры при Кассационном суде, судов и трибуналов первой инстанции и т.д. Таким образом, все прокуроры Франции имеют статус магистров судебной системы. Но в отличие от магистров работников судов, магистры работники прокуратуры находятся под руководством и контролем своих начальников по службе и подчиняются — Министру юстиции (ст. 5 Ордонанса от 22 декабря 1958 г. № 58—1270, содержащий Органический закон о статусе магистратуры)[4]. Кроме того, магистры работники прокуратуры могут получать указания от своего начальника, и, обязаны исполнять эти указания. При этом каждый магистрат органа прокуратуры осуществляет функции прокурорского работника только строго в своих прокуратурах. Все магистры, включая и магистров органов прокуратуры, назначаются на должность декретом Президента Франции.
Как уже отмечалось, прокуратура Франции входит в состав министерства юстиции. Тем самым, она, по сути, является органом исполнительной власти.
Прокуратура Франции осуществляет полномочия по осуществлению уголовного преследования по уголовным делам, а также осуществляет руководство и надзор за судебной политикой, которая в организационном плане зависит от МВД Франции. Так, в соответствии со ст. 35 УПК Франции, Генеральный прокурор при апелляционном суде в рамках уголовного преследования уполномочен следить за соблюдением уголовного законодательства на всей территории судебного округа. Также ему подчиняются все должностные лица прокуратуры и подконтрольны офицеры и агенты судебной полиции на территории судебного округа данного апелляционного суда (ст. 37 УПК Франции). Что касается прокурора республики, то на уровне каждого суда большой инстанции он принимает жалобы и декларации о совершении правонарушений и определяет, какой дать им ход (ст. 40 УПК Франции).
В гражданском судопроизводстве прокуратура Франции только в исключительных случаях предъявляет иски в соответствующие судебные органы, эти исключения связаны с вопросами дееспособности граждан либо в защиту публичного порядка (ст. 751 Ордонанса № 59—1 от 2 января 1953 г.). Прокурор в этом случае является только стороной судебного процесса.
Полиция Франции в соответствие с выполняемыми ею функциями делится на административные и оперативные подразделения. К административным относятся:
— дирекция по регламентации;
— дирекция личного состава и оборудования;
— дирекция учебных заведений и научно-технической службы;
— отдел генеральной инспекции и контроля;
— отдел международного полицейского сотрудничества;
— отдел официальных поездок и безопасности высокопоставленных лиц;
— центральный авто отдел.
Оперативные подразделения включают:
— центральную дирекцию общественной информации;
— дирекцию территориального надзора;
— дирекцию органов общественной безопасности;
— центральную дирекцию уголовной полиции.
Кадрово-должностная структура полиции состоит из:
— руководящих должностных лиц;
— корпуса комиссаров полиции;
— корпуса командиров и офицеров;
— корпуса офицеров;
— корпуса младших офицеров;
— корпуса младшего начальственного состава и рядовых полицейских.
К кандидату, желающему служить в полиции, предъявляются требования:
— должен иметь гражданство Франции;
— обладать соответствующими моральными качествами;
— находиться в хорошей физической форме;
— пройти вступительную систему тестовых и экзаменационных заданий.
Адвокатура Франции является органом по оказанию юридической помощи и представительства сторон в судах и иных юрисдикционных и дисциплинарных органах. Правовую основу адвокатуры и адвокатской деятельности Франции составляют два закона — от 31 декабря 1971 г. и от 31 декабря 1990 г.
Система адвокатуры Франции имеет классическую форму построения. Дело в том, что членство адвокатов в адвокатских образованиях Франции связано с принадлежностью к коллегиями (палатам) адвокатов, которые действуют при соответствующих судебных органах Франции. Так, все адвокаты Франции объединяются в коллегии, которые создаются при судах большой инстанции. Кроме того, в каждой коллегии создается совет коллегии адвокатов, который правомочен рассматривать все вопросы профессиональной деятельности адвокатов, а также следит за исполнением адвокатами своих обязанностей и защитой их прав. Данный совещательный орган коллегии адвокатов по своей сути осуществляет управленческую деятельность в адвокатском образовании. Непосредственно возглавляет коллегию адвокатов её председатель.
На высшем уровне система адвокатуры Франции представлена Национальным советом коллегии адвокатов, на который возлагаются полномочия, связанные с представительством адвокатов в органах государственной власти Франции, а также надзор за согласованием профессиональных правил и обычаев, а также участие в сфере профессионального обучения.
Для того что бы иметь статус адвоката во Франции необходимо соответствовать следующим требованиям:
— иметь гражданство Франции или гражданство одной из стран Евросоюза при условии взаимного признания дипломов о высшем образовании;
— иметь высшее юридическое образование (диплом магистра права);
— не быть осужденным за действия, несовместимые с достоинством и порядочностью, а также за серьезные дисциплинарные или административные проступки;
— не должен заниматься деятельностью, которая является несовместимой с профессией адвоката (например, быть предпринимателем);
— сдать вступительные экзамены в одном из региональных центров профессиональной подготовки, проучиться там год, усвоить теоретический курс и пройти практическую стажировку, ещё раз сдать экзамены.
При наличии соблюдения выше названных требования кандидат на статус адвоката Франции принимается в «орден» адвокатов (коллегию) и провозглашает присягу. После этого он проходит двухлетнюю стажировку по специальности и получает удостоверение. Только тогда имя кандидата на статус адвоката вносится в списки коллегии адвокатов, и, он становиться адвокатом Франции.
Правовой статус адвоката составляют соответствующие нрава и обязанности, которые он реализует при осуществлении своих полномочий. Так, адвокат Франции наделен свободой высказывания, иммунитетом от ложных обвинений в совершении преступления. Он имеет право на гонорары, размер которых зависит от взаимного согласия с клиентом.
Адвокат обязан соблюдать профессиональные секреты, что одновременно является нравом и обязанностью. Он не ограничен в переписке с клиентом, даже, с тем, который находится под арестом. Адвокат не может быть советником, представителем или защитником более как одного клиента в одном деле. Адвокат обязан вести достойный образ жизни. При непорядочном обращении со своими клиентами он подлежит гражданско-правовой ответственности, а при совершении преступления — уголовной ответственности. Кроме того, на адвоката в случае нарушения законов и регламентов, профессиональных норм, пренебрежении правилами честности, достоинства и профессиональной деликатности, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Дисциплинарными взысканиями являются: предупреждение, выговор, временное (до трех лет) устранение от работы, исключение из списков адвокатов.
Решения Совета палаты адвокатов быть обжалованы в Апелляционный суд.