Цель проведения контроля и надзора за соблюдением требований стандартов

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований

стандартов в Российской Федерации осуществляется:

– федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-

ции;

– государственными учреждениями, уполномоченными на прове-

дение государственного контроля.

Нормативной базой для проведения проверок является федераль-

ный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ ≪О защите юридических лиц и инди-

видуальных предпринимателей при проведении государственного

контроля и надзора≫, а также постановление Правительства РФ от

16.05.2003 № 28 ≪Об утверждении Положения об организации и осуще-

ствлении государственного контроля и надзора в области стандартиза-

ции, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации≫.

Объектами государственного надзора являются продукция, услуги

населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разра-

ботки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспорти-

ровки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение на-

рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер-

ждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими

словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности про-

дукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продук-

ции.

Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по

надзору за государственными стандартами. Государственные инспекто-

ра имеют право:

– доступа в служебные и производственные помещения;

– получения необходимой для проведения проверки документации;

– использования технических средств и привлечения специали-

стов проверяемого предприятия.

В ходе проведения надзора применяются различные методы – из-

мерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечи-

вающие достоверность и объективность результатов надзора.

Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки:

– свободный доступ в служебные и производственные помещения;

– отбор проб и образцов продукции для контроля;

– документы и сведения, необходимые для проведения надзора.

Результаты проверок оформляются в соответствующем документе –

акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения

руководителя проверенного предприятия. При необходимости материа-

лы проверки могут быть направлены соответствующим органам испол-

нительной власти или общественным организациям. По результатам

проверок органы государственного контроля и надзора вправе:

– выдавать предписания об устранении нарушений в установлен-

ный срок;

– принимать решения о полном или частичном приостановлении

производства продукции, если невозможно устранить нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответ-

ствии или сертификата о соответствии;

– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной

законодательством РФ.

Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один

раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще –

при получении информации об имеющихся нарушениях.

При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Россий-

ской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполни-

теля или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским ко-

дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уго-

ловным кодексом РФ, ФЗ ≪О техническом регулировании≫ и другими

законодательными актами.

Гражданско-правовая ответственность выражается в примене-

нии судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер,

как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов.

Одно из оснований ответственности – это недостаток товара

производственного, конструктивного, рецептурного или иного харак-

тера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, рабо-

те или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или иму-

ществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостат-

ками товара, работы, услуги.

Право требовать возмещения вреда признается за любым потреби-

телем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора

возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи,

родственники и так далее, т. е. лица, которым причинен ущерб.

Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено,

только если он причинен в течение установленного срока службы, срока

годности товара.

Административная ответственность регулирует отношения в

области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды,

санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты госу-

дарственной, общественной безопасности. Мера ответственности –

административное наказание, установленное конкретной статьей Кодек-

са РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение

штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфиска-

ция предметов административного правонарушения.

Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного ко-

декса РФ за следующие нарушения:

Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт

товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечаю-

щих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф

до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет).

Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или

организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предна-

значенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здо-

ровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч ру-

блей либо ограничение свободы до трех лет).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлек-

шие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы

от четырех до десяти лет).

По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также

с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринима-

телей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегио-

нальными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок

в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контроль-

но-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения

обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведе-

нии надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных

требований установлены по следующим показателям:

– несоответствие требованиям к безопасности;

– несоответствие маркировки продукции;

– нарушение правил сертификации;

– нарушение требований к документации;

– несоответствие физико-химических показателей;

– несоответствие органолептических показателей2.

Из приведенных данных очевидна большая роль государственного

контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью

обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.__

Наши рекомендации