Цель проведения контроля и надзора за соблюдением требований стандартов
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований
стандартов в Российской Федерации осуществляется:
– федеральными органами исполнительной власти;
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции;
– государственными учреждениями, уполномоченными на прове-
дение государственного контроля.
Нормативной базой для проведения проверок является федераль-
ный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ ≪О защите юридических лиц и инди-
видуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля и надзора≫, а также постановление Правительства РФ от
16.05.2003 № 28 ≪Об утверждении Положения об организации и осуще-
ствлении государственного контроля и надзора в области стандартиза-
ции, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации≫.
Объектами государственного надзора являются продукция, услуги
населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разра-
ботки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспорти-
ровки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение на-
рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер-
ждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими
словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности про-
дукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продук-
ции.
Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по
надзору за государственными стандартами. Государственные инспекто-
ра имеют право:
– доступа в служебные и производственные помещения;
– получения необходимой для проведения проверки документации;
– использования технических средств и привлечения специали-
стов проверяемого предприятия.
В ходе проведения надзора применяются различные методы – из-
мерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечи-
вающие достоверность и объективность результатов надзора.
Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки:
– свободный доступ в служебные и производственные помещения;
– отбор проб и образцов продукции для контроля;
– документы и сведения, необходимые для проведения надзора.
Результаты проверок оформляются в соответствующем документе –
акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения
руководителя проверенного предприятия. При необходимости материа-
лы проверки могут быть направлены соответствующим органам испол-
нительной власти или общественным организациям. По результатам
проверок органы государственного контроля и надзора вправе:
– выдавать предписания об устранении нарушений в установлен-
ный срок;
– принимать решения о полном или частичном приостановлении
производства продукции, если невозможно устранить нарушения;
– приостановить или прекратить действие декларации о соответ-
ствии или сертификата о соответствии;
– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной
законодательством РФ.
Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один
раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще –
при получении информации об имеющихся нарушениях.
При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Россий-
ской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполни-
теля или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским ко-
дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уго-
ловным кодексом РФ, ФЗ ≪О техническом регулировании≫ и другими
законодательными актами.
Гражданско-правовая ответственность выражается в примене-
нии судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер,
как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов.
Одно из оснований ответственности – это недостаток товара
производственного, конструктивного, рецептурного или иного харак-
тера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, рабо-
те или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или иму-
ществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостат-
ками товара, работы, услуги.
Право требовать возмещения вреда признается за любым потреби-
телем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора
возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи,
родственники и так далее, т. е. лица, которым причинен ущерб.
Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено,
только если он причинен в течение установленного срока службы, срока
годности товара.
Административная ответственность регулирует отношения в
области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты госу-
дарственной, общественной безопасности. Мера ответственности –
административное наказание, установленное конкретной статьей Кодек-
са РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение
штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфиска-
ция предметов административного правонарушения.
Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного ко-
декса РФ за следующие нарушения:
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт
товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечаю-
щих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф
до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет).
Те же деяния, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой;
б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предна-
значенных для детей в возрасте до шести лет;
в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здо-
ровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч ру-
блей либо ограничение свободы до трех лет).
Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлек-
шие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы
от четырех до десяти лет).
По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также
с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринима-
телей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегио-
нальными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок
в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контроль-
но-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения
обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведе-
нии надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных
требований установлены по следующим показателям:
– несоответствие требованиям к безопасности;
– несоответствие маркировки продукции;
– нарушение правил сертификации;
– нарушение требований к документации;
– несоответствие физико-химических показателей;
– несоответствие органолептических показателей2.
Из приведенных данных очевидна большая роль государственного
контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью
обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.__