Организационно-технические мероприятия по охране портового средства
Целью обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование портовых средств, защита объектов от актов незаконного вмешательства, основными из которых являются:
- несанкционированный доступ на портовое средство;
- диверсионные и террористические акты;
- хищения материальных ценностей и финансовых средств;
- умышленное уничтожение или повреждение оборудования;
- несанкционированное вмешательство в производственно-технологический процесс.
Система безопасности портового средства должна строиться на принципе разумной достаточности с обеспечением максимальной оперативности при оптимальном распределении сил и средств охраны.
Система безопасности портового средства должна обеспечиваться инженерными средствами охраны, техническими средствами охраны и связи, а также комплексом организационных мероприятий.
Инженерные средства охраны должны препятствовать несанкционированному проникновению на территорию портового средства, а также повышать эффективность технических средств охраны и действий сотрудников службы охраны.
К инженерным средствам охраны относятся:
- ограждение периметра портового средства;
- КПП с соответствующим досмотровым оборудованием;
- въездные ворота, калитки, шлагбаумы.
В целях недопущения проникновения посторонних лиц и обеспечения сохранности грузов от хищения территорию морского порта – портового средства по периметру оборудуют охранным ограждением с контрольно-пропускными пунктами для пропуска людей, проезда автомобильного и железнодорожного транспорта.
Территория контрольно-пропускного пункта оборудуется сигнальными ограждением, шлагбаумом и механизированными воротами.
Контрольно-пропускной пункт оснащается досмотровой техникой, смотровыми площадками и ямами, средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.
К техническим средствам охраны портового средства относятся:
- системы охранной сигнализации периметра;
- системы охранной сигнализации зданий и сооружений;
- системы контроля и управления доступом;
- системы телевизионного наблюдения;
- системы охранного освещения;
- системы связи;
- системы оповещения, а также досмотровое оборудование и специальные технические средства.
Как показывает практика, технические средства охраны целесообразно интегрировать в единую систему – комплексную систему безопасности, построение которой должно обеспечивать своевременную выдачу сигналов о нарушении и возможность сотрудникам охраны задержать нарушителя в зоне ограниченного доступа или вблизи нее до выхода к жизненно важным центрам портового средства.
Требования к Комплексной системе безопасности портового средства
Основным назначением комплексной системы безопасности (КСБ), в сочетании с организационными мероприятиями, является своевременное обнаружение и противодействие попыткам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических акций, в отношении имущества, груза и физических лиц на портовом средстве, а также обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами внутри объектового режима.
КСБ должна обеспечивать:
- специальный антитеррористический контроль;
- охрану и теленаблюдение периметра и акватории портового средства;
- охрану и теленаблюдение зон ограниченного доступа портового средства;
- контрольно-пропускной режим на территории портового средства;
- управление доступом на портовое средство в целом, а также в определенные зоны и помещения и ведение протокола доступа;
- передачу сигналов тревоги на посты охраны для организации мероприятий по противодействию правонарушениям.
КСБ должна строиться как единый комплекс с централизованной иерархической структурой.
Создание КСБ портового средства должно начинаться при проектировании объекта или, в крайнем случае, при разработке проекта оснащения портового средства инженерно-техническими средствами охраны.
В состав комплексной системы безопасности должны входить следующие технические системы и средства:
- сбора и обработки информации;
- специального контроля;
- охранной сигнализации (периметра, зданий и сооружений);
- оповещения;
- телевизионного наблюдения;
- контроля и управления доступом;
- гарантированного электропитания;
- охранного освещения.
На вновь строящихся портовых средствах КСБ должна быть реализована в полном объеме. На портовых средствах уже находящихся в эксплуатации, допускается поэтапное формирование КСБ, оговариваемое в техническом задании на проектирование.
Вопросы для проверки знаний:
МК ОСПС. Цели и задачи.
2. Инженерно-технические средства охраны (ИТСО).
3. Основы охранных мероприятий на судне.
4. Требования к Комплексной системе безопасности портового средства.
5. Комплекс средств и мероприятий по охране портового средства.
Лекция 3
Обеспечение охраны судов и портовых средств
План лекции:
Охрана судна.
2. Охрана портовых средств.
3. Подготовка к охранным мероприятиям.
Рекомендованная литература: 4, 8-10.
Охрана судна.
Уровни охраны
Согласно п.4.1 части А Кодекса ОСПС уровень охраны объектов морского транспорта устанавливает Договаривающееся правительство в зависимости от степени конкретности информации об угрозе или степени ее неизбежности, а также потенциальных последствий происшествия. Более высокие уровни охраны предполагают наличие большей вероятности происшествия.
При установления уровня охраны принимается во внимание следующее:
- степень доверия к информации об угрозе;
- степень обоснованности информации об угрозе;
- степень конкретности информации об угрозе или степень неизбежности угрозы;
- потенциальные последствия такого происшествия.
В условиях эксплуатации на судне всегда устанавливается и действует один из трех уровней охраны:
- уровень охраны 1, обычный, при котором суда и портовые средства действуют в обычном режиме;
- уровень охраны 2, повышенный, объявляемый на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия; и
- уровень охраны 3, исключительный, объявляемый на промежуток времени, когда влияющее на защищенность происшествие вероятно или неминуемо.
Уровень охраны может изменяться последовательно (1,2 и затем 3), но возможно также введение уровня 3 непосредственно после уровня 1.
Уровень охраны 1
При уровне охраны 1, поддерживаемом на судне постоянно (если по распоряжению Администрации не введен более высокий уровень), должны осуществляться меры, направленные на следующее:
- обеспечение исполнения всех судовых обязанностей по обеспечению охраны, как в области организации эксплуатации судна, так и материального характера (выставление охраны, применение заграждений, средств наблюдения и пр.);
- контроль доступа на судно;
- наблюдение за участками ограниченного доступа для исключения доступа не уполномоченных на то лиц;
- наблюдение за палубой и районом вокруг судна;
- надзор над грузовыми операциями и операциями с судовыми запасами;
- обеспечение того, чтобы находились под рукой действующие в порту средства связи в целях охраны.
Уровень охраны 2
При уровне охраны 2 должны быть приняты дополнительные меры к каждому из следующих пунктов одобренного Администрацией плана охраны судна:
1. Меры по предотвращению того, чтобы на судне не оказались предназначенные для применения против людей, судов или портов оружие, опасные вещества и устройства, на перевозку которых нет полномочий;
2. Определение участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;
3. Меры по предотвращению несанкционированного доступа на судно;
4. Процедуры действий при угрозе происшествия или нарушении охраны, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;
5. Процедуры выполнения любых инструкций по охране, которые могут отдавать Договаривающиеся правительства при уровне охраны 3;
6. Порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении защиты;
7. Обязанности персонала судна, имеющего ответственность в области охраны, а также другого персонала судна по вопросам охраны;
8. Процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;
9. Процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;
10. Процедуры взаимодействия с охраной портового средства;
11. Процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности;
12. Процедуры сообщений о происшествиях, связанных с охраной;
13. Сведения о лице командного состава, ответственном за охрану судна;
14. Сведения о должностном лице компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;
15. Процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;
16. Частота проведения испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;
17. Указание мест запуска судовой системы оповещения, и
18. Процедуры, инструкции и руководство по использованию судовой системы оповещения, включая испытания, включение, выключение и возврат в исходное положение, и по ограничению ложных сигналов тревоги.
Конкретные меры, которые необходимо принять при уровне охраны 2, приведены в разделах 11, 13, 14 данного плана.
Уровень охраны 3
При уровне охраны 3 должны быть приняты дальнейшие особые меры, приведенные в разделах 11, 13, 14 указанного выше плана охраны судна.
Кроме того, судно должно следовать указаниям Администрации и тех компетентных органов, которые проводят ответные действия, связанные с происшествием или угрозой.