Международно-правовые санкции
Международно-правовые санкции – это правомерные принудительные меры, которые применяются субъектами международного права к государству-правонарушителю для восстановления прав потерпевших субъектов и выполнения правонарушителем своих международных обязательств.
Международно-правовые санкции - это средство, с помощью которого восстанавливаются нарушенные права и добиваются возмещения причиненного ущерба.
Право на принудительные мероприятия принадлежит каждому субъекту международного права. Государства реализуют это право индивидуально, коллективно и помощью международных организаций. Применение санкций - односторонний процесс.
Санкции могут быть применены только в ответ на правонарушения. В этом их разница от неправомерного применение силы в международных отношениях и от правомерных превентивных мер принуждения.
Основанием для применения санкций является не столько факт международного правонарушения, сколько отказ субъекта-правонарушителя выполнить международные обязательства по ликвидации последствий такого правонарушения.
Типы международно-правовых санкций:
1) международно-правовые санкции, которые осуществляются государствами в порядке самопомощи;
2) международно-правовые санкции, которые осуществляются государствами с помощью международных организаций.
Каждому с типов присущие свои виды международно-правовых санкций, формы и способы их применения.
Санкции, которые осуществляются государствами в порядке самопомощи:
а) самооборона;
б) репрессалии;
в) реторсии;
г) разрыв дипломатических и консульских отношений;
д) непризнание.
Самооборона – ответные вооруженные действия государства или группы государств, направленные на защиту или восстановление политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных другим (ми) государством (ами) в форме вооруженной акции. Право на самооборону от агрессии – суверенное право каждой государства, ведь агрессия есть самым тяжелым международным правонарушений. Но и при его реализации необходимо придерживаться принципа пропорциональности.
Пострадавшее государство само определяет момент начала оборонительных действий, их характер и используемые средства в соответствии с нормами международного права. О принятых мерах по самообороне государство должно немедленно поставить в известность Совет безопасности ООН, и осуществлять их до тех пор, пока Совет Безопасности не предпримет своих мер по восстановлению мира и пресечению агрессии. Действия по самообороне должны быть прекращены с восстановлением политической независимости, территориальной целостности в том виде, как они существовали до вооруженного нападения.
Репрессалии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, Это может выражаться в следующем:
Правомерными являются только политические и экономические репрессалии:
- приостановление дипломатических и консульских отношений;
- разрыв торгово-экономических отношений;
- эмбарго;
- бойкот;
- секвестр имущества;
- некоторые ограничения дипломатических привилегий и иммунитетов официальных представителей государства-правонарушителя;
- другие меры.
Реторсии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, предпринятые в ответ на недружественный акт либо несправедливое, предвзятое поведение другого государства.
Реторсия осуществляется в пределах, допустимых международным правом. Цель реторсии: восстановить принцип взаимности в отношениях между двумя государствами. Меры, предпринимаемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональными вызвавшему их акту и прекратиться с момента восстановления прежнего положения.
Реторсией являются:
- запрет дипломатическим представителям или гражданам иностранной государства свободно посещать определенные районы страны их пребывания в ответ на подобные же ограничения относительно своих дипломатов и граждан в той государстве (прочие ограничения);
- отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт или правонарушение в отношении данного государства;
- высылка из страны равного количества дипломатов государства, ранее выславшего дипломатов данного государства;
- объявления дипломатов persona non grata;
- запрет въезда в страну или отмена визита делегаций и т.д.
Разрыв дипломатических и консульских отношений является самостоятельным видом санкций. Он осуществляется путем официального заявления компетентных органов потерпевшего государства и ведет к полному прекращению между двумя государствами официальных отношений на высшем политическом уровне. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений.
Непризнание– это правомерные политические действия одного государства в ответ на неправомерные действия другого государства.
Формы непризнания:
- отказ государства признать действительность международного договора, заключенного под давлением или с другими нарушениями предусмотренными нормами международного права;
- непризнания неправомерных территориальных изменений;
- непризнания фашистского, расистского или колониального режима государства, ведущую к изоляции такого государства и т.д.
Санкции международных организаций:
- приостановление прав и привилегий, что вытекают из членства в международной организации;
- отказ в членстве;
- лишение возможности международного сотрудничества с другими субъектами международного права (полный или частичный разрыв экономических отношений, приостановления средств связи и т.п.);
- коллективные вооруженные мероприятия (демонстрации, блокады, применения вооруженных сил организации).
Приостановление прав и привилегий возможно в форме лишения голоса за такие действия:
- неуплата взносов в бюджет организации;
- неуплата взносов в один из главных органов организации;
- нарушение международных нефинансовых обязательств;
- нарушение уставных нефинансовых обязательств.
Лишение права на представительство в органах международной организации может быть в форме:
- недопущение государства-правонарушителя к работе в этих органах;
- неизбрание его представителей в такие органы;
- не приглашение на их заседания, совещания, конференции.
Лишение права на получения помощи может быть в форме прекращения финансовой, технической, гуманитарной, экономической, культурной, медицинской и иной помощи.
Отказ в членстве в определенной международной организации может быть в форме запрета принятия в организацию или исключение из нее.
Исключение из международного общения влечет за собой:
- разрыв политических сношений;
- разрыв торговых, экономических, коммуникационных, культурных, туристских и иных связей;
- разрыв военного и военно-технического сотрудничества.