Органы государственной безопасности в механизме государства

Система юридических наук.

Науки:

· Гуманитарныеà Юридические (изучают гос-во и право)

· Естественные

· Технические

Юридические науки:

1. Общетеоретические юридич. науки (ТГП) Они выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам.

2. Историко-юридические науки (История политических правовых учений, история государства и права)

3. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д.) Они изучают нормы материального права по отраслям.

Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология и т.д)

2.Понятие государства.

Государство - созданная на основе права особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Государство- организация управления обществом, оно является частью общества.

Гос-во- одна из политических организаций в обществе.

Организации:

· Государственные (в т.ч. гос-во)

· Негосударственные: 1. Неполитические, 2. Политические.

Признаки государства:

1. Наличие особого аппарата управления и принуждения (государственная/ политическая власть)

2. Административно-терретириальное деление населения как основа организации и деятельности гос-ва.

3. Суверенитет, т.е независимость во внешних и внутренних делах (верховенство государственной власти)

4. Государство использует право как регулятор общественных отношений: право создается, обеспечивается и сохраняется государством.

5. Особая материальная база (налоги и принудительные сборы)

6. Государство участвует во всех областях общественной жизни.

3.Правовое государство.

Правовое государство-такое государство, деятельность которого осуществляется в правовых целях на основе права и правовыми средствами.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона (основа-Конституция)

2. Система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, отсутствие противоречий между ними, равновесие поддерживается системой «сдержек и противовесов»

3. Реализация и обеспечение прав и свобод личности

4. Взаимная ответственности личности и государства

5. Высокая правовая культура

Понятие и структура механизма государства.

Механизм государства- система государственных органов. Дискуссионно. Государственный аппарат как часть механизма государства-некоторые авторы. Государственный аппарат:

· Государственные органы (президент, федеральное собрание)

· Другие государственные организации:

--Военные организации

--Научные организации

--Правоохранительные организации

--Образовательные организации

--Организации в сфере здравоохранения

--Другие организации

Основной признак механизма государства- наличие иерархии.

1. Государственный орган - осуществляет определенную государственно-властную деятельности, наделен для этого соответствующей компетенцией.

2. Государственное учреждение - наделено властными полномочиями, но осуществляет непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и научной сферах жизни общества.

3. Государственное предприятие - не наделены властными полномочиями, но осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.

5.Понятие органа государства. Классификация государственных органов.

Государственные органы- такие государственные организации, которые непосредственно осуществляют государственную власть.

Государственные органы различают по компетенции (полномочиям). Все государственный органы наделяются властными полномочиями, находятся на госбюджете, имеют правовую основу. Они находятся в иерархической связи между собой.

Компетенция-система прав и обязанностей, необходимых для выполнения поставленных перед данным органом задач.

По принципу разделения властей:

1. Законодательные. 2.Исполнительные. 3. Судебные.

По способу образования:

1. Выборные. 2. Назначаемые.

По составу:

1. Коллегиальные. 2. Единоличные.

По объему полномочий:

1. Общей компетенции. 2. Специальной компетенции.

По месту в механизме государства:

1 . Общегосударственные. 2. Субъектов федерации. 3. Местные.

По виду деятельности(по специфике полномочий):

А. Государственной власти. Б. Управления. В. Правоохранительные.

А.Органы государственной власти(органы законодательной власти, представительные органы) составляют сложную систему и являются первичными в механизме государства.

Б. органы управления подчинены органам государственной власти, они исполняют законы.

В. Правоохранительные органы - данная категория трактуется по-разному. Законодательство не включает в эту систему суды. Однако некоторые авторы думают иначе, включая в нее суды, прокуратуру.

Органы государственной безопасности в механизме государства.

Термин разведка имеет 2 значения:

· Вид деятельности

· Вид органа

Государственный органы разведки являются частью механизма государства. Органы государственной безопасности с другими государственными органами имеют как общие черты, так и отличия. Они участвуют в осуществлении основных функций государства, имеют правовую основу и используют право, имеют госфинансирование. Специфика заключается в наличии скрытой сферы в деятельности государства:

1. Особое подчинение

2. Особая правовая основа (секретная правовая документация)

3. Наличие секретной структуры

4. Секретное финансирование

5. Наличие особых (секретных) кадров

6. Секретный характер деятельности (набор средств и методов)

Органы государственной безопасности (разведки):

· Органы внутренней разведки (политического сыска)

· Органы внешней разведки

· Органы контрразведки

7. Понятие формы государства.

Формы государства – совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.

Формы государства – способы организации и деятельности государства.

Формы государства:

1. Формы правления

2. Формы государственного устройства

3. Политический режим

Формы государства меняются.

Внутренние факторы:

· Острота экономических противоречий

· Экономическое развитие

· Менталитет(культура, традиции)

· Исторический тип государства

НО: не может быть социалистической монархии.

Внешние факторы:

· Вмешательство извне во внутренние дела государства

· Заимствование положительного опыта

Форма правления характеризует порядок организации (формирования) и деятельности высшего органа власти.

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения между центральными и местными органами государства на базе административно-территориального деления страны.

Политический режим характеризует совокупность форм и методов осуществления государственной власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод в обществе.

8.Форма правления: понятие, виды и характеристика.

Форма правления характеризует порядок организации (формирования) и деятельности высшего органа власти.

Монархия – форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляется одним лицом – монархом, пожизненно и по праву наследования.

Монархия – абсолютная, -конституционная –дуалистическая и парламентская.

Абсолютная монархия – вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит монарху. При абсолютизме нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.

Конституционная монархия – власть монарха ограничена властью других высших государственных органов. В конституции обозначается правовое положение монарха.

Дуалистическая монархия – законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху, который является одновременно и главой государства.

Парламентская ( парламентарная) монархия – монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

Республика – форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляется выборными на определенный срок государственными органами.

Парламентская республика – законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству во главе с премьер-министром, назначаемым парламентом.

Президентская республика – законодательная власть принадлежит парламенту, а президент формирует и возглавляет исполнительную власть.

Смешная республика – в государственном механизме сочетаются элементы президентской и парламентской республики.

9. Форма государственного устройства: понятие, виды и их характеристика.

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения между центральными и местными органами государства на базе административно-территориального деления страны.

Унитарное государство – единое (простое) государство, территория которого состоит из административно-территориальных единиц. В унитарном государстве единая система государственных органов. Органы, действующие в той или иной части государства, называются местными органами.

Федерация – единое (сложное) государство, территория которого состоит из самостоятельных государственно-подобных образований, именуемых субъектами федерации. Субъекты федерации обладают рядом признаков государства, но у них нет суверенитета.

Субъекты могут быть симметричными (равноправными) и ассиметричными.

Государственные органы:

· Общефедеральные

· Субъектов федерации

Предметы ведения федерации и ее субъектов:

1. В исключительном ведении федерации

2. В исключительном ведении субъектов федерации

3. В совместном ведении федерации и ее субъектов

Чаще всего за субъектами не признается право выхода из состава федерации (право сецессии).

Наши рекомендации