Международно-правовые санкции

Международно-правовые санкции – это правомерные принудительные меры, которые применяются субъектами международного права к государству-правонарушителю для восстановления прав потерпевших субъектов и выполнения правонарушителем своих международных обязательств.

Международно-правовые санкции - это средство, с помощью которого восстанавливаются нарушенные права и добиваются возмещения причиненного ущерба.

Право на принудительные мероприятия принадлежит каждому субъекту международного права. Государства реализуют это право индивидуально, коллективно и помощью международных организаций. Применение санкций - односторонний процесс.

Санкции могут быть применены только в ответ на правонарушения. В этом их разница от неправомерного применение силы в международных отношениях и от правомерных превентивных мер принуждения.

Основанием для применения санкций является не столько факт международного правонарушения, сколько отказ субъекта-правонарушителя выполнить международные обязательства по ликвидации последствий такого правонарушения.

Типы международно-правовых санкций:

1) международно-правовые санкции, которые осуществляются государствами в порядке самопомощи;

2) международно-правовые санкции, которые осуществляются государствами с помощью международных организаций.

Каждому с типов присущие свои виды международно-правовых санкций, формы и способы их применения.

Санкции, которые осуществляются государствами в порядке самопомощи:

а) самооборона;

б) репрессалии;

в) реторсии;

г) разрыв дипломатических и консульских отношений;

д) непризнание.

Самооборона – ответные вооруженные действия государства или группы государств, направленные на защиту или восстановление политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных другим (ми) государством (ами) в форме вооруженной акции. Право на самооборону от агрессии – суверенное право каждой государства, ведь агрессия есть самым тяжелым международным правонарушений. Но и при его реализации необходимо придерживаться принципа пропорциональности.

Пострадавшее государство само определяет момент начала оборонительных действий, их характер и используемые средства в соответствии с нормами международного права. О принятых мерах по самообороне государство должно немедленно поставить в известность Совет безопасности ООН, и осуществлять их до тех пор, пока Совет Безопасности не предпримет своих мер по восстановлению мира и пресечению агрессии. Действия по самообороне должны быть прекращены с восстановлением политической независимости, территориальной целостности в том виде, как они существовали до вооруженного нападения.

Репрессалии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, Это может выражаться в следующем:

Правомерными являются только политические и экономические репрессалии:

- приостановление дипломатических и консульских отношений;

- разрыв торгово-экономических отношений;

- эмбарго;

- бойкот;

- секвестр имущества;

- некоторые ограничения дипломатических привилегий и иммунитетов официальных представителей государства-правонарушителя;

- другие меры.

Реторсии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, предпринятые в ответ на недружественный акт либо несправедливое, предвзятое поведение другого государства.

Реторсия осуществляется в пределах, допустимых международным правом. Цель реторсии: восстановить принцип взаимности в отношениях между двумя государствами. Меры, предпринимаемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональными вызвавшему их акту и прекратиться с момента восстановления прежнего положения.

Реторсией являются:

- запрет дипломатическим представителям или гражданам иностранной государства свободно посещать определенные районы страны их пребывания в ответ на подобные же ограничения относительно своих дипломатов и граждан в той государстве (прочие ограничения);

- отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт или правонарушение в отношении данного государства;

- высылка из страны равного количества дипломатов государства, ранее выславшего дипломатов данного государства;

- объявления дипломатов persona non grata;

- запрет въезда в страну или отмена визита делегаций и т.д.

Разрыв дипломатических и консульских отношений является самостоятельным видом санкций. Он осуществляется путем официального заявления компетентных органов потерпевшего государства и ведет к полному прекращению между двумя государствами официальных отношений на высшем политическом уровне. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений.

Непризнание– это правомерные политические действия одного государства в ответ на неправомерные действия другого государства.

Формы непризнания:

- отказ государства признать действительность международного договора, заключенного под давлением или с другими нарушениями предусмотренными нормами международного права;

- непризнания неправомерных территориальных изменений;

- непризнания фашистского, расистского или колониального режима государства, ведущую к изоляции такого государства и т.д.

Санкции международных организаций:

- приостановление прав и привилегий, что вытекают из членства в международной организации;

- отказ в членстве;

- лишение возможности международного сотрудничества с другими субъектами международного права (полный или частичный разрыв экономических отношений, приостановления средств связи и т.п.);

- коллективные вооруженные мероприятия (демонстрации, блокады, применения вооруженных сил организации).

Приостановление прав и привилегий возможно в форме лишения голоса за такие действия:

- неуплата взносов в бюджет организации;

- неуплата взносов в один из главных органов организации;

- нарушение международных нефинансовых обязательств;

- нарушение уставных нефинансовых обязательств.

Лишение права на представительство в органах международной организации может быть в форме:

- недопущение государства-правонарушителя к работе в этих органах;

- неизбрание его представителей в такие органы;

- не приглашение на их заседания, совещания, конференции.

Лишение права на получения помощи может быть в форме прекращения финансовой, технической, гуманитарной, экономической, культурной, медицинской и иной помощи.

Отказ в членстве в определенной международной организации может быть в форме запрета принятия в организацию или исключение из нее.

Исключение из международного общения влечет за собой:

- разрыв политических сношений;

- разрыв торговых, экономических, коммуникационных, культурных, туристских и иных связей;

- разрыв военного и военно-технического сотрудничества.

Наши рекомендации