Иррациональное познание

Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничиваютили отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческихспособностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувстваи т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму,неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.

В рамках классического рационализма зарождается представление об особой способностиинтеллектуальной деятельности, получившей название интеллектуальной интуиции. Благодаряинтеллектуальной интуиции, мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Кхарактерным чертам интеллектуальной интуиции можно отнести следующие:

1. интуитивное познание как непосредственное, согласно рационализму XVII века, должно отличаться отрассудочного познания, опирающегося на логические определения, силлогизмы и доказательства, то естьспецифика интуитивного познания состоит вне зависимости от умозаключения и доказательства;

2. интуиция — один из видов интеллектуального познания, но, что важно отметить, его высший вид.

Учение об определяющей роли в человеческом познании такой иррациональной способности какинтуиция, было развито в интуитивизме, получившем наибольшее развитие во второй половине 19 —начале 20 века. Интуитивисты утверждали, что для познания недостаточно ни опыта, ни разума. Дляпостижения жизни, которая признавалась единственной реальностью, необходима особая формапознания, в качестве которой и выдвигается интуиция. Но это уже не та интеллектуальная интуиция,которая лежала в основе познания у рационалистов, например, у Декарта, а интуиция, деятельностькоторой противоположна деятельности разума. Например, А. Бергсон считал, что интуиция и интеллект —два противоположных направления работы сознания. Согласно интуитивизму, разум со своей логикойспособен описывать мёртвую природу в физике, но он совершенно беспомощен в познании живойчеловеческой действительности, постигаемой только при помощи интуиции. Интуиция здесьрассматривается как форма непосредственного знания, постигающего действительность, минуя показанияорганов чувств и разума. Интуиция — форма непосредственного вживания в действительность. Посколькуединственной данностью является для нас жизнь, а она нами, прежде всего, переживается, а непознается, то мы, согласно Бергсону, способны её воспринять непосредственно. Путь этогонепосредственного постижения и есть интуиция. В отличие от разумного, интеллектуального постижения,интуиция, по Бергсону, есть акт простой и даёт нам не относительное и одностороннее знание, аабсолютное. Интуиция — это род интеллектуальной деятельности, с помощью которой можно перенестисьвнутрь предмета, чтобы слиться с ним и постичь, что в нем есть единственного и невыразимого. Всовременной философии принято считать, что в реальном процессе мышления интуиция тесно связана слогическими процессами, хотя признается, что ее механизмы существенно отличаются от принципов ипроцедур логики и характеризуются своеобразными способами переработки и оценки информации,которые пока ещё изучены крайне слабо. Интуиция не автономный способ познания, он связан срациональными элементами, но при этом отдельные звенья цепи остаются на уровне бессознательного.

Еще одним иррациональным элементом в познании, близким к интуиции, выступает инсайт. Инсайт (отангл. insight — проницательность, понимание) трактуется как акт непосредственного достижения истины, «озарение», как внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации.Научным путем инсайт был открыт представителем гештальтпсихологии В. Келером в 1917 году висследовании решения проблем человекообразными обезьянами. В дальнейшем в гештальтпсихологиипонятие инсайта используется для описания того типа человеческого мышления, при котором решениезадачи возникает не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого.Таким образом, в процессе решения сложной задачи происходит переструктурирование ситуации,находится новое видение проблемы, условия задачи начинают видеться и пониматься иначе. Нахождениенового понимания происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональнымпереживанием, которое получает название ага-переживания. Механизм инсайта в отличие отрационального познания базируется не на общелогических приемах и методах, таких как анализ, синтез,абстрагирование, индукция и т. п., а на мгновенном постижении решения проблемы.

Процесс познания, также как и процесс творчества, невозможен без участия воображения. Воображениепредставляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве,связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации, возможногобудущего (продуктивное воображение). Воображение зависит не только от непосредственныхвпечатлений, но и от содержания памяти. Воображение нельзя жестко противопоставлять мышлению,разуму, поскольку воображение во многих случаях подчиняется логике мышления. Но в то же времявоображение не относится к рациональному способу постижения действительности, так как можетобретать относительную самостоятельность и протекать по своей собственной «логике», выходя запределы обычных норм мышления. Воображение действует в обход стандартов логики мышления,выходит за пределы непосредственно данного. Воображение помогает познанию мира, создавая гипотезы,модельные представления, идеи экспериментов. Иррациональные элементы в процессе познания неограничиваются вышеперечисленными. К иррациональным элементам познания следует также отнестиэмоциональную сферу, влияющую на процесс познания, магические практики, практики медитации ввосточных религиях и в эзотеризме и др.

Теоретическая деятельность генетически берет свое начало в практической и продукты ее — знания — в конечном счете опять-таки включаются в практическую деятельность. Практическая деятельность, используя как инструменты (орудия-средства) продукты теоретической деятельности, на этой основе постоянно и неуклонно усложняется и совершенствуется, предъявляя к человеку все более сложные и ответственные требования. Нередко для того, чтобы расширить базу теоретических знаний приходится обращаться к репетирам.Репетиторы Научи.румогут привести массу подобных примеров. Положение человека в материальном производстве неоднократно менялось и продолжает изменяться. Было время, когда физическая сила человека была основным энергетическим фактором производства. По мере использования все более мощных источников энергии природного окружения на смену энергетическим функциям человека пришли технологические функции — инструментальная и ручная работа на станках, машинах и других механизмах. Наполняясь интеллектуальным трудом, содержание его деятельности приобретает характер напряженной внутренней умственной деятельности. Практическая деятельность человека-производителя выступает тем самым уже в форме развернутой познавательной деятельности. Регулирующе-контрольная функция человеческого труда предъявляет к человеку особые требования в свете современного развития техники, средств производства, прежде всего к повышению самостоятельности и инициативности работника, лежащих в основе повышения производительности труда и дальнейшего совершенствования техники и технологии производства. Эти и многие другие данные убедительно говорят в пользу того, что одна и та же деятельность может рассматриваться в условиях нынешней научно-технической революции и как теоретическая, и как практическая в зависимости от того, какие она выполняет функции, какие задачи решаются в процессе этой деятельности и какой продукт она дает. Задача практической деятельности — получение материального продукта в результате изменения тех внешних объектов, на которые эта деятельность направлена. К. Маркс писал: «Трудовая деятельность человека запечатлевается в своем продукте; она превращается в форму бытия или предметности» . В философии, социологии и вообще в общественных науках такую деятельность называют материальной или материальным производством.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В НАУЧНОМПОЗНАНИИ — два вида научного знания, различение которых базируется, прежде всего, на выделении Э. ит. исследования как двух основных направленностей, «векторов» научно-познавательной деятельности.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект, как он дан внаблюдении и эксперименте. Теоретическое же исследование специфично тем, что в нем ведущейявляется деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работа сконцептуальными системами и моделями различного рода. Оба этих вида исследования органическивзаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическоеисследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретическихисследований, ставит перед ними новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование,совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения ипредвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование.

Истоки различения Э. и т. как двух видов научного исследования и возникающих в связи с ними типовзнания лежат в самой природе науки как виде рационально-рефлексивного сознания. Формированиерационально-рефлексивного сознания в философии и науке предполагает процессы семиозиса, врезультате которых глубокое изменение претерпевает исходная семантика донаучного языка. Последняяхарактеризуется синкретическим единством фиксации «смыслового ядра» элементов языка с функцией егоприменения в конкретных ситуациях. Рационально-рефлексивное сознание реализует установку нарасщепление этого синкретического единства, на выделение в актах рефлексии над стихийным«естественным» языковым поведением этого «смыслового ядра» в явном, артикулируемом и сознательноконтролируемом виде, что позволяет также рефлексивно контролировать функцию применения этого«смыслового ядра». Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смыслупотребляемых слов, то научный подход связан с требованием рефлексивного контроля над такимупотреблением.


8. Принципы линейного и нелинейного мышления.

Линейное мышление – это процесс, при котором мысли идут последовательно, когда ответ на предыдущий шаг должен быть получен перед тем, как будет сделан следующий. (Шаг 1, Шаг 2, Шаг 3 ….) Линейные мысли идут последовательно, как бы по прямой линии. Прямая линия между двумя токами, как мы учли в школе, - наиболее эффективный способ добраться из одного места в другое. Линейное мышление рассматривает мир, главным образом, как черно-белый (полярная структура или влияние би-волны). Человек, ограниченный линейным мышлением, имеет ментальные блоки для достижения большего числа возможностей при решении проблем или достижении компромисса, потому что они не имеют восприятия вне определенного параметра. Примером ограниченного линейного мышления является неспособность творчески решать проблему, в случае, если основной порядок ломается, искать альтернативные пути, задавать правильный вопрос, решая задачу или уравнение, или искать точку равновесия для решения. Кроме того, те, кто имеет линейное мышление, не общаются с сознанием, присущим таким живым существам, как земля, животные и природа. Поскольку линейное мышление повторяющееся, и во многих ситуациях имеет неизменный результат, это останавливает рост высшего сенсорного восприятия и подавляет сознание. Разум застревает в механизме веры и линейный событий, из которого нет выхода. Чем менее гибкий ум, тем он более слабый.

Большинство людей воспринимает внешние структуры реальности на основе информации, передаваемой их основными органами чувств, которые работают на уровне чувствительности. Некоторые люди имеют пять основных чувств, которые находятся под контролем функций подсознания, другие же люди имеют развитое высшее сенсорное восприятие, накопили больше сенсорных способностей, расширили доступ к функциям высшего разума. Если сенсорная информация отсутствует, частично заблокирована или неверно интерпретирована вследствие неправильного восприятия, люди накладывают подобие линейности без пользы всей правильной информации. В этом случае принимается, что что-то верно и точно, имея только переменную бесконечно малой величины, что не дает увидеть все факты или полную картину. Исключительно линейное мышление, в конечном счете, ограничивает разум низшими аспектами ума и инстинктивными чувствами. Линейное мышление уменьшает энергию. Линейное мышление сокращает сознание и ограничивает расширение сенсорных ощущений, таких, как интуиция. Мысли тех, кто увлекается линейным мышлением, закрывают сердце, что также закрывает механизм чувствительности тела.

Те, кто мыслит нелинейно, развили способность к духовному мышлению и решению проблем во многих направлениях или по расширяющейся наружу спирали. Вместо того, чтобы мыслить в одном направлении шаг за шагом, думающие по спирали, по сути, знают, что существуют множественные начальные точки, которые можно применить для решения проблемы. Мыслящие по спирали в состоянии пересекать многие направления, которые может иметь проблема, и найти ее корень или причинно-следственные связи, вместо того, чтобы пытаться исправить поверхностные симптомы. Большинство мировых проблем имеет причинно-следственные связи во многих уровнях других проблем, которые складываются друг на друга, как результат. Это как медицинский диагноз, который ставится, не обращая внимание на глубокие причины и корень инфекции. Большей частью линейное мышление содержит мысли, скользящие на поверхности вперед, назад, и наконец, по кругу, оставаясь статичными. Нелинейное или спиральное мышление позволяют уму погрузиться в корень проблемы, двигаться по спирали во многих направлениях из своего источника, что является наиболее эффективным способом более глубокого решения и изменения. Те, кто мыслит нелинейно, получают доступ за пределы функций трех уровней ума эго. Они получают доступ к новым высшим сенсорным способностям благодаря контакту с высшим разумом, который является функцией высшего сознания или духовно-энергетического интеллекта. Тренировка ума для выхода за пределы линейного мышления в нелинейное расширяет энергию, сознание и позволяет открыть сердце и чувствующие центры.


9. Исторические типы юридического познания и правопонимания.

Естественно-правовой тип

Другое название этого подхода – юснатурализм (в переводе с латинского - jus – право, natura – природа). Это один из древнейших вариантов правопонимания, возникший еще в античности. Естественное (природное право) являлось постоянным и неизменным и, подобно законам природы, считалось таким же совершенным. «В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма».2 В древности наметилось различие естественного права и закона. Цицерон говорил, что закон государства, который противоречит естественному праву, вообще не может рассматриваться как закон. В Средние века юснатурализм воспринимался как воля Бога, а в XVII – XVIII вв. – как права и свободы человека, непосредственно вытекающие из его природы. В Новейшее время естественное право понимается как совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву. Вообще естественно-правовую теорию можно подразделить на три этапа, среди которых различают ранние теории естественного права, теорию права с привнесенной договорной концепцией и теорию возрожденного естественного права. Создателями ранних теорий явились Лао-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон. В более позднее время, в XVII-XVIII вв., к ней возвратились и разработали на новом уровне Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной. Эта теория продолжала разрабатываться и в XX веке Р. Штаммлером, Л. Фуллером, А. Кауфманом и др. В XVII веке идеи естественного права получают свое развитие в России у В.Т. Золотницкого, С.Е. Десницкого, А.П. Куницина. Принципы и нормы естественного права в наши дни стали общечеловеческой ценностью, и нашли свое наиболее полное воплощение в таких международных документах, как Хартия прав человека (которая включает в себя и Всеобщую декларацию прав человека), Конвенция о правах ребенка и другие. Многие демократически ориентированные страны, в том числе и Россия, в процессе национального законотворчества опираются на нормы естественного права и уже включили в свои конституции разделы о правах человека. Согласно этой теории каждому человеку как социальному существу с момента рождения принадлежат права и свободы, которые потом находят свое выражение и образуют право. Один из идеологов этой теории И. Кант утверждал, что «каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида».3 Философия естественного права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободной воли или еще короче – «наличное бытие свободы»4. Юснатурализм связал право и такие социальные ценности, как мораль, религия и справедливость. Благодаря естественно-правовой концепции стало возможным различать право и закон, признавать наличие естественных прав человека, соотносить права и свободы человека. Виднейший представитель современного томизма (учении, основанном на естественном правопонимании) – Ж. Маритен (1882 – 1973) – французский философ и общественный деятель к естественным правам человека относил: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Недостатком данной теории является очень большая сложность в претворении в жизнь ее положений.

Исторический тип

Вслед за теорией естественного права в Европе появилась историческая теория (школа) права. Она сформировалась в Германии. В противовес юснатурализму, представители этой теории считали, что не может быть единого для всех народов права, а у каждого народа есть свое собственное право, исторический дух которого и является важнейшим источником права. Право рассматривалось как выражение духа народа, которое складывается постепенно, подобно языку, в ходе исторического процесса и не зависит от субъективных воззрений законодательной власти государства. Право не возникает из договора и не дается готовым от Бога, а развивается само собою. Обычаи также являются источниками права в этой концепции, так как это наиболее доступные и понятные правила, возникшие в народной среде. Основная идея этой теории - это противоборство революционным преобразованиям и сохранение старого, феодального германского права. Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи, Ф. Пухта, Шталь и другие. Историческая школа отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право и чрезмерно преувеличивала роль обычаев в нормативном регулировании общественных отношений, ставя его превыше закона. Задача законодателя в этом подходе состоит лишь в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Этатистский тип

Название происходит от французского слова «etat» - государство. Типичным определением права в этой концепции является следующее: «Право – это совокупность норм, правил поведения, выраженных в законах или иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписывающего) поведения». Идеи, характерные для этатизма, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. К наиболее распространенным суждениям о праве, сформировавшимся в этатистской традиции, относятся следующие: Право всегда есть принудительный государственный порядок должного. Этот должный порядок произвольно устанавливается волевым актом государства. Право как должный порядок есть замкнутая и логически не противоречивая система правовых норм, отождествляемых с волевыми актами государства, выраженных внешним образом в знаковых формах, существующая независимо от социального субъекта. Свое философское обоснование этот подход получил в учении позитивизма, начало которому было положено в Англии И. Бентамом (1748 - 1832) и Дж. Остином (1790 - 1859) Основатель этого учения во Франции – мыслитель О. Конт (1798 – 1857) – считал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому научное знание может быть только позитивным, то есть основанным на выводах из естественных и общественных наук. Для всех сторонников юридического позитивизма источником права является государство. Связь права с государственными установлениями появляется еще в римской юриспруденции (в частности у Цицерона) Этатизм, основанный на позитивистском подходе, противопоставляется юснатурализму, но, несмотря на это, между ними существует тесная взаимосвязь. По отношению к позитивному, естественное право выступает в качестве идеала (критерия свободы и справедливости) и рассматривается как императив, стоящий выше государства и его законов. Многие нормы позитивного права имеют естественную основу, например, защита жизни, чести, достоинства человека. А в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления этих концепций, так как позитивное право закрепляет и охраняет естественные права человека. Социологический тип

Этот подход сформировался во второй половине XIX века, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики, и социология выделилась в самостоятельную область знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Его первоосновой была школа «свободного права», представители которой считали, что право заключается не в нормах, а в самой жизни. Право, по их мнению, - это результат динамичного функционирования социума. Именно общество определяет содержание права, а государство должно лишь нормативно закреплять его. В то же время право не признается существующим по природе. Оно возникает и помимо воли членов общества, образовываясь из традиций и авторитетных обычаев. Основателем социологического направления в юриспруденции является Э. Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этой концепции. Социологию права создавали и социологи, и юристы. Активно разрабатывали проблемы теории права крупнейшие социологи XX века – М. Вебер, Т. Парсонс, Ж. Гурвич, Н. Лурман и др. Родоначальниками социологической теории являлись: Р. фон Иеринг – в Германии, Л. Дюги и М. Ориу – во Франции, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич – в России. Источником права здесь является реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, что должно наполнять законы своим реалистичным содержанием. Центр правового развития здесь лежит не в законодательстве, не в правовой науке, не в судебных решениях, а в самом обществе. Согласно этой концепции, главным в праве являются реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, и решение правового вопроса должно основываться на выяснении сути данного отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права. Основная идея этого подхода сформулирована так: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Значительную роль в развитии социологического правоведения сыграл американский юрист Р. Паунд (1870 – 1964). Свое понимание права он наиболее полно отразил в своем пятитомном труде «Юриспруденция». Право представлялось Паунду формой социального контроля наряду с религией, моралью, обычаями и домашним воспитанием. Цель права, согласно данной концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Представители этой теории считали, что писаный закон – это пустой звук, сосуд, который еще предстоит заполнить. Паунд предлагал расширить полномочия судей, предоставить им свободу усмотрения конфликтов, требующих моральной оценки поведения сторон. Реальное право в социологической концепции идет впереди формального, развивает его и создает правовые нормы, соответствующие жизни. Право тесно связано с обществом, его жизнедеятельностью и образует с ним единое социально-правовое явление. Недостатком этой теории является предоставление возможности правоприменителю (судье) правоусмотрения, т.е. решения дела в соответствии с его собственным правопониманием, личным правопониманием и усмотрением. Несмотря на это, социологическая теория была благосклонно воспринята многими учениками Паунда в Гарвардской школе права и нашла широкий отклик у американских судей.

Нормативистский тип

Учение нормативизма своими корнями восходит к юриспруденции XIX века. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций. Родоначальником и крупнейшим представителем этой школы был австрийский юрист Г. Кельзен (1881 – 1973). Ему принадлежит множество работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа – «Чистая теория права», в которой он отразил основные идеи нормативизма. Целью этой «чистой» теории является знание того, что есть наиболее существенное в праве. Поэтому она не занимается тем, что является изменяющимся и случайным, как, например, идеалы справедливости. В соответствии с этим, Кельзен совершенно отвергает школу естественного права, подчеркивая, что настоящая теория права должна полностью носить чисто формальный характер. В нормативистской концепции право – это иерархия охраняемых государством норм, самой верхней из которых является Конституция. Далее идут законы, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, а также индивидуальные акты. С нормами знакомятся граждане и другие исполнители правовых предписаний и сознательно избирают вариант своего поведения. Источником права здесь является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок. Нормативность является основным свойством права и положительной чертой данного подхода. В этой концепции существует формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие. В нормативизме фиксированы средства государственного принуждения в случае нарушения права. В данном подходе признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие. Кельзен отдавал первенство норме международного права перед нормой внутреннего. Теперь большинство государств вынуждено признать необходимость соотносить свое законодательство и юридическую практику с актами о правах, международными соглашениями, резолюциями ООН. Недостаток нормативистского подхода в том, что не учитываются реальные экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества и государства, которые оказывают влияние на формирование и создание права. Право здесь существует самостоятельно и от морали, и от нравственности, и от религии. Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства. Нормативизм оказал глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием этого учения правоведы стали больше уделять внимание противоречиям в праве и формированию стройной системы законодательства.

Психологический тип

Возникновение этой концепции права было связано с процессом становления и развития психологии как самостоятельной отрасли знаний на рубеже XIX – XX веков. Эта концепция основана на отождествлении права и закона. Психологическая теория права в свое время претендовала на самостоятельную роль в науке и практике, а впоследствии часто вступала в союз с идеями правового реализма и другими теориями. Замечалась даже своего рода психологизация основных направлений правовой мысли. Согласно этой концепции, реальность состоит лишь из физических объектов с одной стороны, и из психических феноменов – с другой. Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Л.И. Петражицкий (1867 – 1931) – профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной Думы от партии кадетов. Психологическая теория основана на эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение событию, факту. «Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии. Поэтому психологическое состояние, которое определяет поведение и деятельность человека, является реальным правом».5 Официальное право – это право государства, известное далеко не всем людям, и поэтому его использование проблематично. Часто люди осуществляют свою деятельность, не зная законов, при пробелах в законе, в обход законов или вопреки ним. В связи с этим более важным является интуитивное право, которым человек руководствуется постоянно в отношениях с другими людьми. Законы в таком случае нельзя издавать без учета социальной психологии, и нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Психологическая теория главенствующее значение придает психике людей, а не социальным отношениям и не государственно-волевому началу в праве. Теория Петражицкого содержит большой критический заряд в адрес других подходов к праву. Особенно резко ее представители критикуют нормативное понимание права за отрыв права от человека – его непосредственного носителя. Но и этот подход обладает рядом существенных недостатков. Например, слишком расширена граница права. В его сфере оказываются самые различные отношения, включая спорт, игры, правила общественного гостеприимства и этикета. Также не разработан научный критерий для определения положительных и отрицательных черт права. Теория Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стала стимулом исследований в области юридической психологии.

Классовый (марксистско-ленинский) тип

Марксистская теория права появилась во второй половине XIX века. Она «исходит из положения, что право – это явление, производное от экономических условий жизни общества на определенном историческом этапе его развития. Право развивается вслед за экономическим базисом, оно есть своего рода отражение экономических отношений, экономических потребностей».6 Такое толкование права преподносилось вплоть до 80-х годов XX века в странах социалистической ориентации. Эта концепция характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон. Традиционным здесь является вопрос: «В чьих интересах право будет регулировать общественные отношения?». Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов и классовых противников Реализация права обеспечивается принудительной силой государства, образованного на классовой основе. Достоинство этого подхода в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление. Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности лишь одному классу или слою общества, вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального неравенства и насилия одной части общества по отношению к другой. В настоящее время классовая теория, как и многие другие, требует корректировки, потому как не соответствует реальной роли права в постиндустриальном обществе, где право становится системой основных прав и свобод человека и исполняет роль регулятора общественных отношений в интересах всего общества.

Интегративный (современный) тип

В последнее время в научной литературе начал формироваться еще один подход к пониманию права, который стали называть интегративным. Интегративная теория включает в себя черты многих других концепций. Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. Это синтез многих конкурирующих теорий, ориентированный на понимание права как многоединства. Право здесь – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Современная теория признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Также считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами. Право выражает волю большинства населения на основе сочетания интересов различных слоев и групп населения, религий, наций и других социальных формирований. Интегративная теория охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Эта теория помогает преодолеть характерный для классического правоведения разрыв между правом и человеком. В наше время идее широкого понимания права отдают предпочтение Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц, Г.В. Мальцев и др. Однако выработка «синтетического» определения права, по мнению многих специалистов, остается делом будущего.

10. Пралогические и логические методы формирования юридического знания.

Л. Леви-Брюль выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип — логический — пришел на сменупервобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Наши рекомендации