Виды и меры АП принуждения (классификация)
Меры принуждения можно классифицировать по различным признакам. Наиболее ценной классификацией является – цель, исходя из нее принято выделять 4 большие группы мер а-п принуждения:
I. Административно-принудительные меры. Их цель – предупреждение возможных правонарушений, предотвращение нежелательных, вредных для личности и общества явлений и событий. Основания для их применения:
1) реальное предположение о возможном правонарушении или объективно-противоправном деянии. Здесь имеется в виду не только административное правонарушение, такие меры могут быть предприняты с целью предотвратить и преступление. Предпринимаемые меры: предостережение, проверка документов, медицинское освидетельствование, превентивное доставление (не по КоАП), превентивный личный досмотр, превентивный досмотр транспортных средств.
2) угроза наступления или реальное наступление экстраординарных явлений или событий природного, техногенного, социально-политического или военного характера. Меры: карантин, реквизиция, уничтожение заразных животных и продуктов, ограничение или прекращение движения транспортных средств и пешеходов. Цель – предотвратить само событие или явление, предотвратить или минимизировать последствия.
По форме реализации административно-принудительные меры делятся на:
- применяемые в упрощенном порядке – устная форма, некие действия без документального оформления (проверка документов);
- издание письменных правовых актов (предостережения, решения);
- сложные организационно-управленческие меры, которые состоят из совокупности одного или нескольких а-п актов и комплекса действий по их реализации.
II. Административно-пресекательные меры.Это наиболее ощутимые средства, используемые исполнительной властью для обеспечения общественной безопасности и порядка, а также для привлечения виновных лиц к опасности. Цель – прекращение противоправного деяния. Как правило, это силовые меры, применяемые оперативно и создающие наибольшее кол-во проблем с т.зр. соблюдения прав и свобод частных лиц. Основания для применения таких мер: совершение административного правонарушения, совершение объективно противоправного деяния, совершение иного правонарушения (дисциплинарного или уголовного, если для них пока что не применимы специальные меры пресечения). Меры пресечения могут применяться не только к субъектам адм. отв-сти, но и к тем, кто таковыми не являются (лица, обладающие иммунитетами, не достигшие возраста адм. отв-сти, признанные недееспособными).
Виды пресекательных мер:
- общие меры пресечения: приостановление работ, запрещение эксплуатации, изъятие незаконно пересылаемых предметов, приостановление лицензии, направление предписаний и т.д.;
- специальные меры пресечения: меры, направленные на физическую неприкосновенность личности – применение физической силы, специальных средств (наручники, слезоточивый газ, электрошокеры, дымовые шашки). Утвержден перечень всех спец. средств, есть и правила пользования ими; оружие; в ряде случаев – боевой техники.
Такие меры пресечения применяются не только ОВД, но и иными ОГВ (внутренние войска, ФСБ, ФСО, ФСР, госнаркоконтроль, таможня и т.д.). Проблема – нет единого НПА, все это регламентируется специальными законами относительно конкретного ведомства, а в ряде случаев – подзаконными ведомственными актами. ФЗ «О милиции» (ст.12-15).
- меры специального медицинского принуждения: принудительное освидетельствование, лечение, содержание в вытрезвителях;
- процессуальные меры пресечения: они помещены в КоАП, названы они как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушения (глава 27): процессуальное задержание, процессуальное доставление, процессуальный привод, изъятие имущества и документов, являющихся орудием или предметом административного правонарушения, процессуальный досмотр вещей и документов, процессуальный личный досмотр, процессуальное отстранение от управления транспортным средством. Цель пресечения не является единственной, также могут просматриваться также сопутствующие цели (установление личности, своевременное установление дела). Эти меры отличаются наиболее полным законодательным урегулированием.
Меры пресечения (общий итог) не являются мерами наказания, поэтому к 1 лицу может применяться целая серия мер пресечения. Поскольку меры пресечения серьезно ограничивают права и свободы, то они требуют документального оформления с тем, чтобы была проверка их законности.
III. Меры административного наказания – меры отв-сти, налагаемые за совершенное и доказанное виновное противоправное деяние, за совершение которого предусмотрено наказание в виде адм. санкции, носящей штрафной, карательный характер. Цель применения – наказать. Дополнительная – общая превенция. Основание – самое узкое – совершение административного правонарушения. Виды таких мер закреплены в гл.3 КоАПа. Их 9.
?! IV. Административно-восстановительные меры: возмещение материального вреда за адм. правонарушение, снос самовольно возведенных строений.