В) государственный строй Римской империи периода принципата
Схема 1. Государственный строй Афинской демократической рабовладельческой республики.
Совет пятисот |
Народное собрание - экклексия |
Гелиэя |
Судебные органы |
Гражданское управление |
Аподекты |
Логисты |
Полеты |
Коллегия архонтов |
Архонт - эпоним |
Архонт - базилевс |
Археопаг |
Коллегия 11-ти |
Суд диэтетов |
Военное управление |
Коллегия 10 стратегов |
Автократор |
Коллегия сорока |
9 стратегов |
Агрономы |
Др. должностные лица |
Архонт - полемарх |
Архонт - фесмофеты |
Особые Суды |
Армия |
Схема 2.Система государственных органов Спарты.
Народное собрание |
Совет старейшин |
5 Эфоров |
2 предводителя (царя, архагета) |
Схема 3.Государственный строй Римской империи периода принципата.
2. Работа с терминами:
1. Дайте определения терминам:
1) Басилей - (василевс) в Древней Греции правитель небольшого поселения, глава племени или союза племён, избираемый или обладающий наследственной властью. В Древней Спарте — один из титулов спартанских царей.
2) Ареопаг - верховный суд в древних Афинах; первоначально имел и политическую власть, и большое значение (до Перикла).
3) Метек - Иностранец житель древних Афин, но не имеющий гражданства. Метеки платили особую подать и пользовались известным покровительством местных законов, но не имели ни гражданских, ни политических прав.
4) Полемарх - в Древней Греции один из старших военачальников, которому была поручена забота обо всем, что касалось войны.
5) Периэк - члены одной из групп населения в Спарте, свободные, но не являющиеся гражданами.
6) Гелиэя - суд присяжных в Древних Афинах (VI V вв. до н.э.).
7) Центурия - военное подразделение римской армии. В легионе было 60, при Империи 59 центурий.
8) Сервитут - Обязательство, соединенное с правом владения частью или всем имуществом, напр., обязательство давать проезд через свои владения.
9) Манципация - Передача вещи в собственность: у древних римлян, торжественный ввод во владение.
10) Принцепс - в Древнем Риме принцепс сената первый в списке сенаторов, обычно старейший из бывших цензоров. Официально не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение.
2. Заполните таблицу, характеризующую правовое положение древнегреческого общества:
Категория населения | Общее в социальном статусе | Признак различия |
Геоморы | Свободные, имели право избирать власть из эвпатридов | Крестьяне с мелкими наделами земли в деревнях, земледельцы, самая большая часть населения |
Метеки | Не имеют политических прав, свободны | Иноземцы или отпущенные на волю рабы, могли иметь собственность, заниматься ростовщичеством |
Эвпатриды | Свободные, аристократия | Родственники вождей с наследственным правом участия в совете полиса |
Демиурги | Свободные, имели право избирать власть из эвпатридов | Ремесленники в крупных поселениях или городах, большая часть городского населения |
Рабы | Не свободные – собственность государства. Политических прав нет. | Могли 50% собранного урожая оставлять себе, заключать брак и рождать детей, создавать семьи |
3. Тестовое задание:
Вопрос 1. Остатки родового строя в Афинах были уничтожены в результате реформ:
1) Солона;
2) Перикла;
3) Клисфена.
Вопрос 2. История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:
1) древнее, среднее, новое царство;
2) царский, республиканский и период империи;
3) раннее, древнее и старое царство.
Вопрос 3. История римского права делится на три периода:
1) древнейший, классический, монархический;
2) республиканский, классический, империи;
3) древнейший, классический, постклассический.
Вопрос 4. Манципация в Древнем Риме – это:
1) форма обращения с иском в суд.
2) форма договора.
3) порядок расторжения договора.
Вопрос 5. Доминат в истории Римской империи – это:
1) период в истории Римской империи.
2) Государственный Совет.
3) государственный чиновник.
Вопрос 6. Главный орган государственной власти в Древнем Риме в период республики:
1) сенат;
2) центуриатные комиции;
3) трибутные комиции.
4. Практическое задание:
Опираясь на тексты нормативных правовых актов, дайте обоснованный ответ на задачи:
Ночью при попытке ограбления дома вор был убит в схватке с хозяином. Какое наказание предусматривают Законы XII Таблиц для убийцы?
По законам XII Таблиц: «Если совершавший в ночное время кражу убит [на месте], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным». В данном случае убийца освобождается от наказания.
За потраву посева на обработанном поле трибутная комиция приговорила несовершеннолетнего Метробия к смертной казни. Соответствует ли данное решение Законам XII таблиц? Правомочно ли решение о предании смертной казни несовершеннолетнего?
Законы XII Таблиц гласит: «Несовершеннолетнего, [виновного в подобном преступлении], по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.» В данном случае Метробия приговорили к смерти не правомерно. Данное решение не соответствует Законам XII Таблиц.
Катул купил у своего соседа повозку, о чем стал сожалеть на следующий день. Он обратился к соседу с просьбой расторгнуть сделку и вернуть все в изначальное состояние: Катул возвращает соседу повозку, а тот деньги. Но сосед отказался. Как должен быть разрешен этот спор в Древнем Риме?
По цивильному праву продавец несет ответственность перед покупателем, если он прямо обещал, что вещь имеет такие-то положительные качества, а их не оказалось, или что вещь не страдает такими-то недостатками, а они имеются в вещи. Из указанного выше общего правила о продаже вещи с недостатками следует, что вещь считается как бы некупленной и возвращается продавцу, а продавец обязан возвратить покупателю полученную с него цену. Аctio redhibitoria (в сущности, теперь это право требования) направлена на восстановление того положения, какое было бы, если бы купли-продажи данной вещи не было. Actio redhibitoria можно было предъявить только в пределах шестимесячного срока, который исчислялся с момента продажи.
Исходя из вышеперечисленного, Катулу сосед обязан вернуть деньги, а Катул обязан вернуть повозку.
4. Луций был обвинен в лжесвидетельстве. Римского гражданина, против которого он свидетельствовал, ожидала смертная казнь путем повешения. Трибутная комиция вынесла решение, по которому лжесвидетеля ожидала та же участь, то есть повешение. Соответствует ли данное решение Законам ХII таблиц? Обладает ли трибутная комиция компетенцией в вынесении подобного решения?
По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы. Данное решение трибутной комиции не соответствует Закон XII таблиц, так как Луция должны были сбросить с Тарпейской скалы. Также трибутная комиция не обладает полномочиями в вынесении подобного решения, потому что они имели право наложить штраф на виновного и выступать в роли апелляционного суда. Смертную казнь могли утвердить только центурии.
5. Кому принадлежало право собственности на землю, если земля была куплена:
римским гражданином –право собственности принадлежало римскому гражданину
римской гражданкой– право собственности принадлежало мужу
римским рабом – право собственности принадлежало господину
малолетним гражданином Рима – в возрасте от 7 до 14 лет имели право на совершение сделок и свою собственность, но с разрешения опекуна
взрослым гражданином Рима– право собственности зависело от правового положения взрослого гражданина.
5. Творческое задание:
«Афинская полития» Аристотеля.
Этот трактат Аристотеля, найденный в начале 90-х гг. XIX в. среди египетских папирусов, составил, можно сказать без преувеличения, эпоху в изучении истории афинского государственного строя с древнейших времен до восстановления афинской демократии после свержения тирании Тридцати.
К исторической части трактата примыкает часть, дающая систематическое изложение афинской конституции IV в. до н. э. Начало трактата не сохранилось. Содержание первой его части строго фактическое, напоминающее отчасти хронику.
Не все стадии развития афинской конституции изложены равномерно. Подробнее всего говорится о реформах Солона и об олигархическом перевороте 411 г. до н. э.; слишком кратко сказано о реформах Эфиальта и Перикла. Историческая перспектива в трактате не соблюдена, некоторые события стоят не на своем месте, встречаются неточные сообщения.
Несмотря на все это, трактат содержит надежный материал. Источниками трактата Аристотеля в исторической части служили главным образом упомянутые «Аттиды», а также некоторые публицистические сочинения, отчасти и документальный материал. Систематическую часть трактата Аристотель составлял, имея в виду современный ему государственный строй Афин. Значение этого трактата, помимо того, что он существенно расширил наши сведения по истории Афин, состоит главным образом в том, что в нем дается систематический обзор истории развития афинской демократии с VII по IV в. до н. э. Многие моменты этого развития предстали в ином виде, чем раньше.
«Афинская полития» составляла часть огромного сборника, посвященного Аристотелем рассмотрению конституций как греческих, так и некоторых негреческих государств. От этого сборника, который заключал 158 «политий» и в составлении которого принимали участие как сам Аристотель, так и его ученики, до нас дошли лишь отрывки в виде цитат и ссылок в произведениях более поздних писателей.
«Политии» послужили Аристотелю фактическим материалом при составлении его большого трактата, известного под названием «Политики». В «Политике» Аристотель подвергает обсуждению целый ряд теоретических и практических вопросов, касающихся государства вообще, его возникновения, развития, организации. В этом трактате, помимо теоретических соображений, содержится также много фактического материала. Особенно богата им пятая книга, трактующая о государственных переворотах.
Используя «Политику» Аристотеля в качестве исторического источника, нужно, однако, учитывать его политическую тенденциозность и общую философскую концепцию автора. Нужно иметь в виду, что материал подобран у него с определенной точки зрения. Аристотель жил в эпоху ожесточенной политической борьбы и был противником демократии. Идеалом его являлся такой государственный строй, при котором политические права принадлежат средним по имущественному положению слоям свободного населения.
В целом политические взгляды Аристотеля, точно так же, как и философские его воззрения, ярко отражают кризис греческого полиса, порожденного непримиримыми противоречиями рабовладельческого строя.