Общий и специальный режимы лицензирования

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает два перечня лицензируемых видов деятельности.

Общий лицензионный режим.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулированию нормами данного Закона подлежат отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с определенным перечнем. Перечень лицензируемых видов деятельности дан в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как представляется, поскольку в положениях Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», разграничивающих общий и специальный лицензионные режимы, четко не указывается, каким образом осуществляется законодательное регулирование последнего, следует изложить часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в следующей редакции: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности, регулирование которых осуществляется специальным законодательством».

Специальный лицензионный режим(на примере некоторых видов лицензионной деятельности).

Согласно части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» его действие не распространяется на следующие виды деятельности:

1) деятельность кредитных организаций. Согласно ст. 13 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Центральным Банком России в порядке, установленном Законом РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Лицензии, выдаваемые Центральным Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Лицензирование банковской деятельности призвано защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике.

Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются те банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Такая лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России, который вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Как подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Объектом лицензирования в банковской сфере является банковская деятельность как совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками единой банковской системы банковских операций, направленных на извлечение прибыли. В аспекте банковской деятельности лицензирование имеет определенную специфику, которая заключается в том, что банковская лицензия прямо легитимирует совершение лишь банковских операций (ч. 1 ст. 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Помимо банковских операций банковская лицензия косвенно легитимирует также совершение ряда сделок, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности», а также операций с ценными бумагами, перечень которых приведен в ст. 6 закона. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо указанный в банковской лицензии.

Необходимость введения государством специального (особого) механизма лицензирования и сертификации в области защиты информации определяется следующими причинами:

а) выполнение работ, в процессе реализации которых могут использоваться сведения, составляющие государственную тайну, может осуществляться, наряду с государственными учреждениями и организациями, - предприятиями и учреждениями негосударственного сектора, как это принято в большинстве цивилизованных стран;

б) органы государственной власти, Вооруженные Силы и спецслужбы перестали быть исключительными потребителями средств защиты информации. Ныне эти средства в значительных объемах востребованы организациями финансово-кредитной сферы и предпринимательскими структурами, а в ближайшем будущем получат распространение среди граждан РФ. Наиболее приемлемым, а может быть и единственно приемлемым способом воздействия государства на данную сферу, установления разумного контроля в этой области является формирование системы лицензирования;

2) деятельность, связанная с защитой государственной тайны. Согласно ст. 27 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих трех условий:

- выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

- наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

- наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Соблюдение всех этих условий призвано обеспечить эффективное осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны. Сертификация средств защиты информации осуществляется на основании требований государственных стандартов, нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ и федеральными органами по сертификации в пределах их компетенции. Координацию работ по организации сертификации средств защиты информации осуществляет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.[1]

Заслуживает внимания в этой связи приказ ФСБ РФ от 13 ноября 1999 г. № 564 «Об утверждении положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия», которым утверждены положения о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ—ГТ), и о ее знаках соответствия.

Положение о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну устанавливает основные принципы, организационную структуру системы сертификации СЗИ—ГТ, порядок проведения сертификации этих средств, порядок регистрации сертифицированных средств, а также порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированными средствами.

Согласно п. 1.3. данного Положения целями создания системы сертификации являются: реализация требований Закона РФ "О государственной тайне"; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации; формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом требований системы защиты государственной тайны; содействие формированию рынка защищенных информационных технологий и средств их обеспечения; содействие потребителям в компетентном выборе средств защиты информации; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Согласно ст. 28 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФАПСИ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ России), и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МВД России), в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссий по защите государственной тайны.


Наши рекомендации