Известные деятели науки и культуры, уроженцы Чувашского края (ученый-этнограф С.М. Михайлов, основоположник чувашскорй поэзии К.В. Иванов)
В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель. Выйдя благодаря содействию прогрессивных русских деятелей на всероссийскую арену, С.М.Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.
Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М.Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.
Как предшественник И.Я.Яковлева, основоположника и классика демократической педагогики чувашей, С.М.Михайлов создавал определённые условия для развития чувашской педагогики во второй половине XIX века. Богатейшее наследие, оставленное этим самоотверженным тружеником, безусловно, способствовало успешной деятельности выдающегося чувашского просветителя, педагога И.Я.Яковлева и его талантливых последователей.
Наследие С.М.Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике. Знакомство с жизнью и деятельностью чувашского ученого включено в программы по изучению культуры и просвещения родного края. Творчество С.М.Михайлова изучается в педагогических классах средних школ, колледжах и высших учебных заведениях, готовящих учителей и воспитателей.
Поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы “Нарспи”.
Родился 27 мая 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан.
Выпускник Симбирской чувашской учительской школы. Рано проявил способности к живописи, музыке. Работал в Симбирской чувашской учительской школе. За короткую творческую деятельность написал стихотворения, стихотворные сказки, баллады, трагедии, поэмы, серию рассказов по семейным преданиям: “Икe хeр” (“Две дочери”), “Тaлaх арaм” (“Вдова”), “Тимeр тылa” (“Железная мялка”), “Выca аптранaскерсем” (“Голодные”), “Шуйттан чури” (“Раб дьявола”), “Нарспи” и др. “В лучшем творении поэта – поэме “Нарспи” – масштабно осмыслены основные философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей, гуманизм, противоборство жизни и смерти”.(Артемьев Ю. М. Иванов… С. 179)
К. Иванов вошел в историю чувашской литературы и как переводчик. Благодаря ему чувашский народ читал произведения М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта на родном языке. Классик принял активное участие в подготовке сборника “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним”, при его участии был подготовлен и издан новый “Букварь длячуваш с использованием русской азбуки”. Поэт успешно работал в области живописи: рисовал декорации, иллюстрации для букваря, увлекался фотографией.
Вклад И.Н. в развитие просвещения в Чувашском крае.
Будучи педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И.Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», организовал 8 учительских съездов по повышению квалификации сельских педагогов. При нем число учащихся в губернии удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания . Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) и в течение полувека руководителем Симбирской чувашской школы (1868-1918), И.Я. Яковлев через своих единомышленников и воспитанников содействовал открытию сотен чувашских школ, подготовке 1200 учителей, в том числе 400 учительниц, организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей .
И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа.
Деятельность И. Я. Яковлева по просвещению родного народа проходила в условиях царского самодержавия. До октября 1917 года политика царизма придерживалась установки, которая в изречении начальника Симбирского 5-го жандармского корпуса изложена так: «Опыты всех времен доказывают, что легче управлять народом невежественным, нежели получившим хотя бы малейшее просвещение. На основании сего правила начальствующие над чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества». («Красный архив», 1938, № 2, с.91). В этих условиях Симбирская чувашская школа, открытая И. Я. Яковлевым в 1968 г., сыграла историческую роль в организации школьного дела в чувашском крае. До Октября 1917 года она являлась основным центром подготовки учителей, которые преданно трудились на ниве просвещения родного чувашского народа. И чем дальше отодвигаемся мы от этой эпохи, когда жил и творил И.Я.Яковлев, тем явственнее становится роль и значение гениального сына чувашского народа в национальном подъеме чувашей.