Земельный участок как объект прав на землю. субъекты прав на земельные участки

Земельный участокВ законодательстве земля может рассматри-

как объект правваться как природный объект, природный

на землюресурс — с этой точки зрения земли и почвы

в Федеральном законе от 10 января 2002 г.

«Об охране окружающей среды» (ст. 4) названы объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Если же речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть.

Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижи­мым вещам, или, иными словами, недвижимому имуществу, недвижи­мости. Это влечет особый порядок регистрации прав на них (ст. 131 ГК РФ, ст. 26 ЗК РФ), предусмотренный Федеральным зако­ном «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Определение земельного участка как объекта земельных отноше­ний приведено в ст. 6 ЗК РФ: это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Установление границ земельных участков на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельных участков — в порядке ведения государ­ственного земельного кадастра (см. об этом главу 8).

Земельный участок может быть делимым и неделимым. По граж­данскому законодательству (ст. 133 ГК РФ) неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее целевого назначения. Все остальные вещи являются делимыми. Земельный ко­декс (абз. 2 п. 2 ст. 6) уточняет признаки делимости вещи по отноше­нию к земельному участку: участок является делимым, если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует са­мостоятельный земельный участок, разрешенное использование кото­рого может осуществляться без перевода его в состав земель иной ка­тегории (за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами). Это имеет значение, в частности, для выдела доли в общей собственности на земельный участок: если данный участок является неделимым, сособственнику не может быть выделена причитающаяся ему часть участка в натуре, а выплачивается денежная компенсация.




Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Статья 129 ГК РФ указывает, что объекты гражданских прав могут свободно от­чуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универ­сального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ог­раничены в обороте. Ограничения оборотоспособности земельных участ­ков установлены Земельным кодексом РФ. В п. 4 ст. 27 ЗК РФ приво­дится перечень земельных участков, изъятых из оборота, в п. 5 той же статьи — земельных участков, ограниченных в обороте; оборот земель сельскохозяйственного назначения будет урегулирован в специальном за­коне (подробнее см. главу 5).

Субъекты прав наТеми или иными правами на земельные уча-земельные участкистки могут обладать граждане, юридические

лица, а также Российская Федерация, субъ­екты Российской Федерации и муниципальные образования. Право­вой статус указанных субъектов как обладателей гражданских прав и обязанностей установлен гражданским законодательством.

Граждане обладают в равной мере гражданской правоспособностью с момента рождения, в частности они могут иметь имущество, включая земельные участки, на праве собственности, наследовать и завещать его. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуще­ствлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанно­сти и исполнять их (гражданская правоспособность) возникает в пол­ном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении во­семнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Права иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность зе­мельных участков ограничены земельным законодательством, о чем подробнее будет сказано ниже.

Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица с момента государствен­ной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе таким предпринимателем признается глава крестьянского (фер­мерского) хозяйства с момента государственной регистрации этого хо­зяйства.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, на которое в соответствии с зако­ном не может быть обращено взыскание, — перечень такого имущества уста­навливается гражданским процессуальным законодательством). Взыскание может быть наложено и на принадлежащий гражданину земельный участок (см. главу 7).

Юридическим лицом по российскому законодательству признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету; они подлежат государственной регистрации и счи­таются созданными с момента такой регистрации. Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: устава, учреди­тельного договора либо и учредительного договора, и устава; неком-

мерческие организации могут действовать и на основании общего по­ложения об организациях данного вида.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности и распределяется ли получаемая прибыль между участниками. В зависимости от того, какие права в отношении самого юридического лица и его имущества имеют его уч­редители (участники), юридические лица делятся на:

1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют
обязательственные права. Это хозяйственные товарищества (полные
товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества (об­
щества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной
ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества), про­
изводственные и потребительские кооперативы;

2) юридические лица, на имущество которых их учредители име­
ют право собственности или иное вещное право: это государственные
и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собст­
венником учреждения;

3) юридические лица, в отношении которых их учредители (уча­
стники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные
организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объе­
динения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица различаются и виды прав на землю, которыми может обладать данное юридическое лицо. Так, по Земельному кодексу РФ земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и ор­ганам местного самоуправления. В отношении иностранных юридиче­ских лиц установлены ограничения на приобретение ими земельных участков в собственность.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономная об­ласть, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования в отношении прав на земель­ные участки выступают на равных началах с гражданами и юридиче­скими лицами. По общим правилам гражданского законодательства (ст. 125 ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации могут своими действиями приобретать и осущест­влять имущественные и личные неимущественные права и обязанно­сти, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих ор­ганов. От имени муниципальных образований выступают органы ме­стного самоуправления.

Виды правПо действующему земельному законодатель-

на землюству предусмотрены следующие виды прав

на землю:

собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, аренда зе-

мельных участков, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут).

Соответственно в Земельном кодексе используются следующие понятия по отношению к лицам, обладающим правами на земельные участки: собственники земельных участков, землепользователи (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоян­ного (бессрочного) пользования или праве безвозмездного срочного пользования), землевладельцы (лица, владеющие и пользующиеся зе­мельными участками на праве пожизненного наследуемого владения), арендаторы земельных участков и обладатели сервитута.

Земельные участки, предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, находятся в чьей-либо собственно­сти — государства или муниципального образования, юридического или физического лица. Это объединяет перечисленные права на землю, а также право сервитута, которым посвящена глава IV Земельного ко­декса. В гражданском праве они называются вещными правами лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). Они имеют целый ряд общих свойств.

Только обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограниче­ния в осуществлении этих прав. В соответствии со ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на усло­виях и в пределах, установленных законом или договором с собствен­ником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 216 ГК РФ переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Это правило повторено в ст. 275 ГК РФ в отношении сохранения сервитута при переходе прав на земель­ный участок; точно так же должно сохраняться право пользования и пра­во пожизненного наследуемого владения земельными участками, если, к примеру, эти участки при разграничении государственной собственности на землю перешли из федеральной собственности в собственность субъ­екта Федерации.

Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, в ч. 1 ст. 216 ГК РФ не является закрытым. Однако Земельный кодекс преду­сматривает только те иные, кроме собственности, права на землю, кото­рые названы в главе IV. В частности, не применяется по отношению к земельным участкам предусмотренное гражданским законодательством право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управ­ления имуществом.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, т. е. даже и в случае нарушения прав указанного лица собст­венником имущества.


§ 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Понятие и содер­жание права соб­ственности на землю

Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие за­кону и иным правовым актам, не нарушаю­щие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Содержание права собственности на землю составляют правомо­чия владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим. Например, для юридического лица это возможность чис­лить его на своем балансе.

Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свой­ства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохо­зяйственную продукцию и т. д. В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собствен­ники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельно­го участка и почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования своего участ­ка. Во-первых, по российскому законодательству земля должна использо­ваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принад­лежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использова­нием. Во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка должен возводить жилые, производствен­ные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения (если та­кое строительство соответствует целевому назначению участка и его раз­решенному использованию) с соблюдением требований градостроитель­ных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Правомочие распоряжения состоит в возможности для собствен­ника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в ус­тавный капитал коммерческих организаций и т. д.), передавать им, ос­таваясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Залог по гражданскому законодательству является одним из спосо­бов обеспечения обязательств. В силу залога кредитор по обеспеченно­му залогом обязательству имеет право в случае неисполнения долж­ником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости зало­женного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (за изъятиями, установ­ленными законом). Залог недвижимого имущества, в том числе земель­ных участков, называется ипотекой и регулируется специальным зако-

ном (Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»1). В соответствии с этим Законом по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки, кроме находя­щихся в государственной или муниципальной собственности. Не до­пускается ипотека частей земельного участка, площадь которых мень­ше установленного минимального размера для земель данного целево­го назначения и разрешенного использования. Ипотека как обременение имущества подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В отдельных случаях правомочия собственника по распоряжению земельным участком ограничены законом. Так, ст. 27 Земельного ко­декса устанавливает перечень изъятых из оборота земельных участков; ст. 37 предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Основания приобретения права собственности регулируются граж­данским законодательством (глава 14 ГК РФ). Земельный участок мо­жет быть приобретен в результате сделки, получен по наследству, пе­рейти к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица, а также в силу приобретательной давности при добросовестном владении в течение установленного срока бесхозяйным земельным участком. Земельный кодекс, кроме этого, предусматривает возможность предоставления в собственность гражданам и юридиче­ским лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В главе VII Земельного кодекса подробно регламентированы осно­вания прекращения права собственности.

ФормыЗемля в России может находиться в государ-

собственностиственной, муниципальной и частной собст-

на землюв венности (т. е. собственности граждан и

Россииюридических лиц).

Установление множественности форм собственности на землю яви­лось одним из основных достижений земельной реформы в нашей стране, впервые оно было провозглашено в 1990 г. Законом РСФСР «О земельной реформе». До этого на всем протяжении существования со­ветского государства действовало право исключительной государствен­ной собственности на землю: земельные участки гражданам и юриди­ческим лицам предоставлялись только в пользование, любые сделки с землей были запрещены.

Закон «О земельной реформе» ввел частную собственность на землю в форме индивидуальной, коллективно-долевой и коллектив­но-совместной собственности. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. так­же предусматривал наличие в России государственной собственности

СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

на землю, собственности граждан и коллективной (в форме коллек­тивной совместной или коллективно-долевой) собственности на зе­мельные участки. Таким образом, право частной собственности на землю юридических лин на том этапе не признавалось. Земли колхо­зов и других негосударственных сельскохозяйственных предприятий могли передаваться в собственность коллективов этих предприятий с определением или без определения доли каждого работника. Однако в дальнейшем эти статьи Земельного кодекса были отменены Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земель­ного законодательства Российской Федерации в соответствие с Кон­ституцией Российской Федерации».

Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г., установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). При этом в ст. 36 подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст. 35 — что право частной собственности охраняется законом. По гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Что касается иных форм собственности на землю, о которых упо­минается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено. От конструкции коллективной собственности законодательство отказалось. В гражданском праве есть понятие общей собственности, но она является разновидностью част­ной собственности и представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, быва­ет у супругов; общая долевая собственность на земельный участок — у сособственников жилого дома, на котором расположен этот участок.

Частная собственность на землю

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собствен­ности граждан и юридических лиц может на­ходиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соот­ветствии с законом не может им принадлежать (т. е. в данном слу­чае - земель, изъятых из оборота). При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Подобных ограничений в отношении земельных участков пока ни Земельным ко­дексом, ни иными федеральными законами не установлено, поэтому в собственности гражданина или юридического лица в принципе мо­жет быть любое количество земельных участков любой площади и лю­бой стоимости.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без фажданства не могут обладать на праве собственности земельными участ-

ками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых ус­танавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с фе­деральным законодательством, однако пока соответствующий указ Прези­дента не будет принят и не вступит в силу, указанные лица вообще не могут приобретать земельные участки в собственность. Кроме того, Феде­ральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлен запрет на приобретение в собственность иностранными граж­данами, иностранными юридическими лицами, а также лицами без фаж­данства участков из земель сельскохозяйственного назначения. Указанные лица пока могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохо­зяйственного назначения только на праве аренды.

Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме госу­дарственных и муниципальных предприятий и финансируемых собст­венниками учреждений. При этом общественные и религиозные орга­низации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами.

Земельные участки могут быть как переданы в собственность хо­
зяйственного общества, товарищества, производственного кооператива
в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и
приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям.
ГосударственнаяГосударство (в лице Российской Федерации
собственностьи ее субъектов) в земельных отношениях мо-

на землюжет выступать в одной из двух ролей: в каче-

стве субъекта государственной власти, уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса, и в качестве собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — фажданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов. Так, в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет: проведение единой государственной политики в облас-

ти имущественных и земельных отношений; приватизацию, управле­ние и распоряжение государственным имуществом и земельными ре­сурсами в пределах своей компетенции; регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельно­сти; координацию в случаях, установленных законодательством Рос­сийской Федерации, деятельности в области имущественных и зе­мельных отношений иных федеральных органов исполнительной вла­сти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собствен­ности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государствен­ной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность не является го­сударственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муни­ципальной собственностью является имущест­во, принадлежащее на праве собственности го-поселениям, а также другим муниципальным

родским и сельским образованиям.

Территории муниципальных образований — городов, поселков, ста­ниц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и дру­гих муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации»). Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, приле­гающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах му­ниципального образования независимо от форм собственности и целе­вого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осу­ществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установ­ленных законом, иные лица по специальному поручению органов ме­стного самоуправления).

Местное самоуправление в Российской Федерации создано для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местно­го значения, а также владения, пользования и распоряжения муници­пальной собственностью. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполня­ют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуще-

ствляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопро­сы местного значения (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

РазграничениеВ Советском Союзе в условиях существова-

государственнойния исключительной государственной собст-

собственностивенности на землю существовал единый го-

на землюсударственный земельный фонд, который не

делился на собственность непосредственно

Союза ССР и собственность союзных республик. С образованием не­зависимого государства — Российской Федерации входящие в ее со­став республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами Рос­сийской Федерации, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государ­ственной собственности на землю между Федерацией и ее субъекта­ми, а также передачи земельных участков в муниципальную собствен­ность. Постановление Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Россий­ской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто­номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципаль­ную собственность» не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах»1 были выделены феде­ральные земли.

Процедура проведения разграничения государственной собствен­ности на землю была установлена Федеральным законом от 17 июня 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней зе­мельных участков, на которые соответственно у Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судеб­ные решения по спорам, связанным с разграничением государствен­ной собственности на землю. Указанные перечни готовились специ­ально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органами ме­стного самоуправления. Всего был утвержден целый ряд таких переч­ней, однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграни­чения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы.

САПП РФ. 1993. №51. Ст. 4932.

3 Земельное право

В связи с этим Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. Закон о разграничении государственной собственности на землю отменен, а Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ дополнен нор­мами, регламентирующими основания такого разграничения.

Установлено, что изданные Правительством Российской Федера­ции до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных уча­стков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает пра­во собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки. Но в дальнейшем регистрация указанного права будет осуществляться непосредственно при наличии указанных в за­коне оснований.

Теперь государственная регистрация права собственности Россий­ской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципально­го образования на земельный участок при разграничении государст­венной собственности на землю осуществляется на основании заявле­ния исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Правительством Российской Федерации в ближайшее время должен быть утвержден перечень документов, необходимых для государствен­ной регистрации права собственности данных субъектов.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ отсутствие государственной регистрации пра­ва собственности на земельные участки, государственная собствен­ность на которые не разграничена, не является препятствием для осу­ществления распоряжения ими. По общему правилу распоряжение зе­мельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления му­ниципальных районов и городских округов. Однако в поселениях, яв­ляющихся административными центрами, столицами субъектов Рос­сийской Федерации, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что оно осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге распоряжение зе­мельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти самих этих субъектов Российской Федерации, однако их законами может быть установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образова­ний.

Земельный кодекс выделяет три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1) специальное указание в федеральном законе на принадлеж­
ность тех или иных земель.

Согласно ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодек­са РФ земельные участки относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, если они заняты зданиями, строениями, сооружения­ми:

находящимися в собственности соответственно Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации или соответствующих муни­ципальных образований;

предоставленными органам государственной власти Российской Федерации и их территориальным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного само­управления соответствующих муниципальных образований;

казенными предприятиями, унитарными предприятиями или не­коммерческими организациями, созданными соответственно феде­ральными органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления.

Иными федеральными законами также может быть предусмотрено отнесение определенных земель или земельных участков к федераль­ной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Например, Федеральный закон от 19 июля 1998г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» в ст. 13 установил, что исключи­тельно к федеральной собственности относится государственная на­блюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участ­ки и части акваторий;

2) возникновение права собственности при разграничении госу­
дарственной собственности на землю -- на основании принятых до
1 июня 2006 г. актов Правительства Российской Федерации об утвер­
ждении перечней земельных участков, на которые соответственно
у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муни­
ципальных образований возникает право собственности при разграни­
чении государственной собственности на землю, а также на основа­
нии вступивших в законную силу судебных решений по спорам, свя­
занным с разграничением государственной собственности на землю;

3) приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее
субъектами или муниципальными образованиями земельных участков
в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, получение их
от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-право­
вым основаниям.

Наши рекомендации