Национально-освободительное движение в странах Юго-Восточной Азии в первой половине 20-го века

ВЬЕТНАМ.В период пробуждения Азии, в то время как во всём Вьетнаме установилось французское колониальное господство, постепенно стали возникать антифранцузские освободительные движения. Первым таким патриотическим движением стало кан выонг, созданное вьетнамским политическим деятелем Фан Бой Тяу. Второе движение, под руководством Фан Тю Чиня, образовалось под влиянием буржуазной идеологии Запада. Цель обоих движений состояла в завоевании независимости Вьетнама, однако средства длч достижение этой цели, сильно различались.

Кан выонг ещё условно называют «традиционалистским» движением, так как именно в традиционалистском чиновничестве основатель движения видел опору в борьбе за независимость Вьетнама. Средством кан выонга стала вооружённая борьба. Движение носило масштабный характер, в нём принимали участие самые широкие слои вьетнамского населения: от крестьянства до чиновничества. Это патриотическое движение впоследствии плавно приобрело ксенофобный и националистский характер, что пробудило в коренных жителях вражду не только к французам, но и ко всем людям с белым цветом кожи.

Во время движения были созданы несколько политических организаций: «Общество обновления Вьетнама» (Вьетнам Зюи Тан хой, далее — «Зюи Тан») в 1904 г., движение «Донг Зу» («Движение на Восток»)[1] в 1905 г., «Общество освобождения Вьетнама»[2] в 1912 г. и «Общество Неба и Земли», начало активной деятельности которого пришлось на 1911 г.

В отличие от кан выонга, второе антиколониальное движение несло в себе вестернизированный, антитрадиционалистский либерально-демократический характер. Его сторонники были заинтересованы в техническом прогрессе, социальных и политических реформах. Фан Тю Чинь выступал за предоставление демократических свобод, за введение справедливого законодательства и модернизацию Вьетнама. В отличие от Фан Бой Тяу, который настаивал на немедленном изгнании французов и завоевании национальной независимости, Фан Тю Чинь требовал свергнуть вьетнамскую монархию, причем при помощи французов.

В своём письме генерал-губернатору Полю Бо от 15 августа 1906 г. Фан Тю Чинь изложил существовавшие проблемы, препятствующие провозглашению независимости Вьетнама и способы их решения. Среди проблем он выделял коррупцию в рядах чиновников и неподобающее отношение к вьетнамцам французских властей. Решение первой проблемы Фан Тю Чинь видел в замене коррумпированных чиновников на честных, а второй – в проведении социально-политической реформы, направленной на предоставление больших возможностей в общественной жизни широким слоям населения.[3]

Несмотря на свою политическую ориентацию на Запад, Фан Тю Чинь не отвергал и конфуцианство. Таким образом, он совмещал новые для Вьетнама буржуазные идеи Запада с традиционными ученими Востока.

Вместе со своими единомышленниками Фан Тю Чинь основал общество «Лиентхань» и школу «Зутхань» («Воспитание молодёжи»)[4]. А в 1907 г. была открыта общественно-просветительская школа в Ханое, которая сыграла важнейшую роль в движении за социальные реформы, направленные на модернизацию Вьетнама.[5]

При сравнении этих двух антифранцузских движений, можно заметить значительную разницу как между их политической направленностью, так и средствами достижения цели. Первым отличием является то, что Фан Тю Чинь был противником вооруженной борьбы. Он считал, что вьетнамский народ не способен освободиться самостоятельно, без поддержки извне, поэтому видел опору не в традиционалистском чиновничестве Вьетнама, как Фан Бой Тяу, а во французских властях. Второе отличие состоит в том, что Фан Тю Чинь отвергал монархическую форму правления, в то время как основатель кан выонг хотел установить во Вьетнаме сначала традиционную, а затем конституционную монархию. Наконец, Фан Бой Тяу ориентировался на поддержку только азиатских стран (Япония и Китай), а Фан Тю Чинь искал помощь у Франции.

[1] Целью «движения на Восток» была подготовка антиколониальных кадров в Японии. Однако эта деятельность не увенчалась успехом, в этой связи политика была переориентирована на китайских революционеров

[2] Своей целью общество считало изгнание французских колонизаторов, восстановление независимости страны и установление демократической республики. В отличие от «Зюи Тан», ориентировавшегося на Японию, Общество брало за эталон республиканский Китай, на материальную и финансовую помощь которого оно очень рассчитывало.

[3] Данное письмо явилось первым официальным документом представителя вестернизированной вьетнамской интеллигенции, которое содержит в себе конкретные предложения социальных реформ

[4] Преподавал в этой школе молодой Нгуен Аи Куок, будущий Хо Ши Мин.

[5] Школы была открыта с целью просвещения широких слоёв населения новым знаниям и новой. В её стенах пропагандировался «новый» образ жизни, отказ от старых обычаев, латинизированная письменность, распространялись учения западноевропейских философов-просветителей: Ж.-Ж.Руссо, Монтескье, Спенсера. Деятельность ассоциации не ограничивалась чисто просветительскими функциями. Однако с приходом на пост генерал-губернатора в 1908 г. Клобуковски, сторонника жесткого политического курса, исчезли практически все либеральные начинания его предшественника.

ИНДОНЕЗИЯ.Сукарно родился в семье мусульманина и индуистки. Он с детства бредил подвигами, победой добра над злом, которую может одержать сильная личность, герой-спаситель. Пройдя через «очаг национализма» — так называли дом лидера «Сарекат ислама» («Союз ислама») Чокроаминото, в котором несколько лет прожил Сукарно, — он стал политическим бойцом, первым догадался объединить три основных течения — национализм, исламизм и марксизм, на которые распадалось освободительное движение. Хотел привести Индонезию к свободе. Сукарно создал собственную партию — Национальную партию Индонезии — для завоевания власти. Его постоянно преследовала полиция. В 1929–1931 и 1933–1942 годах он находился в тюрьмах или ссылках за участие в борьбе против голландского колониального господства в Индонезии. Сукарно без устали ездил по всей стране, используя любую площадку для своих зажигательных речей. Все считали его своим лидером, видели в нем пророка независимости.

На протяжении трех столетий индонезийцы безуспешно пытались освободиться от голландского господств, удалось это им только в середине XX века, когда во главе национально-освободительного движения стал Сукарно. Японцы вытеснили голландцев с архипелага в 1942 году, и Сукарно пошел на сотрудничество с новыми властями. Только после трёхлетнего обещания Японией провозглашения независимости, соратники Сукарно провозгласили Декларацию независимости республики через три дня после капитуляции Токио во Второй мировой войне. 17 августа 1945 года Сукарно выступил с речью перед собравшимся у его дома митингом, он провозгласил независимость и призвал народ Индонезии взять судьбу страны в собственные руки. Народ добился независимости, но хозяином стал Сукарно, 18 августа 1945 года он стал президентом. Конституция наделяла первого президента неограниченной законодательной и исполнительной властью, чем он сразу же незамедлительно воспользовался. 1) предписывал всем гражданам приветствовать друг друга словом «мердека» (свобода) и поднятием руки, пять пальцев которой символизировали провозглашенные Сукарно пять принципов — индонезийский национализм, интернационализм или гуманизм, дискуссия или демократия, социальное благосостояние и вера в Бога. 2) установил монократическую форму правления, которую сам и возглавлял, было полное отсутствие выборных представительных органов. За первые десять лет своего существования республика прошла через много войн, нашествий, поэтому из-за недовольств армии и народа Индонезия вернулась к Конституции 1945 года. После посещения СССР и других стран соцлагеря Сукарно ввел в стране «направляемую демократию», замкнул на себе все органы государственной власти — законодательной и разгневался и распустил парламент (РАСПУСКАЛ ВСЁ ПРОСТО). По его словам, он — Индонезия и революция, навязывает стране «индонезийский социализм» = идея полит. равенства из Декларации США + дух. Равенства – ислам, христианство + научн. - марксизм). Марксизма + национальную самобытность Индонезии— мархаэнизм +их принципы „готонг-ройонг“(жить, работать вместе, взаимопомощь).

Временный народный консультативный конгресс (ВНКК) — под давлением Сукарно назначает его в 1963 пожизненным президентом страны, чтобы сохранить социализм.

Все проводимые им реформы бесславно провалились, страна нищала, нарастали анархия и хаос, а Сукарно утопал в роскоши, возводил все новые и новые дворцы и монументы. В 1966 году ВИКК лишил Сукарно звания пожизненного президента, изолировали от внешнего мира с помощью суда, после чего он заболел и скончался 21 июля 1970 года. Он вообразил себя мессией, а стал диктатором. Это привело его к краху, а родину, которую он искренне любил, ввергло в пучину анархии и хаоса.

Билет №29

На Дальнем Востоке Второй мировой войне, официально начавшейся в сентябре 1939 года, предшествовали аннексия Японией Маньчжурии, имевшая место в 1931 году, и Вторая Японо-Китайская война, начавшаяся в 1937 году с «китайского инцидента» и завершившаяся уже с капитуляцией Японии. После неудачной попытки продвижения на территорию СССР японские военные силы устремились на Юго-Восточную Азию, захватывая народы под предлогом освобождения от колониальной зависимости (что по факту ли декларативно). Ослабленные ударами фашистской Германии метрополии не могли защитить свои колонии и в 1941 году Япония вторгается в Гонконг, Филиппины, Таиланд и Малайю, а в 1942 – в Бирму, Голландскую Ост-Индию, Новую Гвинею и Соломоновы острова.

Вьетнам

После капитуляции Франции, 22 сентября 1940 года Французский Индокитай был оккупирован японскими войсками. В этом и следующем году вьетнамские коммунисты предприняли несколько попыток поднять, которые были подавлены французскими войсками (т.е. войсками, подчинявшимися правительству Виши). В мае 1941 года был создан Вьетминь. Первые опорные пункты Вьетминя были созданы активистами компартии Индокитая, а в конце 1941 года были сформированы первые ополченческие отряды спасения родины. Во время Второй мировой войны Вьетминь боролся как с японскими оккупантами, так и с подчинявшейся им французской колониальной администрацией. При этом, Вьетминь оказывал помощь странам антигитлеровской коалиции — в частности, передавая разведывательные данные о японских силах во Французском Индокитае.

9 марта 1945 года японские войска вытесняют колониальную армию уже освободившейся от германской оккупации Франции и создают марионеточное государство «Вьетнамская империя» во главе с императором Бао Даем. В августе 1945 года, после капитуляции Японии, Вьетминь вытесняет захватчиков и устанавливает контроль над бо́льшей частью Вьетнама, в сентябре 1945 в Сайгоне высаживаются французы и англичане.

В августе 1945 года происходит «Августовская революция»: император Бао Дай из династии Нгуенов отрекается от власти, Вьетминь объявляет о создании Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) и формирует временное правительство. Первым президентом ДРВ становится Хо Ши Мин, который одновременно возглавил правительство как премьер-министр. Французские колониальные власти не замедлили отреагировать на все эти события и 23 сентября 1945 года начинается реоккупация Вьетнама Францией.

Таиланд

В годы Второй мировой войны в военные власти Таиланда (пришедшие к власти в 1933 году в результате переворота, ограничив полномочия короля и объявив о конституционной монархии) под руководством ставшего диктатором фельдмаршала Пибунсонграма усилили националистическую риторику (и даже переименовали в 1938 году Сиам в Таиланд чтобы подчеркнуть национальный характер государства) и выступили на стороне Японии. Таиландские войска вторглись на территорию Французского Индокитая. Однако 8 декабря 1941 оккупировавшая бывшие французские владения в юго-восточной Азии японская армия беспрепятственно вступила на территорию Таиланда и отсюда вторглась на земли Бирмы, бывшей тогда британской колонии. В 1944 под влиянием поражений Японии, экономического кризиса и налётов союзной авиации Пибунсонграм был низложен, а к власти пришли проамериканские либеральные силы. В 1946 году в собственном дворце при загадочных обстоятельствах погиб король Ананда Махидол.

Индонезия

Боевые действия на территории Индонезии начались в январе 1942 года и после серии проигранных колониальными властями морских было подписано соглашение о безоговорочной капитуляции.

Как и на других завоёванных территориях Юго-Восточной Азии, японская оккупационная администрация, стремясь заручиться максимальной поддержкой местного населения, проводила в Индонезии курс на стимулирование националистических, антиевропейских настроений, подчёркивая этническую и культурную близость между индонезийцами и японцами. Освобождённые из тюрем осуждённые до войны голландцами лидеры национально-освободительного движения (в том числе Сукарно) привлекались к сотрудничеству: под контролем японских властей им разрешалось создание общественно-политических структур националистического толка. Так, под руководством Сукарно в 1942 году была учреждена организация, преобразованная в 1943 году в «Союз верности народу Явы». Подобная политика имела определённый успех: к сотрудничеству с японцами в начальный период оккупации склонились бо́льшая часть национальной элиты страны и достаточно широкие общественные слои. Однако поддержка японской администрации среди индонезийцев значительно ослабла после проведённой оккупантами масштабной мобилизации местного населения на принудительные сельскохозяйственные и военно-инженерные работы и систематического насильственного изъятия продовольствия. В 1943—1945 годах в различных районах Индонезии происходили антияпонские выступления, которые, как правило, жёстко подавлялись.

Формально японская оккупация Индонезии завершилась 15 августа 1945 года после официального объявления японским правительством о капитуляции. Однако японские войска продолжали оставаться на индонезийской территории ещё в течение нескольких недель до их разоружения и вывоза силами союзников.

Наши рекомендации