Соборное Уложение 1649 года и политический строй России
Процессы, проходящие в обществе, отразило принятие Земским Собором 1649 г. Уложения царя Алексея Михайловича — свода законов страны (действовавшего в своих основах до 1832 г.). Для подготовки нового четкого и ясного кодекса законов была создана комиссия во главе с боярином Н. И. Одоевским. Земский Собор в Москве открылся осенью, а в январе 1649 г. комиссия Одоевского представила Собору новый сборник законов, получивший название Соборного Уложения.
Проект Уложения слушали депутаты в двух палатах. В одной сидели царь, Боярская дума и верхушка духовенства, а в другой — выборные люди разных чинов (дворяне и посадские).
После обсуждения Уложение было утверждено депутатами. 315 участников Собора подписали его текст. Это первый русский печатный свод законов (судебники Ивана III и Ивана Грозного были рукописными), изданный в 1649 г. тиражом 2400 экз. и разосланный по городам страны.
Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный сборник законов, относящихся ко всем областям права. Оно написано хорошим, ясным русским языком. Впервые закон делился на тематические главы и статьи. Сильное влияние на создание Уложения оказали Литовский статус и византийское право. В этом сборнике законов отражены важнейшие проблемы русской жизни середины XVII в. Борьба родовитой знати и мелкопоместного дворянства по вопросам земельной собственности завершилась в Уложении победой последних. Государство нуждалось в дворянской армии и широкой поддержке дворянства. Эпоха Смуты и восстаний помнилась еще очень хорошо.
Правовой режим дворянских поместий, по существу, был приравнен к режиму боярских вотчин. Поместья стали наследственными, и их можно было обменять, продать и купить. Впрочем, некоторые ограничения сохранялись. Отмена урочных лет — это утверждение крепостного права в стране. Крестьяне, будучи прикрепленными к земле, покидать которую им запрещалось, теперь окончательно стали наследственной собственностью бояр и дворян-помещиков. Бояре и дворяне получили право искать своих крестьян и возвращать их себе без ограничения срока давности. Дворяне стали обладать большими объемами власти над крестьянами. В частности они имели право собирать с крестьян и вносить за них в казну налоги, отвечали за выполнение крестьянами государственных повинностей, представляли их интересы в суде и осуществляли полицейский надзор за ними. Гражданские права крепостных крестьян резко сузились. Мелкопоместное дворянство много выиграло таким образом.
В Уложении сделаны определенные уступки и посадскому населению: облегчено налоговое бремя в связи с ликвидацией «белых» слобод. Как правило, «белые» слободы принадлежали родовитой знати и были слободы от царских налогов. Таким образом, «черное», тягловое население городов, вынуждено было нести больше податей и повинностей (за беломестцев).
Уложение закрепило сильную царскую власть в стране. В нем впервые выделена особая глава, посвященная защите личности монарха. Смертная казнь предусматривалась даже за умысел преступного деяния против царя.
Специальная глава посвящена борьбе с преступлениями против церкви. Кроме того, в Уложении рассмотрены вопросы административного, финансового права.
Усложняется и ужесточается система наказаний. Обычными становятся казни, допросы с пыткой, масштабное доносительство. Но это черты, характерные для законодательства средних веков и других европейских стран.
Соборное Уложение 1649 г. закрепило основные черты политической системы и государственного устройства России почти на 200 лет. Оно широко применялось в течение всего XVIII в. Это выдающийся памятник российского законодательства.
Исполнительная власть принадлежала приказам, расцвет которых приходится именно на XVII в. Тогда их насчитывалось до 80. Важнейшими приказами являлись Посольский, Поместный, Большой Казны, Тайных дел, Стрелецкий... Численность бюрократии в государстве увеличилась до 4,5 тыс. чел. И на местах, и в центре сохранилась некоторая простота и патриархальность нравов: челобитчик во время бунта, подавая по обычаю жалобу царю при выходе того из церкви, мог держаться за пуговицу на одежде царя. На местах вся власть сосредоточивалась в руках назначаемых из центра воевод.
Главной особенностью организации общества было приспособление последнего к нуждам государства. Все социальные классы и общественные слои обязаны в той или иной форме служить государству. Крепостные — единственная группа общества, свободная от царской регламентации, но подверженная еще более жестокому контролю со стороны своих владельцев-бояр и дворян. Принцип всеобщей обязательной службы государству всех свободных людей возник в эпоху татарского ига. В XVII в. он был востребован из-за хаоса и разрухи Смутного времени. Службу в войске, или в царской администрации, или на местах несли благородные люди, консолидирующиеся постепенно в класс дворянства и аристократии. Свободное население, несущее подати и повинности (“тягло”) в пользу государя, стало называться тяглым, под ним понимали простолюдинов: посадских людей (купцов, ремесленников), свободных крестьян. Боярство занимало привилегированное положение во главе администрации и войска. Дворянство также консолидировалось, и экономической его основой являлось поместное землевладение. В целом дворянство стало главной опорой царской власти. Права дворян на поместья все увеличивались, и к концу XVII в. различия между вотчинами (наследственными имениями бояр) и поместьями (владениями, данными дворянину на период военной службы государю) постепенно стирались.
Городское посадское население имело свою организацию общественного самоуправления. Очень широкие права имела купеческая верхушка, выполнявшая функции финансовых контрагентов правительства. Тяглое посадское население самостоятельно распределяло внутри своей общины общий объем налогов и податей “по животу” (зажиточности) каждого горожанина.
Крестьяне делились на две части: 1. Государственные, проживавшие на казенных землях и оставшиеся лично свободными. Они были привязаны к своей общине (“миру”), платили прямые налоги и выполняли трудовые повинности. 2. Крепостные, прикрепленные к имениям своих господ, становились все более беззащитны перед властью своего хозяина. Холопство как патриархальная форма рабства продолжало существовать в XVII в. Но впоследствии кабальные холопы превратятся также в крепостных слуг своих владельцев.
На вершине пирамиды власти стоял царь, поддерживавший баланс равновесия в стране и пытавшийся отразить интересы всех слоев населения. Власть его была огромной, но не абсолютной. В религиозных делах царя сильно ограничивала церковь. В XVII в. патриархи (Филарет, Никон) активно вмешиваются в государственные дела. В текущей внешней и внутренней политике страны огромную роль играла Боярская дума — аристократический совещательный орган при царе. Кроме этого, наиболее важные общегосударственные вопросы в XVI — XVII вв. выносились на обсуждение Земских Соборов — нерегулярных съездов представителей всех свободных слоев русского общества.
Религиозный кризис
В эпоху более тесного соприкосновения с Западом (Смута, вхождение левобережной Украины в состав России в 1654 г.) открыто проявился религиозный кризис. Греческое православие считалось основой русской духовной жизни, и подавляющее большинство народа было привержено своей церковной традиции. Но церковь, обладая огромными землями и большой финансовой мощью, считала, что должна усилить свою политическую роль в стране и активнее руководить нацией. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул “великого государя”, который также получил в 1652 г. властолюбивый патриарх Никон. Последний — человек энергичный, порывистый, с диктаторскими наклонностями — сразу же принялся за работу по исправлению церковных книг по новогреческим канонам, на которые давно уже перешли другие православные церкви.
По церковной реформе Никона изменился и ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы), крестный ход вокруг церкви не посолонь, а против солнца; единогласие при пении в церквах, а не многогласие... Сейчас такие различия кажутся несущественными, но верующие придавали им громадный смысл. Русские обожествляли в большей мере сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Кроме того, эти изменения проводились внезапно и в грубой, варварской форме, с сожжением и уничтожением старых, неканонических (по Никону) икон и книг. Грубые меры подавления сопротивления только подливали масла в огонь.
Сам Никон, претендуя на государственную власть, в конце концов по воле царя утратил сан патриарха, но реформа продолжалась. Во главе церкви остались никониане. В обществе произошел раскол, который перерос в национальный кризис. Чисто религиозное движение приобретало социальную окраску. Более 10% населения страны выступали за старые обряды. В состав старообрядческого движения входили люди из всех социальных слоев: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Идеологом раскола стал протопоп Аввакум, великий русский писатель XVII в., погибший мученической смертью после многих лет сидения в земляной тюрьме. Главный лозунг старообрядцев — возврат к “старине”, а также неприятие ими государственной и церковной власти вынудили их уйти на русский Север, в Заволжье, на Урал. Великая заслуга старообрядцев перед русской культурой состоит в том, что они до XX в. донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элементы допетровской культуры.
Наследником Алексея Михайловича стал его четырнадцатилетний сын Федор Алексеевич (1676 - 1682), малоспособный по своей болезненности управлять страной. Реальную власть в стране получила Боярская Дума, в главе которой стояли сторонники бояр Милославских (родня первой жены царя Алексея Михайловича).
После смерти царя Федора в ходе острой борьбы за власть между двумя придворными партиями – Милославских и Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея Михайловича) – коронованы были два малолетних государя, братья Иван и Петр. Но регентом (правителем) государства при них стала старшая сестра – царевна Софья Алексеевна (1982 - 1689), опиравшаяся на поддержку стрелецкого войска.
В 1689 г. повзрослевший царь Петр (годы жизни 1672 - 1725) отстранил от власти Софью и начал самостоятельно править страной, опираясь вначале на родственников своей матери – Нарышкиных.
К последней трети XVII в. Россия добилась политической и экономической внутренней стабильности. Петру I от отца досталась очень устойчивая огромная страна, уверенно смотревшая в будущее. Монархия первых Романовых действовала не только в интересах династии, упрочивая свою власть, расширяясь и строя отношения (пусть в разной мере) с соседями, но и в интересах огромного большинства всех классов населения и народов набирающей силу империи.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные этапы закрепощения крестьян в XVI — XVII вв.?
2. Что такое опричнина, ее сущность и последствия?
3. Кризис власти в конце XVI вв.: причины, сущность, последствия.
4. Каковы изменения геополитического положения России в XVI — XVII вв.?
5. Как вы понимаете термин “сословно-представительная монархия”?
6. Феномен самозванца в России: причины и последствия.
7. Каково влияние церковной реформы XVII в. на социальную, политическую, культурную сферы жизни России?
Литература
Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. — М., 1989.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. — М., 2002.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964.
История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биографическая энциклопедия. — М., 1993.
Скрынников Р.Г. Григорий Отрепьев. — Новосибирск, 1990.
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. — М., 1976.