История создания и развития авиации мчс россии
История Авиации МЧС России начинается с момента создания 13 марта 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 154 Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России (ЦАМО, или Центроспас) с отдельным вертолётным звеном, получившим в своё распоряжение всю авиацию Министерства – 1 самолёт Ил-76, 2 самолёта Ан-74 и 4 вертолёта Ми-8.
Основное предназначение ЦАМО было определено как оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными и техногенными авариями. С этой целью в отряде было организовано круглосуточное дежурство спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения в режиме постоянной готовности к быстрым и эффективным действиям, направленным на оказание экстренной помощи терпящим бедствие людям и спасение их жизней, а также на сохранение производственного потенциала территорий и объектов экономики, подвергшихся воздействию ЧС. Готовность формирований отряда к выезду в зону ЧС на автомобилях составляет до 30 минут, к вылету на вертолёте – до 1 часа, на самолёте – до 3 часов.
В мае 1993 года для ликвидации ЧС регионального, территориального и местного масштаба из Минобороны в распоряжение Центрального, Уральского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных центров по делам ГОЧС передаются 4 отдельных вертолётных отряда, укомплектованные многоцелевыми и транспортными вертолётами, способными оперативно применяться как в пределах своих регионов, так и на сопредельных территориях.
В 1992-94 гг. авиационные подразделения принимали участие практически во всех спасательных и гуманитарных операциях МЧС России международного, федерального, регионального и территориального масштаба.
Стало абсолютно ясно, авиация – это та связующая основа, которой должна строиться мобильность и эффективность действий МЧС России. Именно для претворения этой концепции в жизнь 10 мая 1995 года Постановлением Правительства России № 457 создается Государственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП) МЧС России. Задача авиационного обеспечения мероприятий Министерства по оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации международного и федерального масштаба была возложена на вновь созданную структуру. Авиакомплекс же ЦАМО с этого времени становится полигоном для отработки новых авиационно-спасательных технологий.
Такая структура авиации с делением на центральные и региональные подразделения позволили эффективно её использовать как в России, так и за рубежом. Многократно лётчики МЧС России в сложнейших погодных, климатических и временных условиях, демонстрируя высочайший профессионализм, оперативно перевозили спасателей, медиков, экспертов и необходимое оборудование и инструмент в места бедствий и катастроф.
Анализ применения авиации в деятельности МЧС России показал, что ни одна задача по выполнению или обеспечению работ в зоне ЧС сегодня не может быть эффективно решена без применения самолётов и вертолётов.
Универсальные профессиональные возможности авиаспециалистов и спасателей, высокая техническая оснащённость и автономность авиаподразделений сделали их незаменимыми при проведении любых работ по ликвидации последствий природных, экологических, техногенных и социальных бедствий и катастроф, а также в зонах вооруженных конфликтов.
Вот только несколько примеров героического выполнения своего долга руководящим, лётным и наземным составом Авиации МЧС России.
Основными вехами становления Авиации МЧС России явились:
· первое в мире десантирование спасателей в район Северного полюса с самолёта Ил-76тд, посадка и взлёт полярного самолёта Ан-74п с ледового аэродрома в центре Арктического бассейна в апреле 1995 года;
· ликвидация последствий сахалинского землетрясения в посёлке Нефтегорск в июне 1995 года, в обеспечении которых приняла практически вся Авиация МЧС России центрального и регионального подчинения;
· поиск потерпевших катастрофу самолётов Ту-154 под Хабаровском и на острове Шпицберген, двух Су-27 под Камранью во Вьетнаме, которые велись в 1995 году с помощью вертолётов Во.105, доставленных к месту работ внутри самолёта Ил-76тд;
· гуманитарный мост Москва–Моздок, действующий с 1994 года по сегодняшний день;
· гуманитарный мост Москва–Белград, действовавший с 1995 по 1999 годы;
· гуманитарный рейс трёх самолётов Ил-76 МЧС России на Африканский континент в зону вооружённого противостояния заирской армии и повстанцев Руанды в декабре 1996 года;
· перевозка гуманитарной помощи по линии ООН и МОГО в Японию, Египет, Иран, Афганистан, Руанду, Сербию, Черногорию, Македонию, Китай, Корею, Киргизию, Таджикистан, Армению, Азербайджан, Грузию, Молдавию, Чеченскую Республику, Ингушетию, Дагестан;
· тушение пожаров с воздуха на складах боеприпасов под Владивостоком и в Армении, нефтеперерабатывающем заводе в Турции, степных, лесных и торфяных пожары в Греции, Хабаровском крае, Тверской области, Подмосковье и на Северном Кавказе с помощью противопожарных самолётов Ил-76птд и вертолётов Ми-26т, Ми-8мтв, Ка-32а;
· участие в разработке специального противопожарного самолёта Бе-200чс и поисково-спасательного вертолёта Ка-226а, а также разведывательной вертолётной платформы Ка-137;
· отработка технологии парашютного десантирования аэромобильного госпиталя, базового лагеря спасателей, спасательной и специальной техники, крупногабаритных грузов вместе с людьми или отдельно на многокупольных парашютных системах;
· круглосуточное дежурство санитарных Во.105 и ВК-117 в небе Москвы.
Авиация Министерства принимает активное участие не только в спасательных и гуманитарных акциях в России и за её пределами, но и в специальных авиационных и спасательных учениях, выставках, показных полётах – в Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии, Исландии, Турции, России.
Как видно из примеров, Авиация МЧС России активно развивается и становится незаменимым средством повышения оперативности и эффективности выполнения АСДНР.