Судебные органы Германии

Лекция 8-2

(магистратура)

ЧАСТЬ 2

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ, АНГЛИИ И УЭЛЬСА, США

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о судебных органах зарубежных государств;

— усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности судебных органов зарубежных государств;

— усвоение правового статуса, структуры деятельности судебных органов зарубежных государств;

— усвоение направлений деятельности судебных органов зарубежных государств.

В результате изучения этой темы обучающиеся должны:

знать

— правовой статус судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США, а также судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

— основные понятия, определяющие полномочия и основные направления деятельности судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

— полномочия и деятельность судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

— систему и структуру судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

владеть

— юридической терминологией;

— навыками работы с правовыми актами, регламентирующими порядок и деятельность судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью судебных органов Германии, Франции. Англии и Уэльса, США.

Ключевые слова: судебные органы Германии, Франции, Англии и Уэльса, США; мировой суд; земли; штаты; магистры; адвокатура; права и свободы человека и гражданина; аппарат; сотрудники аппарата; шеффены; малая палата по уголовным делам; административные суды; доклад; полицейские суды; исправительные суды; суды ассизов; суды малой инстанции; суды большой инстанции; трибуналы; суды графств[1].

Судебные органы Германии

Построение судебных органов в Германии определяется Основным законом данного государства, и обусловлено федеральным устройством страны.

Высшим судебным органом Германии является Федеральный конституционный суд[2] в состав, которого входят восемь федеральных судей и восемь иных членов этого Суда. Они избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом и не могу входить состав этих палат парламента ФРГ, а также в состав Федерального правительства и соответствующих органов земель. Федеральный конституционный суд Германии рассматривает следующие вопросы:

— споры о правах и обязанностях высших федеральных органов ФРГ:

— споры о соотношении прав и обязанностей федерации и земель:

— вопросы о соответствии федерального права и права земель Основному закону ФРГ, а также права земель — федеральному праву:

— жалобы на нарушения конституционных прав и свобод;

— о признании неконституционными политических партий;

— о лишении основных прав:

— обвинения в нарушении Основного закона ФРГ Федерального президента или судей, выдвинутые Бундестагом или Бундесратом;

— контроль за деятельностью выборов и выдачей депутатского мандата.

Основное звено судебной системы Германии составляют суды общей юрисдикции, в компетенцию которых входит рассмотрение уголовных и гражданских дел. Подсудность гражданских дел определяется суммой иска (Streitwert). Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев.

Первое (низовое) звено — участковые суды. Они выступают в качестве судов первой инстанции, рассматривают уголовные дела о малозначительных преступлениях, а также гражданские дела. Все гражданские дела, которые подсудны участковым судам, рассматриваются единолично судьей, за исключением сельскохозяйственного суда, который рассматривает данную категорию дел в составе судьи и двух непрофессиональных членов суда[3]. Судопроизводство по уголовным делам в участковых судах осуществляется единолично судьей и судом шеффенов (Schoffenqericht) в составе профессионального судьи и двух непрофессиональных членов суда. Судам шеффенов подсудны уголовные дела о преступлениях, наказание за которые предусмотрено в виде лишение свободы на срок до четырех лет, а также уголовные дела, по которым прокуратура не обратилась в вышестоящий суд, в связи с тем, что, по мнению прокуратуры, данные категории уголовных дел не являются особо значимыми[4]. Кроме того, участковым судам будут подсудны гражданские дела, сумма исков которых, не должна превышать 5тыс. евро.

Второе звено — земельные суды (суд земли). Они выступают в качестве судов первой инстанции по уголовным и гражданским делам, а также в качестве суда апелляционной инстанции на судебные решения, вынесенные в качестве суда первой инстанции участковыми судами по уголовным и гражданским делам. Подсудность уголовных дел земельным судам по первой инстанции, связана с категориями преступлений. Так, земельные суды, выступая в качестве судов первой инстанции, рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях. По своему составу земельные суды состоят из торговой палаты, палаты по уголовным делам и большой палаты по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе трех профессиональных судей во главе с председателем земельного суда (суда земли) или председателем палаты. Помимо судопроизводства по гражданским делам они рассматривают также апелляционные жалобы на решения и определения участковых судов, кроме некоторых категорий дел, жалобы на решения по которым приносятся в высшие суды земель. Уголовные палаты судов земель рассматривают по пер­вой инстанции все преступления, за которые возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок более трех лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Кроме того, в земельном суде действует суд присяжных в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов[5]. Этот же земельный суд рассматривает от имени земли Германии апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные судом шеффенов в участковом суде. Для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, в составе суда земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из председательствующего — члена суда земли — и двух шеффенов.

Третье звено — высший суд земли, который выступает в качестве суда первой инстанции по уголовным делам об особо тяжких преступлениях против государственной безопасности[6]. Кроме того, высший суд земли является:

— судом апелляционной инстанции и рассматривает апелляционные жалобы на судебные решения, вынесенные земельными судами в качестве суда первой инстанции;

— кассационной инстанцией, рассматривающей жалобы на судебные решения участковых судов.

В составе каждого высшего суда земли образуются сенаты по уголовным и гражданским делам. Как суд первой инстанции уголовный сенат в составе пяти профессиональных судей рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и другие либо дела о преступлениях, подсудных судам земель, но представляющих особую важность либо сложность.

В качестве кассационной инстанции сенат по гражданским делам заседает в составе трех членов высшего суда земли и рассматривает апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов. Уголовные сенаты в таком же составе рассматривает кассационные жалобы на приговоры участковых судей, не подлежащие апелляционному обжалованию, на приговоры, вынесенные судами земли при апелляционном обжаловании, а также при определенных условиях — на приговоры, вынесенные судами присяжных или большими палатами суда земли.

Четвертое звено — высшее звено судебной системы судов общей юрисдикции — Верховный федеральный суд. Из всех общих судов только Верховный федеральный суд является общефедеральным судебным органом. Все другие суды, входящие в систему общих судов, являются судами соответствующей земли.

Верховный федеральный суд рассматривает в кассационном (ревизионном) порядке уголовные и гражданские дела, которые подсудны судам общей юрисдикции. В состав Высшего федерального суда входят 11 сенатов — по гражданским делам, пять сенатов — по уголовным делам и семь сенатов — для рассмотрения специальных вопросов. К компетенции Высшего федерального суда отнесено рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, внесенные ими при разбирательстве дел по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель, а также рассмотрение кассационных жалоб на решения высших судов земель по гражданским делам. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе пяти его членов.

Подготовкой к слушанию некоторых категорий дел, приговоры по которым обжалованы в этот суд, в Верховном федеральном суде занимаются судебные следователи.

В качестве самостоятельных в систему общих судов включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит «подростковый характер». В этих же судах могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым несовершеннолетних требуется допросить в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам несовершеннолетних и в участковых судах — суд шеффенов по делам несовершеннолетних и судья по делам несовершеннолетних.

В систему судов общей юрисдикции входит также Федеральный патентный суд (Bundespatentgericht), который в качестве суда первой инстанции рассматривает жалобы на решения, которые были приняты Федеральным патентным бюро. Высшей судебной инстанцией по таким категориям дел является Верховный федеральный суд[7].

Основное звено административной юстиции Германии состоит из системы общих административных судов. Компетенция названных судов связана с рассмотрением споров в области публичного права, не имеющих конституционного характера и не отнесенных федеральным законодательством к иной юрисдикции.

Правовой основой деятельности общих административных судов ФРГ служит Закон об административных судах[8].

Система общих административных судов включает три звена.

Первое звено представлено 52 административными судами земель (Verwakungsgericht)[9]. Эти суды рассматривают дела по первой инстанции в составе трех профессиональных судей и двух непрофессиональных членов суда.

Второе — 16 высшими административными судами земель (Oberverwakungsgericht)[10], которые рассматривают все дела, подведомственные общим административным судам, выступая при этом как суды первой инстанции, а также в качестве судов апелляционной инстанции относительно судебных решений, вынесенных административными судами. В качестве суда первой инстанции высшие административные суды выступают по незначительным категориям дел, подведомственным общим административным судам. Как суд апелляционной инстанции высший административный суд рассматривает апелляционные жалобы на судебные решения, которые были вынесены административными судами, выступающими в качестве судов первой инстанции.

По своему составу высший административный суд состоит из сенатов, которые заседают в составе трех профессиональных судей. В порядке исключения, законами земель численный состав сената может быть доведен до пяти человек, но в таком случае в состав сената входят два непрофессиональных судьи.

Третье — высшее звено системы общих административных судов представлено Федеральным административным судом Германии, который является в системе административных судов общефедеральным судебным органом и кассационной (ревизионной) инстанцией по рассмотрению жалоб на судебные решения, вынесенные высшими административными судами земель.

Федеральный административный суд Германии может являться судом апелляционной инстанции и рассматривать жалобы на судебные решения, вынесенные в качестве суда первой инстанции Федеральным дисциплинарным судом и военными судами. Кроме того, Федеральный административный суд Германии может рассматривать споры, выступая при этом в качестве суда первой инстанции, рассматривающего жалобы на решения федерального министра внутренних дел о запрете деятельности общественных объединений, жалобы против Федерации, основанные на фактах деятельности Федеральной разведывательной службы, споры между Федерацией и федеральными землями и другие категории дел.

Состав Федерального административного суда представлен сенатами, которые действуют в составе пяти профессиональных судей либо в составе трех судей, но при условии, что не проводятся публичные слушания по данному делу[11].

Как отмечалось выше, в систему общих административных судов входят и военные суды.Правовую основу деятельности военных судов Германии составляет ч. 2 ст. 96 Конституции Германии[12], которая содержит норму о том, что Германия может учредить для Вооруженных сил страны военно-уголовные суды в качестве федеральных судов.

Современные военно-судебные органы Германии входят в систему общих административных судов и состоят из военных судов двух округов (один — для северного региона, другой — для южного) и Федерального административного суда, в составе которого образованы две военные палаты, именуемые высшими военными судами. В компетенцию военных судов входит рассмотрение жалоб военнослужащих относительно законности отданных им распоряжений, перемещений по службе, командировок и т.д.[13]

Другим элементом системы административных судов Германии являются специализированные суды. Ими являются финансовые суды, которые образуют собственную систему судебных органов. Так, система финансовых судов Германии состоит из 19 финансовых судов (Finanzgerichte) и Федерального финансового суда (Bundesfinanzhof), который находиться в г. Мюнхине[14]. Компетенция рассмотрения Финансовые суды компетентны рассматривать дела по фискальным, налоговым, таможенным спорам и др.

Суды по социальным вопросам, входящие в систему специ­ализированных судов, образуют собственную судебную систему. В систему судов по социальным вопросам входят 69 судов по социальным вопросам (Soziaigerichte), 16 высших (земельных) судов по социальным вопросам (Landessozialgerichte) и Федеральный суд по социальным вопросам (Bundessozialgerichc), находящийся в г. Кассель[15].

Суды по социальным вопросам компетентны рассматривать споры, связанные с социальным страхованием — страхованием по болезни, пенсионным страхованием и страхованием от несчастных случаев рабочих и служащих, страхованием безработных, с выплатой пособий безработным и «вернувшимся на родину», с оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи, а также споры о пособиях детям, между врачами и боль­ничными кассами, о возмещении ущерба лицам, пострадавшим от насильственных действий, о пенсиях жертвам войны и лицам, пострадавшим во время службы в Бундестаге, или родственникам погибших, споры о пособиях учащимся в сфере профессионального образования и т.п.[16]

Суды по трудовым делам также входят в систему специализированных судов и образуют собственную систему. Система названных судов состоит из 124 судов по трудовым делам (Arbaitgerichte), 19 высших судов земли по трудовым делам и Федерального суда по трудовым делам, который находиться в г. Кассель.[17]

Компетенция судов по трудовым делам определяется категорией споров, подлежащих рассмотрению данными судами. В первую очередь, она обусловлена предметом спора. В зависимости от предмета спора суды по трудовым спорам вправе рассматривать дела, связанные.[18]

— с выплатой установленной либо ориентировочно определенной суммы вознаграждения за изобретение;

— с работой, осуществляемой работниками совместно, с деликтами и квазиделиктами, возникающими в этой области;

— с трудовым договором, его условиями и порядком заключения такого договора, последствиями, о деликтах или квазиделиктах, возникающих в связи этим договором;

— со спорами по поводу коллективного трудового договора;

— с действиями, предпринятыми в связи с забастовкой либо по вопросам свободы объединения в профсоюзы.

Компетенция судов по трудовым спорам зависит от категории субъекта данного спора. Данные суды рассматривают дела, сторонами спора в которых являются:

— стороны коллективного трудового договора;

— стороны коллективного договора и третья сторона;

— работодатель и наемный работник;

— работники[19].

Кроме того, суды по трудовым спорам рассматривают споры о праве профсоюза заключать коллективный трудовой договор, а также споры, возникающие по поводу статуса предприятий.

В систему судов по трудовым делам в качестве судов первого звена входят суды земель по трудовым делам (Arbaitgerichte). Они рассматривают дела указанной категории, выступая при этом в качестве суда первой инстанции. Заседают эти суды в составе профессионального судьи и двух заседателей, которые должны представлять, соответственно, — работника и работодателя.

Второе звено системы судов по трудовым спорам представлено высшими судами по трудовым делам, которые также являются судами земли. При этом высшие суды по трудовым спорам выступают в качестве судов апелляционной инстанции на судебные решения, принятые судами по трудовым спорам в качестве суда первой инстанции. Высшие суды по трудовым спорам состоят из нескольких палат. В апелляционном производстве дела в высших судах по трудовым спорам рассматриваются в составе профессионального судьи и двух заседателей, представляющих соот­ветственно, работника и работодателя.

Высшее звено системы судов по трудовым спорам представляет Федеральный суд по трудовым делам Германии. Указанный Суд является судом ревизионной (кассационной) инстанции, рассматривающим жалобы на судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке высшими судами по трудовым делам, а в определенных случаях и на судебные решения, вынесенные судами по трудовым делам, выступающие в качестве суда первой инстанции.

Федеральный суд по трудовым делам состоит из сенатов в составе председателя, который является профессиональным судьей, двух профессиональных судей и двух непрофессиональных судей, представляющих, соответственно, — работников и работодателей.

Для обеспечения единства судебной практики образуется совместный Общий сенат высших судов Федерации. Его заседания созываются в случае, когда высший федеральный суд намерен иначе решить вопрос права, чем он решается одним из сенатов. В состав Общего сената высших судов входят председатели высших федеральных судов, председатели сенатов соответствующих федеральных судов и по одному судье из каждого из этих сенатов.

Таким образом, система германских судов имеет двойную структуру — вертикальную (суды земель и федеральный суд на высшем уровне) и горизонтальную (суды различной специальной юрисдикции).

Надо подчеркнуть, что судебная власть в Германии осуществляется судьями, что соответствует ст. 93 Основного закона ФРГ: судебная власть вверяется судьям[20]. Законодательство Германии приравнивает судей к «чиновникам особого статуса». Судьи федеральных судов назначаются на должность судьи президентом Германии, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд — министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам — министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр Германии (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, на нескольких кандидатур. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других — министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией — выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов.

В большинстве земель назначение на судейскую должность требует также согласования со всеми министрами — членами кабинета.

Все судьи назначаются на свои должности пожизненно (ст. 97 Основного закона ФРГ)[21]. Непосредственно федеральным парламентом Германии на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда.

Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции Германии или министром юстиции соответствующей земли.

Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда — 68 лет). Оплата за работу судьям начисляется в соответствии с тарифной сеткой, низшим разрядом по которой является разряд R-1, а высшим разрядом с максимальной заработной платой соответственно R-10.

Наши рекомендации