Государственное устройство. Казахстан - унитарное государство
Казахстан - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 14 областей.
В Кaзахской ССР конституции принимались в 1937 и 1978 гг., следуя образцу конституций СССР и РСФСР. Первая постсоветская Конституция принята 28 января 1993 г. В последствии она была заменена действующей Конституцией Казахстана, принятой на референдуме 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.).
Согласно Конституции 1995 г. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст.1). В Конституции также прямо указано, что Казахстан является государством с президентской формой правления (ст.2).
Центральное место в системе государственных органов Казахстана принадлежит главе государства - Президенту, избираемому посредством прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Он определяет основные направления внутригосударственной и внешней политики, представляет Казахстан как внутри страны, так и на международной арене. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность всех органов власти перед народом. В течение срока своих полномочий Президент обязан приостановить членство в какой бы то ни было политической партии.
Президент Казахстана обращается с ежегодным посланием к народу о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики; назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередные совместные заседания палат Парламента; подписывает представленный Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования в Парламент; назначает и освобождает от должности Премьер-министра Республики; по представлению Премьер-министра определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства; председательствует на заседаниях Правительства при рассмотрении особо важных вопросов; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и акимов областей, городов республиканского значения и города Астана; с согласия Парламента назначает на должность председателя Национального Банка и освобождает его от должности; с согласия Сената назначает на должность генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности и освобождает их от должностей; назначает и отзывает глав дипломатических представительств Казахстана; назначает на должность сроком на 5 лет председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; утверждает государственные программы Республики; утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики; принимает решение о проведении республиканского референдума; ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; является верховным главнокомандующим вооруженными силами Казахстана, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил; награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги и т.п.; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; в соответствии с Конституцией и законодательством Казахстана объявляет введение чрезвычайного положения; в соответствии с Конституцией вводит военное положение и объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, формирует Администрацию Президента Республики; Совет Безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещательные органы. Дополнительные полномочия Президента перечислены в Указе Президента "О Президенте Республики Казахстан", принятом 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 6 мая 1999 г.) и имеющем силу конституционного закона.
Исключительно большими полномочиями глава государства наделен в области нормотворчества. Прежде всего Президент издает указы и распоряжения на основе и во исполнение Конституции и законов Казахстана. Помимо этого Парламент 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (п.4 ст.53 Конституции). В этом случае Президент Республики издает законы. Наконец, в случае нерассмотрения Парламентом в месячный срок законопроекта, объявленного Президентом срочным, последний вправе издать указ, имеющий силу закона. Такой указ действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.
Двухпалатный законодательный орган Казахстана называется Парламентом. Две его палаты именуются соответственно Сенат и Мажилис. Сенат избирается на 6, Мажилис - на 5 лет. Сенат формируется на основе косвенного избирательного права; в нем представлены по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана плюс 7 депутатов, назначенных Президентом Казахстана. Мажилис состоит из 77 депутатов, из них 67 депутатов избираются путем прямых выборов, проводимых по административно-территориальным избирательным округам, а 10 - по партийному списку в соответствии с системой пропорционального представительства.
На совместном заседании палат Парламент по предложению Президента Казахстана вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, изменяет и дополняет их; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также вносит изменения и дополнения в бюджет; проводит повторное обсуждение и голосование по законам или отдельным пунктам закона, вызвавшим возражения Президента; дает согласие на назначение Президентом Премьер-министра Казахстана и председателя Национального Банка; заслушивает доклад Премьер-министра о Программе Правительства, одобряя или отклоняя ее; большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат выражает вотум недоверия Правительству; решает вопросы войны и мира; принимает предложения Президента по использованию Вооруженных Сил Казахстана для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в Казахстане; формирует совместные комиссии палат и заслушивает отчеты о деятельности комиссий.
На раздельных заседаниях каждая из палат рассматривает вопросы о принятии законов; обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении; устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана; учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, определяет государственные символы; решает вопросы государственных займов и предоставления экономической и иной помощи; издает акты об амнистии; ратифицирует и денонсирует международные договоры Казахстана. Каждый из вопросов рассматривается сначала в Мажилисе, а затем - в Сенате.
Ряд вопросов отнесен к исключительному ведению Сената: избрание и освобождение от должности, по представлению Президента Казахстана, председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики; дача согласия на назначение Президентом Казахстана генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики; лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики; досрочное прекращение полномочий местных представительных органов; делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Казахстана; рассмотрение поднятого Мажилисом вопроса об отрешении Президента от должности.
В исключительном ведении Мажилиса находятся вопросы принятия к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; подготовка предложений по возражениям Президента Казахстана на законы, принятые Парламентом; избрание и освобождение от должности председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии; объявление очередных выборов Президента Казахстана; делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции; выдвижение против Президента Казахстана обвинения в государственной измене.
Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента и Правительству, но реализуется исключительно в Мажилисе. Однако именно Президент Казахстана определяет очередность рассмотрения законопроектов и обладает правом объявлять какой-либо законопроект срочным, что означает обязанность Парламента рассмотреть его в пределах месяца со дня внесения. Парламент вправе издавать законы, которые устанавливают основные принципы и нормы, затрагивающие: правосубъектность физических и юридических лиц, гражданские права и свободы, обязательства и ответственность физических и юридических лиц; режим собственности и иные вещные права; основы организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; налогообложение, установление сборов и других обязательных платежей; республиканский бюджет; вопросы судоустройства и судопроизводства; образование, здравоохранение и социальное обеспечение; приватизацию предприятий и их имущество; охрану окружающей среды; административно-территориальное устройство Казахстана; обеспечение обороны и безопасности государства. Все другие отношения регулируются подзаконными нормативными актами.
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более 60 дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными коррективами, закон считается принятым. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат.
Получив от Сената закон, Президент в течение 15 рабочих дней обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в 7-дневный срок подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Несмотря на то что Правительство формируется Президентом и несет перед ним ответственность, оно также подотчетно Парламенту.
Правительство разрабатывает и осуществляет основные направления социально-экономической политики государства, вопросы его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью; вырабатывает меры по проведению внешней политики Казахстана; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; отменяет или приостанавливает (полностью или в части) действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.
Премьер-министр персонально отвечает за работу Правительства, подписывает его постановления и докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства, а также обо всех наиболее важных его решениях.
Правительство издает постановления, а Премьер-министр распоряжения. При этом они не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Казахстана.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Казахстана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу. На развитие конституционного права сильно повлияла французская доктрина.
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие эреже становились источниками права.
Посредством судебных прецедентов и эреже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.
В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980-хгг. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.
Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.
По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2000 г. здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999), Уголовный (1997), Уголовно-процессуальный (1997), Уголовно-исполнительный (1997), Гражданско-процессуальный (1999). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семье, КЗоТ) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы чаще всего концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер.
Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики.
Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом "О нормативных правовых актах", принятым 24 марта 1998 г. Самое высокое положение занимает Конституция, за ней следуют: законы об изменении и дополнении в Конституцию; конституционные законы; обычные законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента; нормативные постановления Парламента Казахстана; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы министерств, постановления государственных комитетов, приказы и постановления других центральных органов; нормативные решения маслихатов и акимов.
За пределами общей иерархии остаются нормативные постановления Конституционного совета, Верховного суда и Центральной избирательной комиссии Казахстана. Однако постановления Конституционного совета основываются исключительно на Конституции Казахстана, и потому ни один нормативный акт не может противоречить постановлениям Конституционного совета.
Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издать закон (п.3 ст.5 Конституции). Международные договоры, признанные Конституционным советом не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы и введены в действие.
Обычаи делового оборота признаются дополнительным источником гражданского права при условии их соответствия гражданскому законодательству.