Органы государственной безопасности в механизме государства
Система юридических наук.
Науки:
· Гуманитарныеà Юридические (изучают гос-во и право)
· Естественные
· Технические
Юридические науки:
1. Общетеоретические юридич. науки (ТГП) Они выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам.
2. Историко-юридические науки (История политических правовых учений, история государства и права)
3. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д.) Они изучают нормы материального права по отраслям.
Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология и т.д)
2.Понятие государства.
Государство - созданная на основе права особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа и придающая своим велениям общеобязательный характер.
Государство- организация управления обществом, оно является частью общества.
Гос-во- одна из политических организаций в обществе.
Организации:
· Государственные (в т.ч. гос-во)
· Негосударственные: 1. Неполитические, 2. Политические.
Признаки государства:
1. Наличие особого аппарата управления и принуждения (государственная/ политическая власть)
2. Административно-терретириальное деление населения как основа организации и деятельности гос-ва.
3. Суверенитет, т.е независимость во внешних и внутренних делах (верховенство государственной власти)
4. Государство использует право как регулятор общественных отношений: право создается, обеспечивается и сохраняется государством.
5. Особая материальная база (налоги и принудительные сборы)
6. Государство участвует во всех областях общественной жизни.
3.Правовое государство.
Правовое государство-такое государство, деятельность которого осуществляется в правовых целях на основе права и правовыми средствами.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона (основа-Конституция)
2. Система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, отсутствие противоречий между ними, равновесие поддерживается системой «сдержек и противовесов»
3. Реализация и обеспечение прав и свобод личности
4. Взаимная ответственности личности и государства
5. Высокая правовая культура
Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства- система государственных органов. Дискуссионно. Государственный аппарат как часть механизма государства-некоторые авторы. Государственный аппарат:
· Государственные органы (президент, федеральное собрание)
· Другие государственные организации:
--Военные организации
--Научные организации
--Правоохранительные организации
--Образовательные организации
--Организации в сфере здравоохранения
--Другие организации
Основной признак механизма государства- наличие иерархии.
1. Государственный орган - осуществляет определенную государственно-властную деятельности, наделен для этого соответствующей компетенцией.
2. Государственное учреждение - наделено властными полномочиями, но осуществляет непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и научной сферах жизни общества.
3. Государственное предприятие - не наделены властными полномочиями, но осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.
5.Понятие органа государства. Классификация государственных органов.
Государственные органы- такие государственные организации, которые непосредственно осуществляют государственную власть.
Государственные органы различают по компетенции (полномочиям). Все государственный органы наделяются властными полномочиями, находятся на госбюджете, имеют правовую основу. Они находятся в иерархической связи между собой.
Компетенция-система прав и обязанностей, необходимых для выполнения поставленных перед данным органом задач.
По принципу разделения властей:
1. Законодательные. 2.Исполнительные. 3. Судебные.
По способу образования:
1. Выборные. 2. Назначаемые.
По составу:
1. Коллегиальные. 2. Единоличные.
По объему полномочий:
1. Общей компетенции. 2. Специальной компетенции.
По месту в механизме государства:
1 . Общегосударственные. 2. Субъектов федерации. 3. Местные.
По виду деятельности(по специфике полномочий):
А. Государственной власти. Б. Управления. В. Правоохранительные.
А.Органы государственной власти(органы законодательной власти, представительные органы) составляют сложную систему и являются первичными в механизме государства.
Б. органы управления подчинены органам государственной власти, они исполняют законы.
В. Правоохранительные органы - данная категория трактуется по-разному. Законодательство не включает в эту систему суды. Однако некоторые авторы думают иначе, включая в нее суды, прокуратуру.
Органы государственной безопасности в механизме государства.
Термин разведка имеет 2 значения:
· Вид деятельности
· Вид органа
Государственный органы разведки являются частью механизма государства. Органы государственной безопасности с другими государственными органами имеют как общие черты, так и отличия. Они участвуют в осуществлении основных функций государства, имеют правовую основу и используют право, имеют госфинансирование. Специфика заключается в наличии скрытой сферы в деятельности государства:
1. Особое подчинение
2. Особая правовая основа (секретная правовая документация)
3. Наличие секретной структуры
4. Секретное финансирование
5. Наличие особых (секретных) кадров
6. Секретный характер деятельности (набор средств и методов)
Органы государственной безопасности (разведки):
· Органы внутренней разведки (политического сыска)
· Органы внешней разведки
· Органы контрразведки
7. Понятие формы государства.
Формы государства – совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.
Формы государства – способы организации и деятельности государства.
Формы государства:
1. Формы правления
2. Формы государственного устройства
3. Политический режим
Формы государства меняются.
Внутренние факторы:
· Острота экономических противоречий
· Экономическое развитие
· Менталитет(культура, традиции)
· Исторический тип государства
НО: не может быть социалистической монархии.
Внешние факторы:
· Вмешательство извне во внутренние дела государства
· Заимствование положительного опыта
Форма правления характеризует порядок организации (формирования) и деятельности высшего органа власти.
Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения между центральными и местными органами государства на базе административно-территориального деления страны.
Политический режим характеризует совокупность форм и методов осуществления государственной власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод в обществе.
8.Форма правления: понятие, виды и характеристика.
Форма правления характеризует порядок организации (формирования) и деятельности высшего органа власти.
Монархия – форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляется одним лицом – монархом, пожизненно и по праву наследования.
Монархия – абсолютная, -конституционная –дуалистическая и парламентская.
Абсолютная монархия – вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит монарху. При абсолютизме нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.
Конституционная монархия – власть монарха ограничена властью других высших государственных органов. В конституции обозначается правовое положение монарха.
Дуалистическая монархия – законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху, который является одновременно и главой государства.
Парламентская ( парламентарная) монархия – монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
Республика – форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляется выборными на определенный срок государственными органами.
Парламентская республика – законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству во главе с премьер-министром, назначаемым парламентом.
Президентская республика – законодательная власть принадлежит парламенту, а президент формирует и возглавляет исполнительную власть.
Смешная республика – в государственном механизме сочетаются элементы президентской и парламентской республики.
9. Форма государственного устройства: понятие, виды и их характеристика.
Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения между центральными и местными органами государства на базе административно-территориального деления страны.
Унитарное государство – единое (простое) государство, территория которого состоит из административно-территориальных единиц. В унитарном государстве единая система государственных органов. Органы, действующие в той или иной части государства, называются местными органами.
Федерация – единое (сложное) государство, территория которого состоит из самостоятельных государственно-подобных образований, именуемых субъектами федерации. Субъекты федерации обладают рядом признаков государства, но у них нет суверенитета.
Субъекты могут быть симметричными (равноправными) и ассиметричными.
Государственные органы:
· Общефедеральные
· Субъектов федерации
Предметы ведения федерации и ее субъектов:
1. В исключительном ведении федерации
2. В исключительном ведении субъектов федерации
3. В совместном ведении федерации и ее субъектов
Чаще всего за субъектами не признается право выхода из состава федерации (право сецессии).