Организация информационно-идеологической работы с населением

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Е.В.Матусевич, С.Г.Паречина

Под общ. ред. профессора С.Н.Князева

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

В помощь идеологическому активу

МИНСК 2005

УДК 320.01 (476)

ББК 66.0

М 34

Матусевич Е.В.

М 34Идеологическая работа в Республике Беларусь: в помощь идеологическому активу: пособие / Е.В. Матусевич, С.Г. Паречина; под общ. ред. проф. С.Н. Князева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.

ISNB 985–457–570–5

Рассмотрены основные формы, методы и принципы проведения идеологической работы в современных условиях. Обобщен опыт проведения идеологической работы в райисполкомах страны. Содержится ряд приложений, имеющих важное практическое значение.

Работа имеет научно-практическое значение. Рекомендуется политикам, государственным деятелям, представителям органов местного управления, всем тем, кто интересуется вопросами идеологической работы.

ISNB 985–457–570–5 ISNB УДК 320.01 (476)

ББК 66.0

© Матусевич Е.В.,

Паречина С.Г., 2006

© Академия управления при Президенте

Республики Беларусь, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНЫХ ДНЕЙ ИНФОРМИРОВАНИЯ

ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: МЕСТО И РОЛЬ В ИДЕОЛОГИЧСЕКОЙ РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2. РЕФЕРЕНДУМ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАРОДА

3. ВЫБОРЫ КАК ФОРМА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

4. БЕЛАРУСЬ И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

6. УКРЕПЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА, УТВЕРЖДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

7. ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА В АГИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

8. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

10. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

об управлении идеологической работы облисполкома

(Минского горисполкома)

11. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

об отделе идеологической работы райисполкома (горисполкома)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Духовно-практическая природа идеологии породила такой вид общественной деятельности, как идеологическая работа. Она способ и форма существования идеологии. Поэтому столь остра потребность в идеологической работе. Совершенство идеологической работы – одно из определяющих условий формирования политических норм, ценностей, образцов поведения, других элементов политической культуры граждан в целях их адаптации к политической сфере и использования ее механизмов для защиты и эффективной реализации возникших потребностей и интересов.

Идеологическая работа является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов республики на современном этапе развития белорусского общества и государства.

Поворотным моментом, сыгравшим огромную роль в формировании новой парадигмы идеологической работы в стране, явился прошедший в марте 2003 года с участием Президента Республики Беларусь постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию».

Президентом нашего государства был издан ряд нормативных актов, результатом реализации которых стало создание в стране идеологической вертикали, системы подготовки идеологических кадров, а также появление в стране качественно новых научных изданий, учебников и учебных пособий, раскрывающих все важнейшие аспекты идеологии белорусского государства.

Вместе с тем несмотря на проделанную огромную работу по повышению качества идеологической работы деятельность идеологической вертикали пока еще не в полной мере соответствует тем требованиям, которые диктуют современные реалии. Многие проблемные вопросы были затронуты в ходе прошедшего в апреле 2005 года республиканского семинара-совещания, посвященного проблемам совершенствования системы идеологической работы.

Как показала практика, одним из проблемных моментов являются ограниченные возможности для обмена опытом между членами идеологического актива страны, а также недостаточное количество методической литературы, практических рекомендаций и другой информации раскрывающей различные аспекты практической деятельности идеологов и пропагандистов.

Данное издание призвано восполнить существующий пробел. В его основу положен обширный материал, основанный на реальной работе идеологической вертикали в различных регионах республики. В частности, в книге обобщена практика организации информационно-идеологической работы с населением, подготовки и проведения единых дней информирования, патриотического воспитания как основного направления идеологической работы, а также показаны место и роль учреждений культуры и образования в идеологической работе с населением. Книга также содержит ряд приложений, имеющих важное практическое значение.

Издание адресуется профессиональным политикам, специалистам идеологам, а также всем тем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе и государстве.

При подготовке издания использовались материалы выпускных работ слушателей Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь: Бабичевой Т.Н., начальника отдела идеологической работы Славгородского райисполкома; Беляцкого А.В., начальника отдела идеологической работы Горецкого райисполкома Могилевской области; Богдана А.И., начальника отдела идеологической работы Солигорского райисполкома; Болтак Н.И., начальника отдела идеологической работы Мостовского райисполкома; Власова В.Н., начальника отдела идеологической работы Ивацевичского райисполкома; Глинской Л.С., начальника отдела идеологической работы Крупского райисполкома; Деруго С.М., начальника отдела идеологической работы Вилейского райисполкома; Добровольской Л.Г., заведующей отделом идеологической работы Слуцкого райисполкома; Долгова Д.А., главного специалиста отдела идеологической работы Полоцкого райисполкома; Жытко Т.Н., начальника отдела идеологической работы Барановичского горисполкома; Костюк Л.И., заведующей отделом идеологической работы Мстиславского райисполкома; Куликова Ю.В., заведующего отделом идеологической работы Зельвенского райисполкома; Лукьянова Ю.Н., начальника отдела идеологической работы администрации Первомайского района г. Бобруйска; Пиванова В.А., начальника отдела идеологической работы Краснополького райисполкома; Прокопчик М.А., заведующей отделом идеологической работы Климовичского райисполкома; Романик А.Н., начальника отдела идеологической работы Берестовицкого райисполкома; Себруковича Ю.П., заведующего отделом идеологической работы Бобруйского райисполкома; Сушковой А.М., начальника отдела идеологической работы Могилевского горисполкома; Урбан И.Г., начальника отдела идеологической работы Лепельского горисполкома.

1. СПЕЦИФИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

За последнее десятилетие со дня приобретения независимости наше общество вполне осознало новое положение Беларуси в изменившемся мире и сумело во многом эмпирическим путем проб и ошибок выстроить систему национальных ценностей и ориентиров, ставшую фактическим прообразом государственной идеологии.

Формирование основных ценностей и приоритетов развития Республики Беларусь выступает основной целью современной идеологии. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям»[1].

Воплощение в жизнь концептуальных основ идеологии белорусского государства, превращение их в инструмент деятельности и действия является важнейшей задачей идеологической работы в стране.

Следует отметить, что в республике начинает меняться отношение наших граждан к идеологии и идеологической работе. Слово «идеология» уже не вызывает неприятных ассоциаций, а воспринимается как составной элемент политики белорусского государства. В обществе сформировался социальный заказ на проведение идеологической работы. Это лишний раз подтверждает правильность и своевременность обозначенной Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко необходимости формирования идеологии белорусского государства.

В целях повышения эффективности идеологической работы Главой государства подписан Указ № 111 от 20 февраля 2004 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь». В рамках реализации данного Указа в республике сформирована идеологическая вертикаль, созданы организационно-методические и материально-технические предпосылки для идеологической работы.

Однако актуальными остаются вопросы укомплектования данной структуры профессиональными кадрами, обучения идеологов, организации взаимодействия между отделами идеологической работы гор- и райисполакомов, управлениями идеологической работы облисполкомов и всех государственных и общественных организаций, связанных с управлением общественной жизнью и воспитанием белорусских граждан.

Сегодня очевидно, что повышение эффективности идеологической работы – задача политическая, поскольку непременным условием успешного функционирования системы государственного управления является разъяснение гражданам Республики Беларусь значимых проблем белорусского государства. На этапе укрепления государственного суверенитета формирование общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны приобретает особое значение.

Новые вызовы времени требуют особых подходов к организации и проведению идеологической работы. В условиях свободы слова и печати на территории Беларуси беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки. Это приводит к распространению недостоверной или умышленно искаженной информации. Данные действия направлены на разрушение общественного согласия, подрыв духовных и нравственных устоев белорусского общества, расшатывание государственного строя. При этом активно используются давно апробированные методы манипулирования сознанием – беспредельная ложь, подтасовка фактов, привлечение к пропаганде «новых» идей представителей «пятой колонны».

Важнейшей задачей молодого белорусского государства является борьба с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой (западной) идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит государственным СМИ, которые должны эффективно противостоять информационному прессингу со стороны иностранных информационных ресурсов и формировать положительный имидж страны. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести белорусские СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, более активно использовать Интернет для распространения объективной информации о Беларуси.

СМИ призваны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимосвязи между обществом и властью. Недопустимо использование телевидения, радио и печати для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.

Газетным материалам, передачам по телевидению и радио порой не хватает убедительности и серьезных обобщений, они бывают перегружены общими фразами. Много сложилось штампов, «обкатанных» выражений. Некоторые публикации и передачи поднимают важные вопросы, но так сухи и бесстрастны, что не привлекают внимания читателей и слушателей, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Обзорность, яркость, выразительность языка против многословия и штампов – главное условие повышения действенности выступлений государственных СМИ.

Надлежит увеличить объем белорусского вещания, долю отечественных передач на национальных каналах, повысить их конкурентоспособность с российскими аналогами. В республике пока слабое влияние государства на формирование общественного мнения Интернет-пользователей.Выходом из сложившейся ситуации является создание пропрезидентских сетевых СМИ, которые смогут прекратить доминирование «оппозиции» в важном секторе национального информационного пространства.

Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности районных газет. Многие районные газеты бывают перегружены официальными материалами, очень мало публикуют писем читателей. Актуальные проблемы порой освещаются поверхностно, по давно сложившемуся шаблону. На страницах ряда газет низким остается уровень критики деструктивных политических сил. Нередко газетные страницы содержат длиннющие статьи. Многие журналисты все еще забывают старую истину: писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Наша пресса - важнейший участок идеологического фронта. Это та трибуна, с которой ведется повседневный разговор с широкими массами трудящихся. Идеологическая вертикаль обязана уделять средствам массовой информации и пропаганды повседневное внимание, оказывать им помощь и поддержку. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое общественное настроение.

Ведущая роль в формировании мировоззрения белорусских граждан принадлежит системе культуры и образования. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями»[2]. Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою Родину.

Белорусской культуре следует избавляться от ложных ценностей псевдокультуры, замешанной на коммерции, способствовать приобщению граждан к богатствам мировой и отечественной классики, содействовать возрождению национальных традиций. Изображение «героев нашего времени», совершающих ежедневно гражданские и трудовые подвиги на благо Родины и государства – вот основная цель современной белорусской культуры.

Особое место в системе идеологической работы отводится Белорусскому республиканскому союзу молодежи, который призван формировании духовно-нравственных качеств молодых граждан Беларуси. БРСМ должен разработать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, уделив особое внимание проблемам формирования активной жизненной позиции, положительных социальных ценностей и идеалов, гражданственности.

Усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом, искоренение пьянства, наркомании, проституции, на контрпропаганду западного «общества потребления». Воспитание молодого поколения необходимо строить не на боевиках и эротике, пропагандирующих культ насилия и свободной любви, а на ценностях своей страны, где высокая мораль, уважение к духовным и общечеловеческим ценностям, Родине, семье, людям старшего поколения являются традиционными устоями.

Большое значение имеет комплексный подход к идеологической работе, осознание единства идеологической, хозяйственной и организаторской деятельности, слова и дела, усиление ее практической направленности, кон­кретное отражение в содержании задач, решаемых трудовым коллективом, регионом, республикой в целом, а в методах – освоение путей их осуществления, осмысление роли и от­ветственности в этом процессе каждого человека. Во всей идеологической деятельности необходимо учитывать особенности общественного развития, влияние научно-технического прогресса.

Центр тяжести идеологической работы необходимо перенести в исполкомы, на места, на предприятия, в трудовые коллективы. Идеологической вертикали, руководящим кадрам следует учитывать воспитательные последствия производственной деятельности, организации труда, быта людей, создавать здоровый микроклимат в коллективах.

В фокусе внимания всей идеологической вертикали должны быть вопросы улучшения работы с людьми на местах, анализ и прогнозирование ее результатов. «Работникиидеологических управлений республиканских структур, облисполкомов, отделов гор-, райисполкомов должны бывать на предприятиях и в организациях. Встречаться с жителями городов и сел, изучать их настроения, проблемы, информировать об этом руководство для оперативного решения наболевших вопросов. Только заботой о людях, активностью, последовательностью, профессионализмом идеолог может завоевать авторитет и уважение»[3].

Задача идеологических работников – повсеместно создать такую атмосферу, чтобы в каждом коллективе хорошо знали, кто и как трудится. Каждый трудящийся должен ясно осознавать общественную значимость своего труда, свою роль в выполнении народнохозяйственных планов. Людям нужна полная ясность в этих вопросах, уверенность, что хороший труд, достойное поведение всегда получат признание и оценку, уважение и благодарность сотрудников. Заработная плата, как и премия, должна быть повсюду заработанной. Каждый работник должен чувствовать ее прямую зависимость от своего вклада в общественно-полезный труд. В то же время к нарушителям трудовой дисциплины снисхождения нет и не будет.

В белорусском обществе сильны традиции коллективизма, важное значение для трудящихся имеет микроклимат в коллективе. Главная роль в этом вопросе принадлежит профсоюзам, которые ответственны за создание атмосферы партнерства и взаимопомощи. Профсоюзы призваны содействовать развитию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, ответственность; бороться с пьянством и хищениями на производстве; способствовать привлечению трудящихся к управлению предприятиями.

Сегодня во главу угла должны быть поставлены вопросы дисциплины, порядка и ответственности как в производственной, социальной, культурной, так и в управленческой сферах. Это необходимое условие не только повышения производительности труда, но и достижения намеченных результатов социально-экономического развития.

Идеологическая работа не должна быть сведена к разовым кампаниям «по промывке мозгов» накануне каких-либо политических событий. Глава государства высказал твердую убежденность в том, что в идеологической работе необходимо идти «от жизни», работать с конкретным человеком, членом общества, гражданином: «Дойти до души и сознания каждого – это, конечно же, искусство, большой сложный труд, и люди здесь должны быть высочайшей квалификации, иметь соответствующую специальность»[4].

В современных условиях необходим высокий уровень пропагандистского мастерства, знания жизни, реальных проблем людей, умения доходить до сердца и ума человека. Как подчеркнул Александр Лукашенко, «формализм, равно как и какой-либо фанатизм, в идеологической работе недопустимы. И показать пример здесь должны именно работники государственных органов»[5].

Повышаются требования к идеологическим кадрам страны. Современный идеологический работник– это убежденный человек, обладающий специфическими знаниями не только в сфере политики, экономики, но и в сфере социальной психологии. Данные качества позволяют успешно налаживать контакты с любой аудиторией, в совершенстве владеть методами пропаганды и контрпропаганды.

От работников идеологической вертикали требуются новые подходы к идеологической работе. Необходимо сочетать компетентность и энергию, деловитость и государственное мышление, высокий профессиональный уровень и морально-нравственные качества. Следует решительно изживать примитивизм, сухость, бесстрастность. Освещать сложные проблемы нашей жизни простым, понятным языком, пропагандировать выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Нынешние условия выдвигают на первый план следующие направления идеологической работы:

· информационное обеспечение государственных органов и проведения крупномасштабных республиканских мероприятий (выборов, референдумов, т. д.);

· разъяснение политики, проводимой руководством белорусского государства, роли государственных институтов в идеологических процессах;

· пропаганда основных целей и приоритетов развития Республики Беларусь;

· внедрение современных информационных технологий (Интернет);

· формирование у граждан установок на здоровый образ жизни, поддержание дисциплины и правопорядка.

Немаловажное значение для эффективной пропаганды государственной идеологии имеет совершенствование и обновление форм и методов идеологической работы. В современных условиях следует шире использовать «круглые столы», дебаты, научно-практические семинары, популярные телевизионные шоу, массовые акции с участием молодежи, Интернет-сайты. При проведении идеологической работынеобходимопроявлять инициативу и творческий подход.

Разработка и применение новых форм и методов идеологической работы должны вестись с учетом особенностей и проблем трудового коллектива, отрасли и региона. Это позволит вовлечь граждан страны в управление общественными делами.

Одно из главных требований Главы государства к повышению эффективности идейно-воспитательной работы – улучшение руководства, управления идеологическими процессами. Возрастает требовательность к идейно-нравственным качествам руководителей, к их умению подойти к людям, быть примером в труде и личной жизни, усиление ответственности руководящих кадров за состояние дисциплины и порядка в коллективах.

На трудящихся оказывают влияние стиль и методы работы руководителей, их личные качества. Сегодня руководитель должен знать заботы и чаяния людей, быть хорошим педагогом и психологом. Хороший руководитель – это, прежде всего, идеолог, а также хороший организатор, обладающий высокими нравственными качествами, принимающий активное участие в воспитательной работе, глубоко анализирующий настроения и проблемы трудящихся. Там, где есть хороший руководитель, там успешно выполняются прогнозные показатели, сокращается количество нарушений дисциплины, уменьшается текучесть кадров.

Обеспечить высокий научный уровень идейно-воспитательной работы – одна из актуальных задач, стоящих перед идеологической вертикалью. Относиться к пропаганде и агитации следует как к науке и искусству и овладевать ими со всей серьезностью. Пропаганда и агитация призваны разъяснять цели развития белорусского общества, методы решения поставленных задач социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, содействовать укреплению белорусской государственности. Целью является яркий показ достижений белорусского государства в социально-экономической сфере, убедительное, на конкретных фактах раскрытие сущности белорусского пути развития. Наша пропаганда призвана вносить в сознание белорусских граждан высокую одухотворенность, помогать людям чувствовать себя активными строителями сильной и процветающей Беларуси.

Идеологическую работу в нашей стране необходимо строить на следующих принципах[6]:

· профессионализма и компетентности – подготовка, профессиональное обучение специалистов в области идеологической работы и привлечение их к работе с населением. Глубокое понимание ими сущности, содержания и основных направлений идеологической работы с учетом социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей различных категорий населения.

Компетентность идеологических работников предполагает совершенное владение ими методами, приемами работы, стремление к использованию многообразных форм и обновлению содержания идеологической работы в условиях переходного периода;

· целостности и системности – активное привлечение к идеологической работе всех органов государственного управления, общественных организаций и объединений, СМИ, налаживание сотрудничества с различными социальными институтами.

Целостность, системность идеологической работы проявляется в ее всеобъемлющем характере, повседневном присутствии в учебной, трудовой и досуговой деятельности;

· деятельностный– необходимость максимально приблизить идеологическую работу к конкретным делам, поступкам, акциям и действиям. Результаты этих форм активности должны быть осязаемы для граждан, они должны иметь реальную пользу для конкретного человека.

Деятельный подход предполагает включенность населения в идеологический процесс. Данный принцип не допускает конъюнктурности в идеологической работе, получения личной выгоды, расхождения слова и дела. Отвергает фразы и лозунги, неподкрепленные конкретными поступками и делами.

Совершенствование идеологической работы в Республике Беларусь на современном этапе развития имеет первостепенное значение для построения сильной и процветающей Беларуси. Эффективная идеологическая работа необходима для формирования ясного понимания гражданами страны целей социально-экономической политики, проводимой руководством республики, понимания как общих, так и текущих задач современного этапа государственного строительства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Идеологическая работа КПСС в условиях престройки. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1988.

2. Идеологическая работа: проблемы эффективности. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1980.

3. Князев С.Н. О некоторых проблемах совершенствования идеологической работы // Информац. бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2002. – № 5. – С. 44–48.

4. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. – Мн.: Артима-маркетинг, Менеджмент, 2002.

5. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью // Организация идейно-воспит. работы в учреждениях, обеспечивающих получение проф.-тех. и среднеспец. образования: Сб. метод. мат-лов. – Мн.: РИПО, 2003. – С. 6–15.

6. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003.

7. Паречина С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2005.

8. Паречина С.Г. О необходимости совершенствования форм и методов идеологической работы // Кадровый потенциал государственного управления: состояние и перспективы развития: Мат-лы науч.-прак. конф., Минск, 16 янв. 2004. – Мн.: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004. –

С. 56–58.

9. Состояние, проблемы и пути совершенствования системы идеологической работы в современных условиях: Мат-лы респ. семинара-совещания, г. Барановичи, 7–8 апр. 2005 г. – Мн.: ИСПИ, 2005.

10. Указ № 111 от 20 февраля 2004 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь»// Кадровая служба. № 4. 2004. С. 15 – 17.

2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛИ*

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

Организация идеологической и общественно-политической работы с населением является одним из важнейших направлений в деятельности органов управления и самоуправления. Основное ее назначение – это удовлетворение насущных потребностей и запросов населения, стремление к активной общественно-политической и социально-экономической деятельности. Идеологическая работа с населением должна основываться как на позитивном опыте прошлых лет, так и учитывать возросшие современные требования по демократическому, правовому и духовно-нравственному преобразованию общества.

В настоящее время идеологическую работу необходимо строить с учетом задач и требований, определенных на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в марте 2003 года «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию».

Разумеется, работа с людьми – сложнейший процесс, который не признает застывших в пространстве и времени форм и методов. Что-то отмирает, уходит в историю, что-то трансформируется, приобретает новое звучание. Неизменным остается девиз государственной идеологической политики – создавать у людей настроение на созидательный труд, воспитывать их на лучших традициях белорусского народа.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» в стране создана идеологическая вертикаль, главными задачами которой являются:

· разъяснение населению идеологии белорусского государства, политики, проводимой Президентом Республики Беларусь и правительством, основных направлений внутренней и внешней политики государства;

· формирование общественного мнения в поддержку стабильного развития государства;

· воспитание гражданина-патриота;

· создание условий для экономического роста и повышения жизненного уровня населения;

· совершенствование работы по подбору и подготовке идеологических кадров и актива;

· организация в трудовых коллективах эффективной работы общественных организаций и формирований, активизация их деятельности по повышению уровня общественной и нравственной культуры различных групп населения;

· реализация государственной молодежной политики, воспитание юношей и девушек в духе патриотизма и любви к своему Отечеству;

· всемерная поддержка социально незащищенных слоев населения.

При решении этих задач администрации районов (городов), предприятий и учреждений руководствуются основополагающими государственными документами, которые регламентируют идеологическую работу, а именно:

- Законами Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 года №305-3, «Об общественных объединениях» 04.101994 года №3254-XII, «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992года №2054-XII;

- Указом Президента Республики Беларусь «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации» от 5.12.1992 №630;

- Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» от 26.01.1999 №2;

- Протоколом поручений Президента Республики Беларусь, данных по итогам состоявшегося 27-28 марта 2003 года постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» от 14 апреля 2003 года №15 ;

- Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» от 20 февраля 2004 года №111;

- Директивой Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11 марта 2004 года.

Главная задача идеологической политики на местах – привлечение населения к активной общественной, экономической и социальной деятельности, постоянное общение с людьми, изучение и удовлетворение их нужд, укрепление доверия к власти.

В целях поддержания стабильной общественно-политической обстановки в регионах используются следующие формы информационно-идеологической работы с населением:

· выездные заседания администрации;

· встречи руководителей различных уровней и сфер деятельности в трудовых коллективах и с населением по месту жительства;

· проведение еженедельных совещаний с участием членов администрации, руководителей отделов и служб с руководителями организаций, предприятий и учреждений;

· прием граждан по личным вопросам главой администрации и заместителями;

· собрания и конференции, оперативные планерки и совещания в трудовых коллективах;

· выступления работников администрации в средствах массовой информации;

· «прямые линии» телефонной связи между службами и отделами администрации и населением района (города);

· проведение торжественных собраний, митингов, других массовых мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным, религиозным праздникам, памятным датам; праздников улиц, микрорайонов; собраний граждан по месту жительства;

· проведение единых дней информирования;

· использование в работе средств наглядной агитации.

Комплекс данных мероприятий позволяет держать под контролем и активно влиять на ситуацию во всех сферах жизнедеятельности общества. Ведь именно информированность населения является исходным пунктом формирования здорового общественного мнения. Поэтому исполнительная власть на местах уделяет внимание работе со средствами массовой информации, а также государственным структурам, непосредственно отвечающим за работу с населением.

Назначение системы общественно-политического информирования – налаживание и поддержка постоянных связей с общественными, политическими, религиозными организациями, трудовыми коллективами с целью формирования в районе обстановки социального согласия и активности в вопросах реализации районных программ социально-экономического и культурного развития, доверия народа к государственной власти. Доверие можно приобрести только в том случае, если народ будет видеть и понимать, что все ветви власти не на словах, а на деле защищают его интересы, оздоравливают его быт, позитивно воздействуют на общественный труд и состояние гражданственности.

Для проведения информационно-идеологической работы местными исполнительными и распорядительными органами власти должен активно использоваться депутатский корпус местных Советов депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Абсолютное большинство депутатов обладают определенными качествами, необходимыми для общественно-политической работы. Но самое главное – они пользуются доверием людей, которые их избрали.

Значительное внимание необходимо уделять пропаганде и разъяснению положений Основного закона Республики Беларусь, правовому воспитанию граждан, повышению их ответственности по соблюдению трудовой и общес

Наши рекомендации