Эволюция гражданства и подданства россии

В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства.

Современное слово «подданный» происходит от слова «дань» (уплата дани) — подчиненный законам государства; а слово «гражданин» ведет свое начало от слова «горожанин» — имеющий долю во власти суверена.

Вопросы подданства и гражданства неоднократно становились предметом рассмотрения российских ученых, в том числе В.М. Гессена, А.А. Жилина, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.О. Куплеваского, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.В. Сокольского и др.[4]

В Российской империи понятие гражданство отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто — иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство.

Историческое значение подданства как понятия, сложившегося в эпоху абсолютных монархий, явилось причиной исчезновения этого термина из современного публичного права не только России, но и других государств.

Таким образом, во всеобщее употребление для обозначения подданства входят термины «гражданство» и «гражданин». «Как известно, — писал В.М. Гессен, — до настоящего времени в истории государственного права понятию гражданства по общему правилу дается весьма специальное или узкое значение. Гражданином называется тот, кто является субъектом определенной категории публичных прав, а именно, прав политических».

Отказавшись от термина «подданный» как символа политического бесправия и угнетения, французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. официально ввела понятие «гражданин», с которым связывалось представление о юридически свободной личности, обладающей правом на участие в политической жизни.

В последующем мировая практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления.

Основы, на которых строится текущее законодательство о гражданстве не возможно понять без знания истоков, анализа исторического опыта — без всего того, что называется историческим опытом, условия без которых никакие знания и аналитические возможности не могут быть в полной мере состоятельными.

Вследствие того, что до 1917 г. отношения народа и Российского государства представляли собой отношения господина и вернослужащих, в контексте данного исследования наиболее интересным представляется период развития законодательства начиная с советского периода, как периода в который предприняты попытки оформить отношения между гражданином и государством как свободные, а, следовательно, имеющие демократический оттенок.

Началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве является октябрь 1917 г., т.к. именно с этой даты начинается не только история развития законодательства о гражданстве, но и история нового государства на территории бывшей Российской империи.

Вместе с тем, представляется, что образованное после Февральской революции 1917 г. Временное правительство, не внесшее существенных изменений в царское законодательство о подданстве, тем не менее, приняло законодательный акт, который имел отношение к правовому положению граждан, — Постановление от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений».

Таким образом, началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве допустимо считать март 1917 г., когда состоялось фактическое объявление гражданами, в связи с делегированием им права выбирать и быть избранными.

Временное правительство отмечало, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменялись.

Нормативные акты по вопросам гражданства в период с 1917 г. по 1923 г. ликвидировали институт российского подданства и создали институт гражданства, сохранившего право дискриминации отдельных лиц путем насильственного лишения гражданства и условия приема в гражданство РСФСР иностранных граждан в зависимости от их социальной принадлежности.

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., ст. 1 которого провозгласила, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет все обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союзной республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик, заложило основу важнейшего института государственного права СССР. Положение 1924 г. не решило всех вопросов гражданства нового государства, но оно стало первым кодифицированным актом о гражданстве и началом второго этапа в развитии законодательства о гражданстве.[5]

До принятия Конституции СССР 1936 г. определенные категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было записано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Новый союзный Закон о гражданстве СССР ничего не говорил о политических правах иностранцев. Таким образом, иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Отныне иностранец мог получить такие права лишь после того, как он станет гражданином СССР.

Прежние законы о гражданстве устанавливали, что каждый проживающий в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР.

Первый Закон «О гражданстве СССР» 1938 г. внес полную ясность в этот вопрос. Отсутствие доказательства иностранного гражданства не делало человека гражданином СССР. Наконец, новый закон знаменателен еще и тем, что в нем впервые употреблен термин «советское гражданство», тогда как в прежних законодательных актах говорилось о гражданстве СССР, гражданстве РСФСР, союзном гражданстве, гражданстве союзных республик.

Через 40 лет после принятия первого закона о гражданстве был принят второй закон — Закон СССР «О гражданстве СССР» 1978 г., основанный на Конституции СССР 1977 г. В Законе устанавливалось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения».

При определении гражданства вместо формулы «принадлежность лица к государству» все чаще стала использоваться формула «правовая связь лица с определенным государством».

Закон «О гражданстве СССР», принятый 23 мая 1990 г., можно характеризовать как начало демократизации правового регулирования института гражданства, в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства.

Институт гражданства с 1917 г. по 1991 г. в Советской России, СССР и РСФСР развивался как политико-правовая связь между физических лицом и государством. Каждый этап его развития отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства и даже отдельных его лидеров.

Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было обусловлено, прежде всего, несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. и отдельных норм Конституции Российской Федерации, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Наши рекомендации