Административное принуждение: понятие, особенности. Виды мер административного принуждения

Административное принуждение является особой, самостоятельнойразновидностью правового принуждения.Административное принуждение играетважную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средствпресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращаетнаступлениеобщественно вредных последствий. Применениеадминистративного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью вустановленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых,необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Административное принуждение - это метод психического или физическоговоздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сферегосударственного управления в целях привлечения виновных лиц кадминистративной ответственности, пресечения ипредупрежденияадминистративных правонарушений.

Административное принуждение -это особый вид государственногопринуждения, состоящий в применении органами государственного управления вустановленных законом случаях и порядке, закрепленном нормамиадминистративного права, принудительных мер к правонарушителю с цельюзащиты охраняемым правом общественных отношений.

Под содержаниемпринуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющеевоздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимогоповедения.

Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наноситвред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Применение административного принуждения обусловлено, во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).

как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны, чем преступления, то и меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание.

Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности:

1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (технические и правовые инспекторы профсоюзов и т. п.), но в порядке, установленном нормами административного права.

5. Административное принуждение является результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в принуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

6. Административное принуждение применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

7. Административное принуждение осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

8. Оно способствует профилактике преступлений.

9. Осуществляется на строго правовой основе"

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.

Критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.

Система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных..подразделений:
1.административно-процессуальные - административное задержание, задержание и арест имущества

2.административно-предупредительные:

3. административно-правовые санкции

1. Административно-процессуальные - административное задержание, задержание и арест имущества

2. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.” Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.”

Особенности административно-предупредительных мер:

- Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности

-Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения .

-Как правило, административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.

- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительным мерам относят:

“-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- личный досмотр и досмотр вещей;

- введения карантина;

- прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.”

Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, досмотр).

Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Он проводится уполномоченным на то должностным лицом

(ОВД, таможни,и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола ,однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого « в случаях не терпящих отлагательства». О досмотре , закон обязывает составить протокол ,либо соответствующую надпись

3. Административно-правовые санкции - административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер, то есть это элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке

Наши рекомендации