С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые
Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе.
Неправовые законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.
Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права.
В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми.
Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения). Это понимание также исходит от различия между правом и законом делит законы на правовые и не правовые.
Достоинства нравственного правопонимания:
• Право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т. п.
• Данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.
К недостаткам может быть отнесено следующее:
• Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
• Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.
Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.
Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).
Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.
В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи -свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.
Вопрос.
Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв . Представителями ее являются Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев. Главными идеями этого учения выступают следующие:
Согласно это концепции право – это возведённая в закон справедливость, оно возникает раньше государства, оно даровано Богом или природой, поэтому государство должно соблюдать естественные права человека.
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Достоинства:
это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки:
данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
4 редакции естественного права:
1) Древняя Греция. «Стоики». Право = естественной закономерности. Право исходит из законов природы.
2) Фома Аквинский. Естественное право это воля Бога. Высший закон – универсальный божественный закон вселенной.
3) Индивидуалистическая интерпретация предусматривает, что естественные права и свободы исходят из человеческого разума, имеют исчерпывающий и неизменный характер.
4) Естественное право – это правовой идеал, представляющий собой совокупность нравственных требований, на которые необходимо ориентироваться позитивному праву.
Вопрос.