Соборное Уложение 1649 года и политический строй России

Процессы, проходящие в обществе, отразило принятие Земским Собором 1649 г. Уложения царя Алексея Михайловича — свода законов страны (дей­ствовавшего в своих основах до 1832 г.). Для подготовки нового четкого и ясного кодекса законов была создана комиссия во главе с боярином Н. И. Одоевским. Земский Собор в Москве открылся осенью, а в январе 1649 г. комиссия Одоевского представила Собору новый сборник законов, получивший название Соборного Уложения.

Проект Уложения слушали депутаты в двух палатах. В одной сидели царь, Боярская дума и верхушка духовенства, а в другой — выборные люди разных чинов (дворяне и посадские).

После обсуждения Уложение было утверждено депутатами. 315 участников Собора подписали его текст. Это первый русский печатный свод законов (судебники Ивана III и Ивана Грозного были рукописными), изданный в 1649 г. тиражом 2400 экз. и разосланный по городам страны.

Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный сборник законов, относящихся ко всем областям права. Оно написано хорошим, ясным русским языком. Впервые закон делился на тематические главы и статьи. Сильное влияние на создание Уложения оказали Литовский статус и византийское право. В этом сборнике законов отражены важнейшие проблемы русской жизни середины XVII в. Борьба родовитой знати и мелкопоместного дворянства по вопросам земельной собственности завершилась в Уложении победой последних. Государство нуждалось в дворянской армии и широкой поддержке дворянства. Эпоха Смуты и восстаний помнилась еще очень хорошо.

Правовой режим дворянских поместий, по существу, был приравнен к режиму боярских вотчин. Поместья стали наследственными, и их можно было обменять, продать и купить. Впрочем, некоторые ограничения сохранялись. Отмена урочных лет — это утверждение крепостного права в стране. Крестьяне, будучи прикрепленными к земле, покидать которую им запрещалось, теперь окончательно стали наследственной собственностью бояр и дворян-помещиков. Бояре и дворяне получили право искать своих крестьян и возвращать их себе без ограничения срока давности. Дворяне стали обладать большими объемами власти над крестьянами. В частности они имели право собирать с крестьян и вносить за них в казну налоги, отвечали за выполнение крестьянами государственных повинностей, представляли их интересы в суде и осуществляли полицейский надзор за ними. Гражданские права крепостных крестьян резко сузились. Мелкопоместное дворянство много выиграло таким образом.

В Уложении сделаны определенные уступки и посадскому населению: облегчено налоговое бремя в связи с ликвидацией «белых» слобод. Как правило, «белые» слободы принадлежали родовитой знати и были слободы от царских налогов. Таким образом, «черное», тягловое население городов, вынуждено было нести больше податей и повинностей (за беломестцев).

Уложение закрепило сильную царскую власть в стране. В нем впервые выделена особая глава, посвященная защите личности монарха. Смертная казнь предусматривалась даже за умысел преступного деяния против царя.

Специальная глава посвящена борьбе с преступлениями против церкви. Кроме того, в Уложении рассмотрены вопросы административного, финансового права.

Усложняется и ужесточается система наказаний. Обычными становятся казни, допросы с пыткой, масштабное доносительство. Но это черты, характерные для законодательства средних веков и других европейских стран.

Соборное Уложение 1649 г. закрепило основные черты политической системы и государственного устройства России почти на 200 лет. Оно широко применялось в течение всего XVIII в. Это выдающийся памятник российского законодательства.

Исполнительная власть принадлежала приказам, расцвет которых прихо­дится именно на XVII в. Тогда их насчитывалось до 80. Важнейшими приказами являлись Посольский, Помест­ный, Большой Казны, Тайных дел, Стрелецкий... Численность бюрократии в государстве увеличилась до 4,5 тыс. чел. И на местах, и в центре сохранилась некоторая простота и патриархальность нравов: челобитчик во время бунта, подавая по обычаю жалобу царю при выходе того из церкви, мог держаться за пуговицу на одежде царя. На местах вся власть сосредоточивалась в руках назначаемых из центра воевод.

Главной особенностью организации общества было приспособление пос­леднего к нуждам государства. Все социальные классы и общественные слои обязаны в той или иной форме служить государству. Крепостные — единствен­ная группа общества, свободная от царской регламентации, но подверженная еще более жестокому контролю со стороны своих владельцев-бояр и дворян. Прин­цип всеобщей обязательной службы государству всех свободных людей возник в эпоху татарского ига. В XVII в. он был востребован из-за хаоса и разрухи Смутного времени. Службу в войске, или в царской администрации, или на ме­стах несли благородные люди, консолидирующиеся постепенно в класс дворянства и аристократии. Свободное население, несущее подати и повинности (“тягло”) в пользу государя, стало называться тяглым, под ним понимали про­столюдинов: посадских людей (купцов, ремесленников), свободных крестьян. Боярство занимало привилегированное положение во главе администрации и войска. Дворянство также консолидировалось, и экономической его основой являлось поместное землевладение. В целом дворянство стало главной опорой царской власти. Права дворян на поместья все увеличивались, и к концу XVII в. различия между вотчинами (наследственными имениями бояр) и по­местьями (владениями, данными дворянину на период военной службы госу­дарю) постепенно стирались.

Городское посадское население имело свою организацию общественного самоуправления. Очень широкие права имела купеческая верхушка, выполняв­шая функции финансовых контрагентов правительства. Тяглое посадское на­селение самостоятельно распределяло внутри своей общины общий объем налогов и податей “по животу” (зажиточности) каждого горожанина.

Крестьяне делились на две части: 1. Государственные, проживавшие на казенных землях и оставшиеся лично свободными. Они были привязаны к своей общине (“миру”), платили прямые налоги и выполняли трудовые повинности. 2. Крепостные, прикрепленные к имениям своих господ, становились все более беззащитны перед властью своего хозяина. Холопство как патриархальная форма рабства продолжало существовать в XVII в. Но впоследствии кабаль­ные холопы превратятся также в крепостных слуг своих владельцев.

На вершине пирамиды власти стоял царь, поддерживавший баланс равно­весия в стране и пытавшийся отразить интересы всех слоев населения. Власть его была огромной, но не абсолютной. В религиозных делах царя сильно ограни­чивала церковь. В XVII в. патриархи (Филарет, Никон) активно вмешиваются в государственные дела. В текущей внешней и внутренней политике страны ог­ромную роль играла Боярская дума — аристократический совещательный орган при царе. Кроме этого, наиболее важные общегосударственные вопросы в XVI — XVII вв. выносились на обсуждение Земских Соборов — нерегулярных съез­дов представителей всех свободных слоев русского общества.

Религиозный кризис

В эпоху более тесного соприкосновения с Западом (Смута, вхождение ле­вобережной Украины в состав России в 1654 г.) открыто проявился религиоз­ный кризис. Греческое православие считалось основой русской духовной жиз­ни, и подавляющее большинство народа было привержено своей церковной традиции. Но церковь, обладая огромными землями и большой финансовой мощью, считала, что должна усилить свою политическую роль в стране и ак­тивнее руководить нацией. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул “великого государя”, который также получил в 1652 г. властолюбивый пат­риарх Никон. Последний — человек энергичный, порывистый, с диктаторскими наклонностями — сразу же принялся за работу по исправлению церковных книг по новогреческим канонам, на которые давно уже перешли другие православные церкви.

По церковной реформе Никона изменился и ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы), крестный ход вокруг церкви не посо­лонь, а против солнца; единогласие при пении в церквах, а не многогласие... Сейчас такие различия кажутся несущественными, но верующие придавали им громадный смысл. Русские обожествляли в большей мере сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Кроме того, эти изменения проводились вне­запно и в грубой, варварской форме, с сожжением и уничтожением старых, не­канонических (по Никону) икон и книг. Грубые меры подавления сопротивления только подливали масла в огонь.

Сам Никон, претендуя на государственную власть, в конце концов по воле царя утратил сан патриарха, но реформа про­должалась. Во главе церкви остались никониане. В обществе произошел раскол, который перерос в национальный кризис. Чисто религиозное движение приобретало социальную окраску. Более 10% населения страны выступали за старые обряды. В состав старообрядческого движения входили люди из всех социальных слоев: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Идеологом раскола стал протопоп Аввакум, великий русский писатель XVII в., погибший мученической смертью после многих лет сидения в земляной тюрьме. Главный лозунг старообрядцев — возврат к “ста­рине”, а также неприятие ими государственной и церковной власти вынуди­ли их уйти на русский Север, в Заволжье, на Урал. Великая заслуга старооб­рядцев перед русской культурой состоит в том, что они до XX в. донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элемен­ты допетровской культуры.

Наследником Алексея Михайловича стал его четырнадцатилетний сын Федор Алексеевич (1676 - 1682), малоспособный по своей болезненности управлять страной. Реальную власть в стране получила Боярская Дума, в главе которой стояли сторонники бояр Милославских (родня первой жены царя Алексея Михайловича).

После смерти царя Федора в ходе острой борьбы за власть между двумя придворными партиями – Милославских и Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея Михайловича) – коронованы были два малолетних государя, братья Иван и Петр. Но регентом (правителем) государства при них стала старшая сестра – царевна Софья Алексеевна (1982 - 1689), опиравшаяся на поддержку стрелецкого войска.

В 1689 г. повзрослевший царь Петр (годы жизни 1672 - 1725) отстранил от власти Софью и начал самостоятельно править страной, опираясь вначале на родственников своей матери – Нарышкиных.

К последней трети XVII в. Россия добилась политической и экономичес­кой внутренней стабильности. Петру I от отца досталась очень устойчивая ог­ромная страна, уверенно смотревшая в будущее. Монархия первых Романо­вых действовала не только в интересах династии, упрочивая свою власть, рас­ширяясь и строя отношения (пусть в разной мере) с соседями, но и в интере­сах огромного большинства всех классов населения и народов набирающей силу империи.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные этапы закрепощения крестьян в XVI — XVII вв.?

2. Что такое опричнина, ее сущность и последствия?

3. Кризис власти в конце XVI вв.: причины, сущность, последствия.

4. Каковы изменения геополитического положения России в XVI — XVII вв.?

5. Как вы понимаете термин “сословно-представительная монархия”?

6. Феномен самозванца в России: причины и последствия.

7. Каково влияние церковной реформы XVII в. на социальную, политическую, культурную сферы жизни России?

Литература

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. — М., 1989.

Вернадский Г.В. Начертание русской истории. — М., 2002.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964.

История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биографическая энциклопедия. — М., 1993.

Скрынников Р.Г. Григорий Отрепьев. — Новосибирск, 1990.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. — М., 1976.

Наши рекомендации