Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
А.Пороховский.
1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.)
2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»
( Б.Франклин.)
3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)
4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)
5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).
6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).
8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).
9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек).
10 «В коем царстве люди богаты , то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков).
11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).
12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).
13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
14 «Бедняки платят дороже всего» ( У.Зыбура).
15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответы |
А 1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
А 8 | |
А 9 | |
А 10 | |
А 11 | |
А 12 | |
А 13 | |
А 14 | |
А 15 | |
А 16 | |
А 17 | |
А 18 | |
А 19 | |
А 20 | |
А 21 | |
А 22 | |
А 23 | |
А 24 | |
А 25 | |
А 26 | |
А 27 | |
А 28 | |
А 29 | |
А 30 | |
А 31 | |
А 32 | |
А 33 | |
А 34 | |
А 35 | |
А 36 | |
А 37 | |
А 38 | |
А 39 | |
А 40 | |
А 41 | |
А 42 | |
А 43 | |
А 44 | |
А 45 | |
А 46 | |
А 47 | |
А 48 | |
А 49 | |
А 50 | |
А 51 | |
А 52 | |
А 53 | |
А 54 | |
А 55 | |
А 56 | |
А 57 | |
А 58 | |
А 59 | |
А 60 |
Часть 2 Уровень В.
№ задания | ответ |
В 1 | бюджет |
В 2 | прямые |
В3 | как производить |
В4 | подъем |
В5 | |
В6 | |
В7 | |
В8 | |
В9 | ЕГБЖАИ |
В10 | АБАБ |
В11 | ААБАБ |
В12 | ВЗКДЖАГ |
В13 | ААБАБ |
В14 | |
В 15 |
Часть 3. Уровень С.
С1
Ответ должен содержать следующие элементы
1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:
- изменение социальной структуры в результате экономических реформ;
-зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере
2) соответствующие примеры допустим:
- приватизация и появление новых социальных групп;
- спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.
Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.
С2.
В ответе могут быть названы следующие сферы:
1) производство;
2) распределение;
3) обмен;
3) потребление
С3.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)формулировку собственного мнения, например
- да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;
- нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;
2) аргументы, например:
при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:
- безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
- безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;
при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:
- в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;
- избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).
С 4.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например:
- производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.
2) два предложения, содержащих информацию о производителе:
- «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»
- «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».
Могут быть составлены другие предложения.
С5
В ответе могут быть приведены следующие примеры
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений
2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
Могут быть и другие примеры.
С 6.
Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.
Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством
С 7.
В ответе приводятся следующие положения:
- ограниченность пахотной земли;
- исчерпаемость полезных ископаемых;
- ограниченность трудовых ресурсов.
С 8
Текст.
Должно ли государство регулировать экономику.
1)В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).
В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6
- «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;
- «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»
2)В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.
В ответе указывается, что автор второго текста положительно оценивает эту функцию государства, т.к. это способствует установлению равноправия.
3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:
- нестабильность развития;
- инфляция;
- снижение производительности труда;
- упадок научно-исследовательских работ;
- снижение рождаемости;
- медленный рост основного капитала.
Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.
4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:
- борьба с монополизмом;
- установление равноправия;
- перераспределение доходов;
- поддержка малых и средних компаний;
- развитие здравоохранения и образования.
Дополнительно могут быть названы такие функции:
- поддержка фундаментальной науки;
- охрана окружающей среды.
С 9.
Текст.
Что порождает неравенство в благосостоянии.
1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:
-причины неравенства доходов;
- возможности и источники повышения благосостояния семей.
2). В ответе могут быть названы способы:
1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;
2) прибыль от предпринимательской деятельности;
3) дивиденды на акции.
Могут быть указаны другие способы.
3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.
4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:
1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;
2) прогрессивное налогообложение личных доходов;
3) меры по обеспечению занятости населения;
4) законодательное установление минимальной оплаты труда;
5) гарантии бесплатного общего среднего образования.
Могут быть названы другие меры государственной политики
С.10.
Текст.
Государство в условиях рыночной экономики.
1) В ответе могут быть названы следующие функции:
- борьба с монополизмом
-поддержка и развитие конкуренции
- поддержка стабильности рыночной системы
2)Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)
3). В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
- обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
- создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
- стимулирует снижение затрат производства;
- стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг
4). 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики.
2) Названы аргументы: в демократическом обществе
а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.